Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Управление образованием Качканарского городского округа
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Звездочка»
Принято:
Педагогическим советом
МДОУ - детский сад «Звездочка»
Протокол от 14.08.2024 г. № 1
Утверждено:
Приказом МДОУ детский сад «Звездочка»
от 14.08.2024 № 150од
.
Дополнительная образовательная
общеразвивающая программа «Игралочка»
естественнонаучной направленности.
Возраст обучающихся 5-7 лет
Срок реализации программы: 2 года
Автор – составитель:
воспитатель
Наталья Юрьевна Фурманюк.
Город Качканар
Оглавление:
1. Комплекс основных характеристик программы……………………………..…3
1.1 Пояснительная записка…………………………………………………………3
1.2 Цели и задачи программы………………………………………………………5
1.3 Содержание программы………………………………………………………...6
1.4 Планируемые результаты………………………………………………………29
2. Комплекс организационно – педагогических условий………………….……31
2.1 Календарный учебный график…………………………………………………..31
2.2 Условия реализации программы………………………………………………...32
2.3 Формы аттестации………………………………………………………………..33
3. Список литературы………………………………………………...…………..35
2
1.
Комплекс основных характеристик программы.
1.1.
Пояснительная записка.
Общеразвивающая программа дополнительного образования «Игралочка»
относится к естественнонаучной направленности.
Дополнительная общеразвивающая программа «Игралочка» составлена в
соответствии с нормативно-правовыми документами:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации « от 29.12.2012
№273-Ф3
2. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №
196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее –
Порядок);
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020
года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам», утвержденный приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196;
8. Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.
Дополнительное образование в кружке «Игралочка» осуществляется только
по желанию родителей законных представителей на договорной основе и не
оказывается вместо основной образовательной деятельности учреждения.
Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации,
новых компьютерных технологий. С каждым годом прогресс окружающей жизни,
развитие науки и техники продвигается вперед. На детей постоянно выливается
большой поток информации.
Такой быстрый темп прогресса, ставит перед детьми более высокий уровень
познаний, чем тот, что стоял перед нами в детстве.
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного
возраста - одна из актуальных проблем современности. Особую ценность сегодня
приобретает развитие у детей способности логически и творчески мыслить,
3
умение планировать свою деятельность, доказывать свою точку зрения, быть
самостоятельными и активными. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее
запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой
обстановке, лучше подготовлены к школе.
Дошкольное образование воспитанников является важным звеном общей
системы образования. Сочетание практической и игровой деятельности, решение
проблемных ситуаций, доставляет
воспитанникам удовольствие получать
результат тех или иных математических действий, возникает потребность
овладеть определенными знаниями самостоятельно.
Учебные умения и навыки ребят развиваются тем быстрее, чем раньше
начинается обучение каким- либо видам мыслительной деятельности.
Так как же научить маленького ребенка думать?
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет
математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим
эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения,
эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Вместе с тем принципиально важно, чтобы математика вошла в жизнь детей, не
как теория, а как знакомство с интересными явлениями окружающего мира, как
«открытие» закономерных связей и отношений этого мира. Поэтому обучение
математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования
занимательных игр, задач, развлечений.
Удовлетворить естественные потребности ребенка в познании и изучении
окружающего мира, его неуемную любознательность, дать ему здоровую
интересную пищу для ума и при этом достаточно сложную поможет,
дополнительная общеразвивающая программа «Игралочка», разработанная на
основе программы Л.Г. Петерсон.
Математическое развитие на основе Петерсон. Л.Г. Кочемасовой Е.Е.
отличается новым подходом, как в содержании, так и в форме подачи материала.
Оно направлено на всестороннее развитие личности ребенка: развитие его
мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности.
Ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность. Поэтому
занятия, по сути, являются системой дидактических игр, в процессе которых дети
исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки, отношения,
соревнуются, делают открытия. В ходе этих игр осуществляется личностноориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой.
Новизна программы заключается в организации процесса освоения
образовательного материала: ключевые понятия вводятся через игровые задания и
упражнения, поэтому внимание воспитанников акцентируется на важных
моментах, не снижая интереса самому виду деятельности, по изучению каждой
темы проводится итоговая игра-путешествие. Все занятия проходят в игровой
форме, что помогает воспитаннику адаптироваться в учебном процессе.
Обучающие игры - вид деятельности. Занимаясь играя, дети получают новые
знания, которые
расширяют, углубляют и закрепляют. Таким образом,
4
воспитанники включаются в ориентированную творческую интеллектуальную
деятельность.
Программа «Игралочка» предназначена для развития математических
представлений и познавательных способностей детей 5-7 лет. Программа
предполагает последующее усложнение и непрерывность на следующих этапах
дошкольного детства.
В соответствии с основной идеей дополнительная программа нацеливает
педагогов и родителей на полноценное и общее развитие детей, их позитивную
социализацию. Содержание программы включает совокупность направлений
развития
ребёнка
–
социально-личностного,
познавательно-речевого,
художественно-эстетического и образовательных областей, обеспечивающих
разностороннее развитие, обучение и воспитание детей с учётом их возрастных и
индивидуальных особенностей.
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа:
- ориентирована на светский характер образования, на общечеловеческую
(мировую) культуру и соответствует российским культурным традициям;
- построена на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых
с детьми с учётом относительных показателей детской успешности;
- обеспечивает целостность педагогического процесса посредством взаимосвязи и
взаимозависимости целей и задач образования, воспитания и развития;
- учитывает вариативность организационных форм дошкольного образования;
- предусматривает оптимальную нагрузку на ребёнка с целью предупреждения
перегрузки;
- учитывает принцип интеграции образовательных областей в соответствии с
возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и
возможностями образовательных областей;
основывается
на
комплексно-тематическом
принципе
построения
образовательного процесса;
- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной
деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в
рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении
режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
1.2.
Цели и задачи программы
Цель программы:
Развитие у детей образного и логического мышления, интереса к разнообразной
интеллектуальной деятельности, через вовлечение их в содержательную,
развивающую деятельность на занятиях, самостоятельную игровую и
практическую деятельность.
Задачи
Обучающие:
Расширять математические знания в области многозначных чисел; содействовать
умелому использованию символики; учить правильно применять математическую
терминологию; развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и
5
явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах; уметь делать
доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Развивающие:
Развивать личностные качества - активность, ответственность, аккуратность,
самостоятельность; развивать творческие способности; развивать внимание
память, мышление, воображение; формировать потребность в самопознании,
саморазвитии; расширять кругозор обучающихся в различных областях
элементарной математики.
Воспитательные:
Развивать познавательный интерес, интерес к логическим играм; формировать
культуру общения и поведения в социуме, навыки здорового образа жизни;
воспитывать умение работать в коллективе и радоваться успехам своих
товарищей.
Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с разными областями
математической и познавательной действительности: с количеством и счетом,
измерением и сравнением величин, пространственными и временными
ориентировками.
Программа рассчитана на детей 5-7 лет
Объем - 72 часа
Срок реализации программы – 2 года
Первый год обучения – 36 часов
Второй год обучения – 36 часов
Режим организации занятий- 1 раз в неделю 25 минут - первый год
обучения, 1 раз в неделю 30 минут - второй год обучения
По количеству детей участвующих в занятии – групповая
Форма подведения итогов реализации общеразвивающей программы
«Игралочка»:
1. Проведения открытых мероприятий для родителей
2. Мастер-класс для родителей по рабочим тетрадям.
1.3. Содержание программы.
Содержание программы представлено в учебном и учебно-тематическом
планах.
Учебный план
Первый год обучения
№ п /п Совокупность направлений Название пособий
развития ребенка
1
Всего
часов
Познавательное направление
Математическое
и Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова. «Игралочка. 36 занятия
сенсорное развитие
Практический
курс
математики
для
дошкольников.
Методические
рекомендации».
Демонстрационный материал к учебноРазвитие мелкой моторики методическому комплекту
6
«Игралочка». Математика для детей 5-6 лет.
Часть 3.
Сроки
Сентябрь - май
Количество
посещений
в Общее число занятий
неделю
1 раз в неделю по 25 минут
36 занятий за период обучения
Второй год обучения
№ п/п Совокупность
Название пособий
Всего
направлений
развития
часов
ребенка
1
Познавательное направление
Математическое
и Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова. «Игралочка. 36 занятия
сенсорное развитие
Практический
курс
математики
для
дошкольников.
Методические
рекомендации».
Демонстрационный материал к учебноРазвитие мелкой моторики методическому комплекту
«Игралочка». Математика для детей 6-7 лет.
Часть 4.
Сроки
Сентябрь - май
Количество
посещений
в Общее число занятий
неделю
1 раз в неделю по 30
32 занятия за период
минут
обучения
Учебно-тематический план
Первый год обучения
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Название
темы
раздела, Количество часов
Всего
Теория
Повторение
Повторение
Свойства предметов и
символы.
Свойства предметов и
символы.
Таблицы
Число 9. Цифра 9.
Число 0. Цифра 0.
Число 10. Запись числа
10
Сравнение
групп
предметов. Знак =
Практика
1ч
1ч
1ч
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
1ч
0.5
0.5
1ч
1ч
1ч
1ч
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
1ч
0.5
0.5
7
Формы
аттестации
/контроля
мониторинг
Сравнение
групп
предметов. Знаки = и
≠.
Сложение.
Переместительное
свойство сложения.
Сложение.
Вычитание.
Вычитание.
Вычитание.
1ч
0.5
0.5
1ч
1ч
0.5
0.5
0.5
0.5
1ч
1ч
1ч
1ч
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
1ч
0.5
0.5
1ч
0.5
0.5
1ч
0.5
0.5
1ч
0.5
0.5
1ч
1ч
1ч
1ч
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
27
28
29
30
31
Сложение
и
вычитание.
Знаки
больше
и
меньше.
На сколько больше,
меньше?
На сколько длиннее,
выше?
Измерение длины.
Измерение длины.
Измерение длины.
Объемные
и
плоскостные фигуры.
Сравнение по объему.
Измерение объема.
Повторение.
Повторение.
Повторение.
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
32
Повторение.
1ч
0.5
0.5
10
11
12
13
14
15
16
17
20
21
22
23
24
25
26
Второй год обучения
№ п/п
Название
темы
1
2
3
4
5
6
раздела, Количество часов
Всего
Теория
Повторение
Повторение
Повторение
Повторение
Число и цифра 1
Число и цифра 2
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
8
Практика
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
Открытое
занятие для
родителей
мониторинг
Итоговое
занятие
Формы
аттестации
/контроля
мониторинг
Число 3
Число и цифра 3
Числа и цифры 1-3
Числа и цифры 1-3
Точка. Линия. Прямая
и кривая линии
Луч. Отрезок
Незамкнутые
и
замкнутые линии
Ломаная линия.
Многоугольник
Число 4
Число и цифра 4
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
1ч
1ч
0.5
0.5
0.5
0.5
1ч
0.5
0.5
1ч
1ч
0.5
0.5
0.5
0.5
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Число и цифра 4
Числовой отрезок
Числовой отрезок
Слева, справа
Пространственные
отношения
Число 5
Число и цифра 5
Число и цифра 5
Числа и цифры 1-5
Больше, меньше
Внутри, снаружи
Число 6
Число и цифра 6
Число и цифра 6
Повторение.
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
32
Повторение.
1ч
0.5
0.5
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
Открытое
занятие для
родителей
мониторинг
Итоговое
занятие
Содержание учебного (тематического) плана
Первый год обучения
1. Повторение
Теория:
1.Повторить формы геометрических фигур.
2.Тренировать умение распознавать геометрические тела и их «паспорта».
3.Повторить порядковый счет до 8, цифры и числа 1-8.
Практика:
1.Актуализировать умение соотносить цифру с количеством предметов.
2.Закрепить счет до 8, числа 1-8; Закрепить знание цвета, знание цифр.
9
2. Повторение
Теория:
1.Тренировать мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, обобщение,
умение видеть закономерность, развивать логическое мышление;
2.Закреплять понятия «длинный», «короткий», знание цифр;
Практика:
1. Повторить формы геометрических фигур, закреплять умение определять форму
предметов окружающей обстановки.
2. Закреплять знание цифр, порядковый счет.
3. Свойства предметов и символы.
Теория:
1.Повторить формы плоских геометрических фигур, пространственные
отношения «вверху-внизу», «слева-справа», свойства предметов - форма, цвет,
размер, уточнить представление о цифре как знаке, обозначающем число
(количество предметов)
2. Сформировать представления о способах обозначения свойств предметов с
помощью знаков (символов), опыт придумывания и использования таких
обозначений.
3. Формировать представления о символах.
Практика:
Работа с символами в рабочей тетради
4. Свойства предметов и символы.
Теория:
1. Тренировать умение понимать и использовать символы, сформировать
представление о том, как обозначить отрицание «не» с помощью зачеркивания (на
примере отсутствия у предмета некоторого свойства – не красный, не
прямоугольник и т.д)
2. Повторить счет до 8, форму плоских геометрических фигур ( треугольник,
квадрат, прямоугольник)
Практика:
1.Закрепление представлений о символах;
2.Закрепление знаний цветов, развитие мышления.
5. Таблицы.
Теория:
1. Сформировать представление о таблице, строке и столбце, первичный опыт
определения и выражения в речи места фигуры в таблице.
2. Тренировать счетные умения, умение определять и называть форму, цвет и
размер плоских геометрических фигур, пользоваться пространственными
отношениями «слева»- «справа», «вверху» - «внизу».
Практика:
Тренировать умение пользоваться таблицей на практике
6. Число 9. Цифра 9.
Теория:
10
1. Познакомить с цифрой 9, порядковым счетом, сформировать умение
соотносить цифру 9 с количеством.
2. Тренировать умение сравнивать численность двух групп предметов путем
пересчета и составления пар, различать изученные геометрические фигуры,
умение ориентироваться в пространстве относительно себя.
Практика:
1. Тренировать счет до 9, умение соотносить цифры с количеством предметов.
2. Закрепить знание цифр, умение соотносить цифру с количеством;
7. Число 0. Цифра 0.
Теория:
1. Сформировать представление о числе 0, познакомить с цифрой 0, сформировать
умение соотносить цифру 0 с ситуацией отсутствия предметов.
2. Тренировать умение узнавать и называть геометрические тела, умение считать
до 9 и соотносить цифры 1-9 с количеством.
Практика:
1. Закрепить представления детей о числе и цифре 0 на практике
2. Повторить временные отношения «раньше» - «позже», порядковый счет
8. Число 10. Запись числа 10.
Теория:
1. Сформировать умение считать до 10, различать запись числа 10 и соотносить ее
с десятью предметами.
2. Тренировать умение сравнивать количество путем пересчета и путем
составления пар, соотносить цифры 1-9 с количеством, прямой и обратный счет
до 10, умение составлять числовой ряд.
Практика:
1. Закрепить умение соотносить число с количеством
2. Тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, развивать внимание,
речь, воображение, мелкую моторику руки.
9. Сравнение групп предметов. Знак =.
Теория:
1. Сформировать представление о равных группах предметов, умение
устанавливать их равенство путем составления идентичных пар, познакомить со
знаком =.
2. Тренировать умение выделять и называть свойства предметов, умение
сравнивать предметы по длине путем наложения и приложения, закрепить счет до
10, умение соотносить запись чисел с количеством.
Практика:
1. Закрепить умение различать и называть свойства предметов, умение составлять
равные группы предметов, использовать знак =для обозначения равных
предметов
2. Тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, развивать внимание,
речь, воображение, память, фантазию, вариативное мышление , коммуникативные
умения и мелкую моторику руки.
10. Сравнение групп предметов. Знаки = и ≠.
11
Теория:
1. Сформировать представление о равных и неравных группах предметов, умение
устанавливать равенство и неравенство групп предметов путем составления
идентичных пар и фиксировать результат сравнения с помощью знаков = и ≠.
2. Тренировать умение выделять и называть свойства предметов , умение
сравнивать предметы по высоте, закрепить счет в пределах 10.
Практика:
1. Закрепить умение самостоятельно составлять равные группы предметов и
обосновать их равенство с помощью общего правила
2. Тренировать мыслительные операции-анализ и сравнение, развивать внимание,
память, речь, воображение, логическое мышление, самостоятельность.
11. Сложение
Теория:
1. Сформировать представление о сложении как объединении групп предметов, о
записи сложения с помощью знака +.
2. Тренировать умение выделять и называть свойства предметов, умение
сравнивать предметы по свойствам.
Практика:
1. Закрепить представления о действии сложения и его записи, тренировать
умение складывать группы предметов и записывать это с помощью знака+.
2. Тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции- анализ и
сравнение, развивать внимание , память, речь, мелкую моторику рук.
12. Переместительное свойство сложения.
Теория:
1. Сформировать представление о переместительном свойстве сложения;
2. Закрепить представления о смысле сложения групп предметов и записи
сложения с помощью знака +, тренировать умение выполнять действие сложения,
счетные умения в пределах 10.
Практика:
1. Закрепить представления о действии сложения и переместительном свойстве
сложения, умение выполнять сложение групп предметов и выражать
переместительное свойство сложения в речи.
13. Сложение.
Теория:
1. Актуализировать представление о смысле сложения групп предметов, создать
мотивационную ситуацию для установления соотношения между сложением
мешков и сложением чисел;
2.Развивать навыки сложения;
Практика:
1.Закреплять знания о символах, таблице.
14. Вычитание
Теория:
1. Сформировать представление о вычитании как об удалении части из целого, о
записи вычитания с помощью знака - ;
12
2. Тренировать умение выделять и называть свойства предметов, умение
сравнивать предметы по свойствам.
Практика:
1. Закрепить представление о вычитании как об удалении части из целого, о
записи вычитания с помощью знака - ;
15. Вычитание
1. Закрепить представление о сравнении групп предметов, вычитании как
удалении части из целого, умение записывать действие вычитания групп
предметов и вычитание чисел с помощью знака -.
2.Сформировать опыт составления задач на вычитание по картинкам и их
решения, тренировать счетные умения, закрепить представление о числовом ряде,
счет до 10, символьное обозначение свойств предметов «большой» и маленький.
16. Вычитание
Теория:
1. Закрепить представления о смысле вычитания, умение выполнять вычитание на
основе предметных действий, тренировать умение записывать вычитание с
помощью знака - , составлять и решать задачи по картинкам, сформировать
представление о взаимосвязи между целым и частью.
2.Тренировать навыки счета в пределах 10 , умение ориентироваться в
пространстве и пользоваться планом-картой
Практика:
1.Закрепить представления о действии вычитания, умение записывать с помощью
знака 2. Закреплять представления о формах геометрических фигур - круге, квадрате,
треугольнике, овале.
17. Сложение и вычитание.
Теория:
1. Закрепить знание записи чисел 1-10, порядковый счет в пределах 10, умение
составлять числовой ряд;
2. Закрепить представление о сложении и вычитании, умение их выполнять на
основе предметных действии, тренировать умение записывать сложение и
вычитание с помощью знаков + и -. Сформировать представление о взаимосвязи
между сложением и вычитанием.
Практика:
1. Закрепить представление о форме геометрических фигур- круг и треугольник, о
взаимосвязи между целым и частью, действиях сложения и вычитания, умение
записывать их с помощью знаков + и -.
18. Сложение и вычитание.
Теория:
1. Закрепить представление о сложении и вычитании, взаимосвязи между ними,
умения их выполнять на основе предметных действий, умение записывать
сложение и вычитание с помощью знаков = и - , составлять и решать задачи на
сложение и вычитание по картинкам;
2.Тренировать мыслительные операции - анализ, синтез, сравнение, обобщение.
13
Практика:
1.Закреплять знания о сложении и вычитании;
2.Закреплять знание цветов.
19. Столько же, больше, меньше.
Теория:
1. Познакомиться с использованием знаков = и = для записи результатов
сравнения количества предметов в группе;
2.закрепить представление о сравнении групп предметов по количеству,
тренировать анализ.
Практика:
1. Закрепить знания о знаках = и =.
20. Знаки больше и меньше.
Теория:
1. Сформировать представления о знаках больше и меньше, умение использовать
их для записи результата сравнения по количеству групп предметов с помощью
составления пар, закрепить умение определять на предметной основе, в какой
группе количество предметов больше (меньше) и на сколько.
2. Закрепить представление о сложении и вычитании, взаимосвязи между ними,
умения их выполнять на основе предметных действий, умение записывать
сложение и вычитание с помощью знаков = и -, составлять и решать задачи на
сложение и вычитание по картинкам;
Практика:
1.Закрепить представления о знаках больше и меньше.
2. Тренировать мыслительные операции-анализ и сравнение, развивать внимание,
память, речь, воображение, логическое мышление, самостоятельность.
21. На сколько больше, меньше?
Теория:
1. Сформировать представление о сравнении чисел на основе их расположения в
числовом ряду, умение с помощью предметных действий отвечать на вопрос « На
сколько одно число больше или меньше другого?»
Практика:
1.Тренировать мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение.
2.Закрепить знания о знаках больше, меньше, на сколько больше, на сколько
меньше;
22. На сколько длиннее, выше?
Теория:
1. Уточнить представления о сравнении по длине (высоте) и сформировать
умение определять на предметной основе, на сколько одна полоска длиннее
(выше) или короче (ниже), чем другая.
2. Закрепить представления детей о числовом ряде, форме геометрических фигур,
символах, сложении и вычитании групп предметов и чисел, тренировать счетные
умения.
14
Практика:
1.Закреплять представления о высоте предметов;
2.Закреплять умение сравнивать, на сколько один предмет выше другого.
23. Измерение длины.
Теория:
1. Сформировать представления об измерении длины предметов с помощью
мерки.
2. Закрепить представления детей о сложении и вычитании групп предметов и
чисел, взаимосвязи между частью и целым, тренировать счетные умения
Практика:
Закрепить представления детей о сложении и вычитании групп предметов и
чисел, взаимосвязи между частью и целым, тренировать счетные умения
24. Измерение длины.
Теория:
1. Актуализировать представление детей об измерении длины и сравнивать по
длине с помощью мерок, тренировать счетные умения;
2.Закреплять умение о зависимости результата измерения длины от величины
мерки, тренировать счетные умения.
Практика:
1.Закрепить и расширить представления детей о сложении групп предметов и
чисел, тренировать счетные умения
2.Тренировать мыслительные операции - анализ и сравнение, развивать внимание,
память, речь, воображение, логическое мышление, самостоятельность.
25. Измерение длины.
Теория:
1. Сформировать представление о том, что сравнивать по длине можно только
тогда, когда измерения ведутся одинаковой меркой, тренировать умение измерять
длину предметов с помощью мерки, пользуясь алгоритмом, закрепить
представления о зависимости результата измерения длины от величины мерки;
2. Закрепить представления детей о числовом ряде, сравнении чисел с помощью
знаков больше, меньше, равно, тренировать счетные умения.
Практика:
1. Закрепить представления детей о том, что при сравнении по длине можно
пользоваться только одинаковыми мерками, тренировать счетные умения;
2. Сформировать опыт ответа на вопрос о том, на сколько мерок одна полоска
длиннее или короче второй.
26. Объемные и плоскостные фигуры.
Теория:
1. Сформировать представление о том, чем отличаются плоские и
пространственные (объемные) фигуры, и о том, из каких элементов состоят
пространственные фигуры.
2. Повторить названия изученных геометрических фигур, умение распознавать и
называть их, закрепить умение сравнивать группы предметов по количеству с
помощью составления пар и использовать знаки больше, меньше, равно для
15
фиксации результатов сравнения, тренировать счетные умения, умение решать
простейшие задачи на сложение и вычитание.
Практика:
1.Закреплять знания об объемных и плоскостных геометрических фигурах;
2.Закреплять знание цифр, знаки больше, меньше, равно.
27. Сравнение по объему.
Теория:
1. Сформировать представление о непосредственном сравнении сосудов по
объему (вместимости), умение с помощью переливания (пересыпания)
определять, какой сосуд больше по объему, а какой меньше
2. Закрепить непосредственное сравнение предметов по высоте, смысл сложения
и вычитания, взаимосвязь между частью и целым, умение составлять и решать
простейшие задачи на сложение и вычитание, тренировать счетные умения;
Практика:
Закреплять представления о непосредственном сравнении сосудов по объему,
умение выполнять практическое сравнение сосудов по объему на основе
использования мерок.
28. Измерение объема.
Теория:
1.Закреплять представления о непосредственном сравнении сосудов по объему с
помощью переливания, сформировать представления об измерении объема
сосудов с помощью мерки.
Практика:
Закрепить пространственные отношения «слева» - «справа» - «между», смысл
сложения и вычитания, взаимосвязь между целым, умение составлять и решать
простейшие задачи на сложение и вычитание, тренировать счетные умения;
29. Измерение объема.
Теория:
1.Закреплять представления о непосредственном сравнении сосудов по объему с
помощью переливания, сформировать представления об измерении объема
сосудов с помощью мерки.
Практика:
Закрепить представления о сравнении чисел, тренировать счетные умения
30. Повторение.
Теория, Практика:
1. Закреплять знания о геометрических фигурах, пространственные
представления;
2. Закрепить представление о символах;
3. Закрепить представление о таблице.
4. Закреплять умение сравнивать группы предметов;
5. Закреплять умение логически мыслить;
6. Развивать пространственные отношения.
31. Повторение
Теория, Практика:
16
1. Закреплять знания о геометрических фигурах,
представления;
2. Закрепить представление о символах;
3. Закрепить представление о таблице.
4. Закреплять умение сравнивать группы предметов;
5. Закреплять умение логически мыслить;
6. Развивать пространственные отношения.
32. Повторение
Теория, Практика:
1. Закреплять знания о геометрических фигурах,
представления;
2. Закрепить представление о символах;
3. Закрепить представление о таблице.
4. Закреплять умение сравнивать группы предметов;
5. Закреплять умение логически мыслить;
6. Развивать пространственные отношения.
пространственные
пространственные
Содержание учебного (тематического) плана
Второй год обучения
1. Повторение
Теория:
1.Повторить формы геометрических фигур, устный счет до10, свойства
предметов, способы их символического обозначения, тренировать умение
понимать и использовать символы.
2. Актуализировать представления о таблице, строке и столбце, умение
определять и выражать в речи место фигуры в таблице.
Практика:
1. Актуализировать устный счет до 5, представления о таблице, строке и столбце,
умение определять и выражать в речи место фигуры в таблице.
2. Сформировать опыт самопроверки по образцу.
2. Повторение
Теория:
1. Повторить смысл сложения и вычитания, связь между действиями с мешками и
действиями с числами, взаимосвязь между частью и целым;
2. Актуализировать умение составлять и решать простейшие задачи на сложение
и вычитание, обосновывать решение, используя связь между целым и частью;
3. Повторить основные способы преодоления затруднений, закрепить умение их
применять;
4. Формировать опыт самопроверки по образцу.
Практика:
1. Повторить смысл сложения и вычитания, связь между действиями с мешками и
действиями с числами, взаимосвязь между частью и целым;
2. Сформировать опыт самопроверки по образцу.
3. Повторение
17
Теория:
1.Уточнить представления о свойствах предметов, таблице, ее строке и столбце,
тренировать умение определять и выражать в речи место фигуры в таблице.
2. Закрепить представления о смысле сложения и вычитания, способе их записи,
взаимосвязи между частью и целым;
3. Тренировать умение ориентироваться в пространстве (слева-справа),
действовать по алгоритму и выражать выполненные шаги в речи;
Практика:
1. Закрепить представления о смысле сложения и вычитания, способе их записи,
взаимосвязи между частью и целым.
2. Сформировать опыт самопроверки по образцу.
4. Повторение
Теория:
1. Уточнить представления о сравнении групп предметов по количеству с
помощью составления пар, запись результатов сравнения с использованием
знаков «меньше», «больше», равно
2. Закрепить представления о смысле сложения и вычитания, взаимосвязи между
частью и целым, тренировать умение составлять по картинкам и решать задачи на
сложение и вычитание;
3. Тренировать умение выделять и сравнивать свойства предметов, повторять
формы геометрических фигур.
4. Сформировать первичные представления о школьной жизни, правилах работы в
парах, закрепить опыт самопроверки по образцу, осмысления (рефлексии)
собственной деятельности.
Практика:
1.Закрепить представления о смысле сложения и вычитания, способе их записи,
взаимосвязи между частью и целым.
2. Тренировать умение составлять по картинкам и решать задачи на сложение и
вычитание.
5. Число и цифра 1.
Теория:
1. Повторить порядковый и количественный счет, актуализировать способ
обозначения количества предметов с помощью точек;
2. Уточнить представление о цифре как знаке, обозначающем число, познакомить
со способом печатания цифры 1 в клетках;
3. Уточнить временные представления (дни недели, месяцы), закрепить
представления о сложении и вычитании, о свойствах предметов и их обозначении
символами;
4. Сформировать опыт самопроверки по образцу, исполнения алгоритма.
Практика:
1.Тренировать умение печатать цифру 1 в клетках.
2. Повторить порядковый счет;
3. Сформировать опыт самопроверки по образцу, выявление и исправление своих
ошибок.
18
6. Число и цифра 2.
Теория:
1. Повторить порядковый счет, понимание детьми значения слова «пара»;
2. Закрепить представления о способе печатания цифры 2 в клетках; составе числа
2;
3. Закрепить представления о сравнении групп предметов по количеству с
помощью составления пар, сложении и вычитании, переместительном свойстве
сложения;
4. Уточнить пространственные (слева-справа) и временные (часы, дни недели,
месяцы) представления.
Практика:
1. Тренировать умение обозначать цифры 1 и 2 с помощью точек и печатания в
клетках;
2. Закрепить представления о составе числа 2 , сложении и вычитании,
взаимосвязи между ними, переместительном свойстве сложения;
3. Тренировать умение выделять в числовом равенстве часть и целое, записывать
сложение и вычитание с помощью знаков «+» и «- ».
7. Число 3
Теория:
1. Сформировать представление о составе числа 3 из двух меньших чисел;
2. Закрепить представление о смысле сложения и вычитания, их записи,
взаимосвязи части и целого, переместительном свойстве сложения, числовом
ряде;
3. Тренировать умение сравнивать группы предметов по количеству, соотносить
цифры с количеством, составлять числовые равенства сложения и вычитания;
4. Сформировать опыт действия по правилу, работы в группах, исполнения
алгоритма.
Практика:
1. Закрепить представление о составе числа 3 из двух меньших чисел;
2. Повторить смысл сложения и вычитания, связь между действиями с мешками и
действиями с числами, взаимосвязь между частью и целым.
3. Сформировать опыт самопроверки по образцу.
8. Число и цифра 3
Теория:
1. Уточнить представления о составе числа 3 из двух меньших чисел, познакомить
со способом обозначения числа 3 с помощью точек и с помощью печатания
цифры в клетках;
2. Тренировать умения составлять задачи по картинкам и решать их, выделять и
называть свойства предметов, сравнивать предметы по свойствам, пользоваться
часами;
3. Уточнить пространственные представления (прямо, налево, направо),
тренировать умение ориентироваться по элементарному плану;
Практика:
19
1. Закрепить представления о составе числа 3 из двух меньших, смысле сложения
и вычитания, их записи, взаимосвязи между целым и частью, переместительном
свойстве сложения;
2. Тренировать умение составлять задачи по картинкам и решать их.
9. Числа и цифры 1-3
Теория:
1. Уточнить представления о составе чисел 2 и 3, тренировать умение печатать
цифры 1-3 в клетках;
2. Закрепить представления о смысле сложения и вычитания, взаимосвязи части и
целого, тренировать умения составлять по картинкам и решать задачи на
сложение и вычитание, решать простейшие примеры;
3. Уточнить представления о геометрических фигурах и их свойствах;
4. Сформировать первичные представления о работе в группе (команде), опыт
взаимопроверки по образцу, использования критериев для обоснования своего
суждения.
Практика:
1. Тренировать умение выделять и записывать элементы цифр 1-3 в клетках,
выполнять действия на сложение и вычитание, закрепить представления о
взаимосвязи между частью и целым.
2. Тренировать умение решать простейшие примеры на сложение и вычитание,
пользоваться различными средствами для решения примеров ( счетный материал,
домики с составом числа), действовать по алгоритму и выражать выполненные
шаги в речи.
3. Закрепить представления о составе чисел 2 и 3, геометрических фигурах и
свойствах.
10. Числа и цифры 1-3
Теория:
1. Закрепить представления о смысле сложения и вычитания, их записи,
взаимосвязи между частью и целым;
2. Сформировать опыт понимания и использования символов для обозначения
количества предметов, тренировать умение понимать и использовать символы
при сравнении групп предметов по количеству, соотносить числа и символы при
решении равенств на сложение и вычитание;
3. Тренировать умение записывать (печатать) в клетках цифры 1-3, сравнивать
группы предметов по количеству с помощью составления пар, определять на
предметной основе, на сколько в одной группе предметов больше или меньше,
чем в другой;
Практика:
1. Закрепить представления о смысле сложения и вычитания, их записи с
помощью знаков «+» и «-», взаимосвязи части и целого;
2. Тренировать умение записывать (печатать) в клетках цифры 1-3;
3. Сформировать первичный опыт аргументации своих высказываний,
самопроверки по образцу, нахождения и исправления ошибок.
11. Точка. Линия. Прямая и кривая линии
20
Теория:
1. Сформировать представления о точке, прямой и кривой линиях, о том, что
через одну точку можно провести сколько угодно прямых линий, а через две
точки - только одну прямую и сколько угодно кривых линий;
2. Тренировать умение чертить прямые и кривые линии, пользоваться линейкой;
3. Сформировать опыт работы в группе (команде), выполнения действий по
алгоритму.
Практика:
1. Тренировать умение чертить прямые и кривые линии, пользоваться линейкой.
12. «Луч. Отрезок»
Теория:
1. Сформировать представления о луче, отрезке и способе их черчения с
помощью линейки;
2. Уточнить представления о точке, прямой, тренировать умение чертить прямую
линию
с помощью линейки;
3.Закрепитт
пространственные
представления,
тренировать
умение
ориентироваться по элементарному плану;
4. Сформировать опыт действия по алгоритму и выражать в речи выполненные
шаги.
Практика:
1. Закрепить представление об отрезке, способе его черчения с помощью линейки;
2. Тренировать умение ориентироваться по элементарному плану, уточнить
пространственные представления;
3. Сформировать опыт действия по алгоритму, проговаривая его основные шаги.
13. Незамкнутые и замкнутые линии.
Теория:
1. Сформировать представление о замкнутых и незамкнутых линиях, тренировать
умение рисовать линии;
2. Закрепить представления о смысле сложения и вычитания, тренировать умение
составлять задачи по картинкам и решать их, составлять числовые равенства на
сложение и вычитание, писать (печатать) цифры 1-3, повторить свойства
числового;
3. Закрепить пространственные представления;
4. Сформировать опыт работы в команде, понимания схем и условных
обозначений, выполнения действий по правилу.
Практика:
1.Закрепить представления о замкнутой и незамкнутой линии, тренировать
умение рисовать (чертить) линии;
21
2. Уточнить представления о взаимосвязи части целого, тренировать умение
составлять числовые равенства на сложении и вычитание, тренировать умение
писать ( печатать) цифры 1-3.
14. Ломаная линия. Многоугольник.
Теория:
1. Сформировать представления о ломаной линии и многоугольнике;
2. Уточнить представление о замкнутых и незамкнутых линиях, тренировать
умение выделять и называть кривую, ломаную, отрезок, рисовать линии;
3. Закрепить представления о геометрических фигурах, их признаках;
4. Сформировать первичный опыт самостоятельного формулирования алгоритма
действий, опыт самопроверки по образцу, нахождения и исправления ошибок.
Практика:
1. Тренировать умение выделять кривую и ломаную линии;
2. Сформировать опыт самопроверки по образцу, нахождения и исправления
своих ошибок.
15. Число 4.
Теория:
1. Сформировать представление о составе числа 4 из двух меньших;
2. Закрепить представления о сложении и вычитании чисел и групп предметов,
взаимосвязи части и целого;
3. Тренировать умение составлять числовые равенства, сравнивать числа на
основе представлений о числовом ряде, записывать (печатать) цифры 1-3 в
клетках;
4. Сформировать опыт использования знаково-символических средств,
аргументации своего мнения, самопроверки по образцу.
Практика:
1. Закрепить представления о составе числа 4, смысле сложения, взаимосвязи
части и целого;
2. Тренировать умение составлять числовые равенства на сложение;
3. Закрепить умение писать (печатать) цифры 1-3 в клетках.
16. Число и цифра 4
Теория:
1. Актуализировать представление о способе обозначения количества с помощью
точек, познакомить со способом печатания цифры в 4 в клетках;
2. Закрепить представление о составе числа 4 из двух меньших, смысле сложения
и вычитания, взаимосвязи между частью и целым, актуализировать порядковый
счет, тренировать умение находить место числа в числовом ряду, печатать цифры
1-3, пользоваться часами;
3. Закрепить способ сравнения групп предметов по количеству с помощью
составления пар, использования знаков «больше», «меньше», «равно», умение
определять на предметной основе, на сколько в одной группе предметов больше
или меньше, чем в другой;
4. Уточнить представление о многоугольнике, его признаках;
22
5. Сформировать опыт самопроверки по образцу, действия по алгоритму,
проговаривая его основные шаги, использования критериев для обоснования
своего суждения, нахождения и исправления ошибок.
Практика:
1.Тренировать умение печатать цифры 1-4 в клетках;
2. Закрепить способ сравнения групп предметов по количеству с помощью
составления пар, использования знаков «больше», «меньше», «равно», умение
определять на предметной основе, на сколько в одной группе предметов больше
или меньше, чем в другой;
3. Сформировать опыт действия по алгоритму, проговаривая его основные шаги.
17. Тренировочное
Число и цифра 4
Практика:
1. Работа в тетради
18. Числовой отрезок
Теория:
1.Сформировать представление о числовом отрезке, познакомить со способом
сложения и вычитания путем присчитывания отсчитывания единицы на числовом
отрезке;
2.Уточнить представление об отрезке, закрепить пространственные представления
(вправо, влево);
3. Тренировать умение печатать цифры 1-4 в клетках;
4. Сформировать опыт действия по алгоритму, самопроверки по образцу,
использования своего мнения.
Практика:
1.Тренировать умение выполнять операции сложения и вычитания на числовом
отрезке способом присчитывания и отсчитывания единицы, уточнить
представление о порядке следования чисел на числовом отрезке;
2. Тренировать умение печатать цифры в клетках;
3. Сформировать опыт действия по алгоритму и выражения в речи его основных
шагов, самопроверки по образцу.
19. Числовой отрезок
Теория:
1. Тренировать умение понимать и использовать схематический рисунок
(числовой отрезок и стрелки) для составления простейших числовых равенств,
сформировать опыт выполнения операций сложения и вычитания с помощью
числовой линейки;
2. Актуализировать умение составлять по картинкам и решать простейшие задачи
на сложение и вычитание, обосновывать решение, используя связь между частью
и целым;
3. Закрепить пространственные представления, тренировать умение печатать
цифры 1-4 в клетках;
23
4. Сформировать начальные представления о школьной жизни, положительное
отношение к школе, формировать конструктивное отношение к трудностям,
уточнить правила работы в парах.
Практика:
1. Актуализировать умение составлять по картинкам и решать простейшие задачи
на сложение и вычитание, обосновывать решение, используя связь между целым
и частью;
2. Сформировать опыт самопроверки по образцу.
20. «Слева, справа»
Теория:
1. Сформировать опыт ориентировки в пространстве относительно другого
человека, определения места того или иного предмета относительно другого
человека, закрепить умение ориентироваться в пространстве относительно себя;
2. Тренировать умение сравнивать предметы по свойствам, разбивать группу
предметов на части по свойствам;
3. Повторить смысл сложения и вычитания, связь между действиями с мешками и
действиями с числами, взаимосвязь между частью и целым; Актуализировать
умение составлять простейшие равенства на сложение;
4. Уточнить представления о числовом отрезке; Сформировать опыт соотнесения
чисел на числовом отрезке с символами и обоснования своего суждения, опираясь
на представление о порядке чисел на числовом отрезке; Тренировать умение
соотносить числовые равенства со схематичным рисунком (числовой отрезок и
стрелка).
Практика:
1. Уточнить представление о числовом отрезке;
2. Сформировать опыт соотнесения чисел на числовом отрезке с символами и
обоснования своего суждения, опираясь на представление о порядке следования
чисел на числовом отрезке;
3. Тренировать умение печатать цифры в клетках.
4. Тренировать умение сравнивать предметы по свойствам, разбивать гркппу
предметов на части по свойствам;
21. Пространственные отношения
Практика:
В тетради
22. Число 5
Теория:
1. Сформировать представление о составе числа 5 из двух меньших, опыт
нахождения числа 5 на числовом отрезке;
2. Закрепить представления о смысле сложения и вычитания, переместительном
свойстве сложения, тренировать умение составлять и решать простейшие
24
числовые равенства на сложение и вычитание, выполнять операции сложения и
вычитания с помощью числовой линейки;
3. Уточнить представление о числовом отрезке, порядке чисел в числовом ряду,
сравнении чисел с помощью определения порядка их следования в числовом
ряду;
4. Тренировать умение выделять и называть свойства предметов, разбивать
группы предметов на части по свойствам, понимать и использовать символы для
обозначения свойств предметов.
5. Сформировать опыт работы в парах, самопроверки по образцу, тренировать
умение договариваться, действовать по алгоритму и выражать в речи
выполненные шаги.
23. Число и цифра 5
Теория:
1. Сформировать представление о способах обозначения числа 5 с помощью
цифры и с помощью точек;
2. Закрепить представление о составе числа 5 из двух меньших, порядковый счет,
пространственные представления (слева, справа);
3. Тренировать умение выделять и называть свойства предметов, сравнивать
группы предметов по количеству, выполнять операции сложения и вычитания с
помощью числовой линейки, печатать цифры 1-5 в клетках, пользоваться часами;
Практика:
1. Тренировать умение обозначать цифры 4 и 5 с помощью цифры и точек;
2. Тренировать умение называть группы предметов обобщающим словом.
3. Тренировать умения печатать цифры 1-5 в клетках, составлять и решать
простейшие числовые равенства на сложение;
24. Число и цифра 5
Теория:
1. Закрепить представления о составе числа 5 из двух меньших, тренировать
умение печатать цифры 1-5 в клетках;
2.Уточнить представления о ломаной, замкнутых и незамкнутых линиях,
многоугольнике;
3. Актуализировать способ сравнения предметов по длине, тренировать умение
выделять и называть свойства предметов по длине, тренировать умение выделять
и называть свойства предметов, разбивать группы предметов на части по
свойствам;
4. Тренировать умение составлять задачи по картинкам и решать их с помощью
числового отрезка, сформировать опыт анализа задачи;
5. Сформировать опыт работы в парах, взаимопроверки и самопроверки по
образцу, выполнения действий по алгоритму.
Практика:
1. Уточнить представления о взаимосвязи части и целого;
2. Тренировать умение составлять задачи по картинкам и решать их с помощью
числового отрезка, печатать цифры 1-5 в клетках;
25
3. Сформировать опыт анализа задачи, выполнения действия по алгоритму и
выражения в речи выполняемых шагов, самопроверки по образцу.
25. Числа и цифры 1-5
Теория:
1. Уточнить представление о числовом ряде, порядке следования чисел в
числовом ряду, тренировать умение сравнивать числа с помощью определения
порядка их следования в числовом ряду;
2. Закрепить представление о составе чисел 2-5, тренировать умение печатать
цифры 1-5 в клетках;
3. Тренировать умение соотносить числа на числовом отрезке с символами,
выполнять операции сложения и вычитания на числовом отрезке способом
присчитывания и отсчитывания единицы, пользоваться часами;
4. Сформировать опыт самопроверки по образцу;
Практика:
1. Уточнить представления о порядке следования чисел в числовом ряду;
2. Тренировать умение соотносить числа на числовом отрезке с символами,
выполнять операции сложения и вычитания на числовом отрезке с символами,
выполнять операции сложения и вычитания на числовом отрезке способом
присчитывания и отсчитывания единицы;
3. Сформировать опыт самопроверки по образцу.
4. Закрепить представление о составе чисел 2-5;
5. Тренировать умение печатать цифры 1-3 в клетках;
26. Больше, меньше.
Теория:
1. Закрепить умение сравнивать группы предметов по количеству с помощью
составления пар, определять на предметной основе, на сколько в одной группе
предметов больше или меньше, чем в другой, использовать знаки «больше»,
«меньше»;
2. Уточнить представления о числовом ряде, закрепить умение соотносить числа с
символами, сравнивать числа с помощью определения порядка их следования в
числовом ряду, определять на предметной основе, на сколько одно число больше
(меньше) другого;
3. Тренировать умение ориентироваться по элементарному плану, решать
простейшие примеры на сложение и вычитание.
4. Сформировать опыт преобразования способа решения задачи (проблемы) в
зависимости от ситуации, опыт самопроверки по образцу, обоснования своего
суждения, выполнения действий с комментированием.
Практика:
1. Закрепить представление о смысле сложения и вычитания, сравнении чисел с
помощью определения порядка их следования в числовом ряду;
2.Тренировать умение ориентироваться по элементарному плану, решать
простейшие примеры на сложение и вычитание;
3. Сформировать опыт преобразования способа решения задачи (проблемы) в
зависимости от ситуации.
26
4. Закрепить представление о порядке следования чисел в числовом ряду;
5. Закрепить умение сравнивать числа с помощью определения порядка их
следования в числовом ряду;
6. Сформировать опыт выполнения действий с комментированием;
27. «Внутри, снаружи».
Теория:
1. Уточнить пространственные представления (внутри, снаружи), представления о
замкнутых и незамкнутых линиях;
2. Тренировать умение сравнивать группы предметов на предметной основе,
определять, на сколько в одной группе предметов больше или меньше, чем в
другой, тренировать умение сравнивать числа на основе определения порядка их
следования в числовом ряду;
3. Тренировать умение выделять и называть свойства предметов, разбивать
группу предметов на части по свойствам;
4. Актуализировать представления о действии сложения и переместительном
свойстве сложения, тренировать умение записывать сложение с помощью мешков
и устанавливать соответствие между сложением мешков и сложением чисел;
5. Сформировать опыт действия по алгоритму, работы в группе (команде),
самопроверки по образцу, выполнения действий с комментированием.
Практика:
1. Уточнить пространственные представления (внутри, снаружи);
2. Тренировать умение сравнивать группы предметов на предметной основе,
определять на сколько в одной группе предметов больше или меньше, чем в
другой;
3. Сформировать опыт действия по алгоритму и выражения в речи его основных
шагов.
28. Число 6.
Теория:
1. Сформировать представление о составе числа 6 из двух меньших, тренировать
умение сравнивать числа в пределах 6 с помощью определения порядка их
следования в числовом ряду;
2. Уточнить представление о числовом отрезке, тренировать умение
присчитывать и отсчитывать единицу с помощью числового отрезка;
3. Закрепить представление о смысле действий сложения и вычитания, их записи,
взаимосвязи части и целого, тренировать умение печатать цифры 1-5 в клетках;
4. Сформировать опыт работы в команде, самопроверки по образцу.
Практика:
1. Закрепить представление о смысле действий сложения и вычитания, их записи
взаимосвязи части и целого;
2. Уточнить представление о составе числа 6 из двух меньших;
3. Сформировать опыт самопроверки по образцу.
29. Число и цифра 6
Теория:
27
1. Сформировать представление о способах обозначения числа 6 с помощью точек
и печатания цифры в клетках;
2. Тренировать умение использовать числовой отрезок для сложения и вычитания
чисел в пределах 6, сравнивать числа с помощью определения порядка их
следования в числовом ряду, использовать знаки «больше», «меньше» и «равно».
3. Повторить способ сравнения групп предметов по количеству с помощью
составления пар, тренировать умение определять на предметной основе, на
сколько в одной группе предметов больше (меньше), чем в другой;
4. Актуализировать умение выделять и называть свойства предметов, сравнивать
предметы по свойствам, пользоваться символами для обозначения свойств
предметов, соотносить числа с символами на основе представления о взаимосвязи
части и целого, пользоваться часами;
5. Сформировать опыт действия по алгоритму, самопроверки по образцу,
использования критериев для обоснования своего суждения.
Практика:
1. Тренировать умение соотносить числа с символами на основе представления о
взаимосвязи части и целого;
2. Тренировать умение печатать 2-6 в клетках;
3. Сформировать опыт использования критериев для обоснования своего
суждения.
30. Теория:
1. Закрепить представление о числе и цифре 6 , составе числа 6 из двух меньших,
способах обозначения количества с помощью точек и с помощью цифр;
2. Тренировать умение составлять задачи по картинкам, анализировать и решать
их, соотносить числа с символами, решать простейшие примеры с символами на
основе представлений о взаимосвязи части и целого;
3. Уточнить пространственные представления (справа, слева), тренировать умение
определять положение того или иного предмета по отношению к другому;
4. Уточнить представления о прямой, ломаной, замкнутой и незамкнутой линиях,
отрезке, многоугольнике, актуализировать способ черчения прямой с помощью
линейки;
5. Сформировать первичные представления о школьной жизни, опыт работы в
команде, выполнения действий с комментированием, проговаривания алгоритма
перед выполнением задания, самопроверки по образцу, нахождения и
исправления ошибок.
Практика:
1. Закрепить представление о составе числа 6 из двух меньших;
2. Тренировать умение составлять задачи по картинкам, анализировать и решать
их;
3. Сформировать опыт выполнения действий с комментированием, самопроверки
по образцу, нахождения и исправления ошибок.
4. Уточнить представления о прямой, ломаной, замкнутой и незамкнутой линиях,
отрезке, многоугольнике;
28
5.Закрепить представление о способе черчения прямой с помощью линейки,
порядке следования чисел в числовом ряду;
6. Сформировать опыт проговаривая алгоритма перед выполнением задания.
31. Тренировочное
В тетради
32. Повторение
1.3. Планируемые результаты.
К завершению первого года обучения (к 6 годам)
Показатели успешности освоения ребенком содержания курса «Игралочка»:
1. Умеет считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно
пользоваться порядковыми и количественными числительными; соотносит
запись чисел 1-10 с количеством предметов.
Воспитатель задает детям (группе из 6-8 человек) вопрос, сколько
предметов находится на столе (на доске и т. п.), просит выбрать карточку с
соответствующим числом, просит от большего количества отсчитать 10
предметов, просит принести вот столько (показывает карточку с числом 910) предметов, спрашивает, на котором месте справа (слева) находится
предмет, просит поставить предмет на 10-е, 7-е и т. п. место справа (слева),
расположить карточки с записью чисел (1-10) по порядку, назвать числа в
прямом и обратном порядке.
0 балла – выполняет задание самостоятельно, без ошибок.
1 балл – при выполнении задания необходима помощь взрослого.
0 баллов – не может выполнить задание.
2. Умеет сравнивать группы предметов по количеству на основе составления
пар, при сравнении пользоваться знаками =, >, отвечать на вопрос: «На
сколько больше?»; сравнивать числа на основании знания свойств
числового ряда.
Воспитатель предлагает каждому ребенку с помощью знаков =, >, сравнить
по количеству две группы предметов и ответить на вопрос: «На сколько
больше?», просит назвать числа, меньшие (большие) какого-либо числа, и
объяснить, на каком основании он делает такое заключение.
2 балла – выполняет задание самостоятельно, без ошибок.
1 балл – при выполнении задания необходима помощь взрослого.
0 баллов – не может выполнить задание.
3. Умеет складывать и вычитать, опираясь на наглядность, числа в пределах
5.
Воспитатель предлагает каждому ребенку выполнить сложение и вычитание
в «мешках», показать части и целое.
2 балла – выполняет задание самостоятельно, без ошибок.
1 балл – при выполнении задания необходима помощь взрослого.
0 баллов – не может выполнить задание.
29
4. Умеет составлять простые (в одно действие) задачи по картинкам,
отвечать на вопросы: «Что в задаче известно?», «Что нужно найти?»,
решать задачи в пределах пяти.
Воспитатель предлагает небольшой группе детей составить задачу по
картинке, обращает внимание на четко сформулированное условие и
вопрос, просит ответить на вопрос: «Что в задаче известно?», «Что в задаче
нужно узнать – часть или целое?», «Как это можно сделать?»
2 балла – выполняет задание самостоятельно, без ошибок.
1 балл – при выполнении задания необходима помощь взрослого.
0 баллов – не может выполнить задание.
5. Умеет измерять длину предметов с помощью мерки и выражать в речи
зависимость результата измерения величин от величины мерки.
Воспитатель предлагает детям измерить длину одной полоски с помощью
разных мерок и объяснить разницу в полученных результатах.
2 балла – выполняет задание самостоятельно, без ошибок.
1 балл – при выполнении задания необходима помощь взрослого.
0 баллов – не может выполнить задание.
6. Умеет выражать словами местонахождение предмета относительно
другого человека, умеет ориентироваться на листе бумаги.
Воспитатель предлагает небольшой группе детей встать справа (слева) от
воспитателя, нарисовать круг в верхнем правом (нижнем левом, верхнем
левом, нижнем правом) углу.
2 балла – выполняет задание самостоятельно, без ошибок.
1 балл – при выполнении задания необходима помощь взрослого.
0 баллов – не может выполнить задание.
К завершению второго года обучения (к 7 годам)
Показатели успешности освоения ребенком содержания курса «Игралочка»:
1. Умеет называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и
последующее числа, обозначать числа 1-10 с помощью групп предметов и
точек, а также с помощью цифр, печатая их в клетках.
Воспитатель предлагает детям назвать для какого-либо числа последующее
и предыдущее без опоры на наглядность, обозначить данное количество
предметов возможными способами.
2 балла – выполняет задание самостоятельно, без ошибок.
1 балл – при выполнении задания необходима помощь взрослого.
0 баллов – не может выполнить задание.
2. Умеет определять на основе предметных действий состав чисел первого
десятка.
Воспитатель предлагает детям разделить группу предметов (от 3 до 10) на
две части всеми возможными способами, ответить на вопрос: «Из каких
частей можно составить данное число?», с помощью «домика» состава
числа выполнить сложение и вычитание.
2 балла – выполняет задание самостоятельно, без ошибок.
1 балл – при выполнении задания необходима помощь взрослого.
30
0 баллов – не может выполнить задание.
3. Умеет использовать числовой отрезок для присчитывания и
отсчитывания одной или нескольких единиц.
Воспитатель предлагает детям выполнить сложение и вычитание в пределах
первого десятка с помощью числового отрезка.
2 балла – выполняет задание самостоятельно, без ошибок.
1 балл – при выполнении задания необходима помощь взрослого.
0 баллов – не может выполнить задание.
4. Умеет пользоваться линейкой для измерения длины.
Воспитатель предлагает детям с помощью линейки измерить длину отрезка
(1-10см).
2 балла – выполняет задание самостоятельно, без ошибок.
1 балл – при выполнении задания необходима помощь взрослого.
0 баллов – не может выполнить задание.
5. Умеет ориентироваться на листе бумаги в клетку, ориентироваться в
пространстве с помощью плана.
Воспитатель предлагает детям выполнить графический диктант, описывая
движение карандаша по клеткам (одна клетка вправо, две клетки влево и т.
д.), найти в группе игрушку, местоположение которой обозначено на
созданном совместно плане группы.
2 балла – выполняет задание самостоятельно, без ошибок.
1 балл – при выполнении задания необходима помощь взрослого.
0 баллов – не может выполнить задание.
6. Умеет в простейших случаях пользоваться часами.
Воспитатель спрашивает ребенка, который час (часы со стрелками
находятся в поле зрения ребенка и показывают время 3 часа, 10 часов, 7
часов и т. п.).
2 балла – правильно называет время.
1 балл – при выполнении задания необходима помощь взрослого.
0 баллов – не может выполнить задание с помощью взрослого.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
Основные характеристики
образовательного процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в I полугодии
Недель во II полугодии
Начало занятий
31
36
36
1
36
16
20
02.09.2024
2.2. Условия реализации программы.
• материально-техническое обеспечение –
групповая комната, столы, стулья, доска магнитная, мольберт, ноутбук,
магнитные цифры и знаки, цветные и простые карандаши, раздаточный
материал по темам, демонстрационный материал к изучаемым темам, касса
цифр, счетные палочки, блоки Дьенеша
• кадровое обеспечение – воспитатель 1 квалификационной категории с
допобразованием.
• методические материалы –
1) Методические рекомендации
- Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка — ступенька к школе.
Практический курс математики для дошкольников: методические рекомендации.
Часть 3. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.
- Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка — ступенька к школе.
Практический курс математики для дошкольников: методические рекомендации.
Часть 4(1)
Москва, «Просвещение» 2022.
2) Рабочие тетради для ребенка
- Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка — ступенька к школе: рабочая
тетрадь. Математика для детей 5–6 лет. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,
2018.
- Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка — ступенька к школе: рабочая
тетрадь. Математика для детей 6–7 лет. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,
2018.
3) Демонстрационный материал
- Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Демонстрационный материал. Игралочка —
ступенька к школе. Математика для детей 5–6 лет. — М.: БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2018.
- Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Демонстрационный материал. Игралочка —
ступенька к школе. Математика для детей 6–7 лет. — М.: БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2021г.
4) Раздаточный материал
- Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Раздаточный материал. Игралочка —
ступенька к школе. Математика для детей 5–6 лет. — М.: БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2018.
- Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Раздаточный материал. Игралочка —
ступенька к школе. Математика для детей 6–7 лет. — М.: БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2021г.
32
В основу организации образовательного процесса положен деятельностный
метод, который означает, что новое знание не дается детям в готовом виде, а
входит в их жизнь как «открытие» закономерных связей и отношений
окружающего мира путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления
существенных признаков и обобщения. А воспитатель подводит детей к этим
«открытиям», организуя и направляя их через систему дидактических игр, в
процессе которых они исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные
признаки и отношения, делают «открытия». В ходе таких игр и осуществляется
личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между
собой.
Большое внимание в курсе уделяется развитию вариативного мышления,
воображения и творческих способностей ребенка. Дети не просто исследуют
различные математические объекты, а придумывают образы чисел, цифр,
геометрических фигур. Работа с дошкольниками в данном курсе ведется в зоне их
ближайшего развития: наряду с заданиями, которые дети могут выполнить сами,
им предоставляются и задания, требующие догадки, смекалки, наблюдательности.
Дети не замечают, что идет обучение, − они перемещаются по комнате,
работают с игрушками, картинками, мячами, кубиками LEGO... Вся система
образовательных ситуаций воспринимается ребенком как естественное
продолжение его игровой и практической деятельности.
Дидактической основой организации работы с детьми в курсе «Игралочка»
является система дидактических принципов.
Специально организованная деятельность по формированию элементарных
математических представлений (непосредственно образовательная деятельность)
в курсе «Игралочка» проводится в технологии «Ситуация», которая является
модификацией технологии деятельностного метода Л.Г. Петерсон для
дошкольной ступени. Именно поэтому курс математического развития
дошкольников «Игралочка» является стержнеобразующим технологическим
звеном программы «Мир открытий».
В курсе «Игралочка» выделяются три типа образовательных ситуаций:
образовательные ситуации «открытия» нового знания;
образовательные ситуации тренировочного типа;
образовательные ситуации обобщающего типа (итоговые).
Особенностью образовательных ситуаций «открытия» нового знания является
то, что поставленные образовательные цели реализуются в процессе освоения
детьми новой для них содержательной области. Параллельно с этим дети
приобретают первичный опыт преодоления затруднения на основе рефлексивного
метода. В младшем дошкольном возрасте дети осваивают следующие способы
преодоления затруднения: «придумаю сам», «спрошу у того, кто знает».
2.3. Формы аттестации.
Оценка результативности работы в группе включает педагогическую диагностику
уровня развития детей и овладения ими программным материалом, оценку
удовлетворенности родителей работой педагога (анкетирование). Знания, умения
33
и навыки контролируются на текущих занятиях, занятиях-повторениях, занятиях
обобщениях.
Более полное контролирование знаний детей проводится трижды.
Первый раз – в сентябре, когда, чтобы выявить уровень знаний и умений ребенка.
Второй раз – в январе – контрольный срез за полугодие.
Третий раз – в мае – итоговая диагностика знаний и умений ребенка, в результате
которой, педагог получает представление о знаниях ребенка. Педагог дает
конкретные рекомендации родителям на лето.
Итоговые занятия могут быть проведены в форме игры, открытых занятий,
праздников.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ОСВОЕНИЯ
И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ К ПРОГРАММЕ «Игралочка»
Дата проведения
Педагог дополнительного образования
№ Фамилия, Умение
Умение
Умение Умение
Умение считать в Умение
Умение
Умение
Умение ИТОГО
п/п имя
выделять и
объединять находить сравнивать пределах 10 в
соотносить называть для выражать
называть
ребёнка выражать в
группы
части
группы
прямом и
цифру с
каждого
словами
части
речи признаки предметов,
целого и предметов обратном
количеством числа в
местонахождение суток
сходства и
выделять
целое по по
порядке,
предметов пределах 10
различия
часть,
известным количеству правильно
предыдущее
предмета,
отдельных
устанавливать частям
с помощью пользоваться
и
ориентироваться
предметов и взаимосвязь
составления
последующее
на листе
совокупностей между частью
пар,
числа
порядковыми и
клетчатой бумаги
и целым
уравнивать количественными
их двумя
числительными
способами
у
ч/у
н/у
Оценка уровня развития:
н/у – данная характеристика не сформирована, а ее появление носит случайный
характер (низкий уровень);
ч/у – характеристика предполагает периодическое проявление, зависящее от
особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения
ребенка и т.д. (средний уровень);
у – проявляющаяся характеристика является устойчиво сформированной, не
зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого,
других детей, настроения ребенка, успешности или не успешности
предыдущей деятельности и т.д. (высокий).
34
3. Список литературы.
1.Методические рекомендации (третий год обучения)
- Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка — ступенька к школе.
Практический курс математики для дошкольников: методические рекомендации.
Часть 3. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.
- Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка — ступенька к школе.
Практический курс математики для дошкольников: методические рекомендации.
Часть 4(1). — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2022.
2. Рабочие тетради для ребенка
- Петерсон Л.Г., Кочемасова
тетрадь. Математика для детей
2018.
- Петерсон Л.Г., Кочемасова
тетрадь. Математика для детей
2018.
Е.Е. Игралочка — ступенька к школе: рабочая
5–6 лет. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,
Е.Е. Игралочка — ступенька к школе: рабочая
6–7 лет. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,
35