Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Управление образованием Качканарского городского округа
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Звездочка»
Принято:
Педагогическим советом
МДОУ - детский сад «Звездочка»
Протокол от 14.08.2024 г. № 1
Утверждено:
Приказом МДОУ детский сад «Звездочка»
от 14.08.2024 № 150од
.
Дополнительная образовательная общеразвивающая
программа на основе игрового пособия
«Дары Фрёбеля»
«Мир ощущений»
Возраст обучающихся: 4-7 лет
Срок реализации: 2 года
Автор:
воспитатель 1кв.к.
Баранникова А.А.
Содержание
1. Основные характеристики
1.1 Пояснительная записка…………………………………………3
1.2 Цели и задачи программы………………………………..……6
1.3 Содержание программы:
- учебный план…………………………………………………….7
- содержание учебного плана……………………………………9
2.4 Планируемые результаты……………………………………..16
2. Организационно-педагогические условия
2.1 Календарный учебный график……………………………….17
2.2 Условия реализации программы……………………………..17
2.3 Формы аттестации и оценочные материалы……….………..19
3. Список литературы………………………………………………21
2
I. Основные характеристики
1.1. Пояснительная записка
Общеразвивающая программа дополнительного образования «Мир
ощущений» относится к социально-гуманитарной направленности.
Дополнительная общеразвивающая программа
«Мир ощущений»
разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми
документами:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. №996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
5. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее – Порядок);
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30
сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации» от 9 ноября 2018 г. №196;
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
10. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями
по организации образовательной деятельности с использованием сетевых
форм реализации образовательных программ».
11. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года».
Актуальность. В соответствии с требованиями ФГОС ДО к
содержанию образовательных программ дошкольного образования в
3
процессе получения ребёнком дошкольного образования должно быть
обеспечено развитие личности, мотивации и способностей детей в различных
видах деятельности.
Развивающая предметно-пространственная образовательная среда призвана
создавать условия для:
Формирования общей культуры, включающей аспект духовнонравственного развития и воспитания;
Развития физических, интеллектуальных и личностных качеств;
Формирования предпосылок учебной деятельности;
Обеспечения возможности достижения социальной успешности;
Сохранения и укрепления физического и психологического здоровья
детей дошкольного возраста;
Коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей.
Фридрих Фрёбель (1782 г.р.-1852) - немецкий гуманист, педагог, автор
оригинальной системы воспитания и обучения дошкольников в коллективе,
создатель первых детских садов (1837 г). Для своего детского сада
разработал набор игр и игрушек, этот набор учебных материалов он назвал
«дарами». По мнению Фридриха Фрёбеля, игра ребёнка не есть пустая
забава, она имеет высокий смысл и глубокое значение. «Дитя, которое играет
самостоятельно, спокойно, настойчиво, даже до телесного утомления,
непременно сделается также способным, самоотверженно радеющим о
чужом и собственном благе» - говорил Ф. Фрёбель. «Игра есть естественная
деятельность детства. Задача первоначального образования состоит не в
учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры.
Отличительные особенности программы, новизна. Данная
программа разработана на основе комплекта методических пособий по
работе с игровым набором «Дары Фрёбеля. Авторы: /Ю.В. Карпова, В.В.
Кожевникова, А.В. Соколова. Комплект легко согласовывается с любой
образовательной программой ДОУ. Также он может найти применение при
работе с авторскими методиками развития и воспитания дошкольников в
различных организациях, оказывающих образовательные услуги, и в
процессе семейного воспитания.
Комплект является составной частью развивающей предметнопространственной образовательной среды. Его структура и содержание
разработаны в соответствии с принципом реализации ведущей игровой
деятельности в дошкольном возрасте и личностно-ориентированного
подхода в развитии и воспитании ребенка.
Работа с комплектом создает условия для организации как совместной
деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой,
продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей.
Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары
Фребеля» предназначен для воспитателей, психологов, логопедов,
дефектологов, родителей, а также студентов и преподавателей
педагогических колледжей и вузов.
Адресат программы. Программа ориентирована на детей 4-7 лет.
Возраст 4-7 лет это старший дошкольный возраст. Он является очень важным
4
возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и
личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке
закладываются многие личностные аспекты, прорабатываются все моменты
становления «Я» позиции.
В этом возрасте интенсивно развивается память ребёнка - он может
запомнить уже 5-9 предметов (из 10-15), изображённых на предъявляемых
ему картинках. Цепкая память позволяет ребёнку 4-5 лет многое запоминать,
он легко выучивает наизусть стихи и может выразительно читать их на
публике.
В 4-7 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную
информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает
столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом
возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром,
расширением его кругозора. Лучшим способом получить именно научную
информацию является чтение детской энциклопедии, в которой четко,
научно, доступным языком, ребенку описывается любая информация об
окружающем мире.
Этот период называют сензитивным для развития всех познавательных
процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для
развития всех этих аспектов усложняется игровой материал, он становится
логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и
рассуждать.
Хорошо играть в словесные игры, так как ребенок уже использует в
своей речи синонимы, антонимы, различает гласные и согласные, может
определить количество слогов в словах, место звука в слове (начало,
середина, конец слова). Конструктор хорошо развивает логическое
мышление. Здесь важным моментом является складывание по схеме образцу, начиная с простых узоров. Кубики, различные головоломки,
мозаику необходимо выкладывать по картинке, ориентируясь на цвет, форму,
величину. Развивают все анализаторы – зрительные, логические, словесные –
различные логические
таблицы. Мышление –
логическое.
Способен
понимать связи предметов и явлений, которые невозможно представить в
наглядной форме. Может устанавливать причинно-следственные отношения
между событиями и действиями.
Происходит активное развитие диалогической речи, зарождается и
формируется новая форма речи – монолог.
В этом возрасте внимание становится все более устойчивым, важным
показателем развития внимания является то, что в деятельности ребенка
появляется действие по плану. Именно в этом возрасте дети начинают
активно играть в игры с правилами.
В 4-7 лет, важный период для развития детской любознательности.
Дети активно стремятся к интеллектуальному общению с взрослыми, что
проявляется в многочисленных вопросах, стремятся получить новую
информацию познавательного характера, главное не отмахиваться от детских
вопросов, так как ребенок активно осваивает окружающий его мир.
В
этом возрасте происходит развитие инициативности и
самостоятельности ребенка в общении с взрослыми и сверстниками. У детей
5
наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале, на замечания
взрослых реагирует повышенной обидчивостью.
Важный показатель этого возраста является оценочное отношение
ребенка к себе и другим. Дети, могут, критически относится к некоторым
своим недостаткам, могут дать личностные характеристики своим
сверстникам.
Общение со сверстниками тесно объединено, в игре и других видах
совместной деятельности
дети осуществляют обмен информаций,
планирование, разделение и координацию функций.
Постепенно складывается достаточное сплоченное общество.
Эстетическое отношение к миру становится более осознанным и
активным, они в состоянии воспринимать красоту и в какой – то степени
создавать ее. Слушая чтение книг, сопереживают, сочувствуют героям,
обсуждают их действия.
Игра. Сюжетно ролевая игра достигает своего расцвета, в игре
присутствует развернутая ролевая речь, обращение к другим участникам
игры, при этом ребенок обращается от имени игрового персонажа. Действия
в игре короткие, одно действие сменяется другим, образуя динамичный
длинный сюжет.
В играх дети самостоятельно выбирают тему для игры, развивают
сюжет на основе опыта, приобретённого при наблюдениях положительных
сторон окружающей жизни (жизнь семьи, детского сада, труд и отдых
людей, яркие социальные события), а также знаний, полученных на занятиях,
при чтении литературных произведений, сказок, просмотре детских
телевизионных передач.
Режим занятий.
Срок реализации программы – 9 месяцев.
Режим организации занятий- 4 раз в месяц; 25 минут занятие
По количеству детей участвующих в занятии – групповая.
Объем общеразвивающей программы – 72 часа:
1 год обучения – 36 часов, 2 год обучения – 36 часов
Форма обучения - групповая
Создание условий для дополнительного образования.
Объекты программы
• Дети 4-7 лет.
• Семьи детей, посещающих детский сад.
• Педагогический персонал детского сада.
Методы:
• Игровой метод (дидактические игры).
• Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).
• Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.
Формы организации деятельности:
• групповая;
• подгрупповая;
• индивидуальная.
Принципы комплектования группы и организации работы
• Учет интересов и способностей детей.
6
• Желание родителей.
• Добровольное участие.
• Учет психофизических особенностей детей.
1.2. Цель и задачи программы.
Цель: обеспечение условий для построения целостного педагогического
процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие ребёнка, и
обеспечение возможности для реализации игровой, познавательной,
исследовательской и творческой активности детей дошкольного возраста в
образовательной организации, экспериментировании с доступными детям
материалами двигательной активности, в том числе развитие крупной и
мелкой моторики, участия в подвижных играх, эмоциональное благополучие
детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
возможность самовыражения детей.
Задачи обучения
1.Социально-коммуникативное развитие:
Развивать игровую деятельность детей; приобщать к элементарным
общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и
взрослыми;
формировать
гендерную,
семейную,
гражданскую
принадлежность, патриотические чувства, чувства принадлежности к
мировому сообществу; формировать представления об опасных для человека
и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
приобщать к правилам безопасности для человека и окружающего мира
природы поведения; передать детям знания о правилах безопасности
дорожного поведения в качестве пешехода и пассажира транспортного
средства; развивать свободное общение со взрослыми и детьми.
2.Познавательное развитие:
развить продуктивное воображение и творческое мышление в процессе
решения познавательных задач; создать условия для построения ребёнком
целостной образно-смысловой картины мира; формирование начал
самопознания.
3.Речевое развитие:
развитие речевых способностей и умений; формировать предпосылки чтения
и письма; учить овладевать способами практического общения в различных
жизненных ситуациях.
4.Художественно-эстетическое развитие:
развивать эстетическое мировидение; обеспечить условия освоения
эмоционально-нравственной
культуры;
формировать
творческое
воображение и образное мышление средствами художественно-эстетических
видов деятельности; формирование предпосылок общей художественноконструктивной умелости.
5.Физическое развитие:
психолого-педагогическая поддержка способностей к двигательному
творчеству; создать условия развития для сохранения здоровья детей на
основе формирования эмоционального воображения; развивать физические
7
качества (скоростные, силовые, гибкость, выносливость и координацию);
накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными
движениями); формировать у воспитанников потребность в двигательной
активности и физическом совершенствовании; сохранять и укреплять
физическое и психическое здоровье детей; воспитывать культурногигиенические навыки; формировать начальные представления о здоровом
образе жизни.
1.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебный план
4-5 лет
№
п/п
Наименование
разделов и тем
1
2
3
4
Знакомство с новыми
«Дарами Фрёбеля».
"Лево-право"
«Дорожное движение»
«Что в мешочке?»
5
6
7
8
Количество часов
всего
теория
практика
25 мин
15 мин
10 мин
25 мин
25 мин
25 мин
15 мин
5 мин
10 мин
10 мин
20 мин
15 мин
«Небоскреб»
«Три медведя»
«Боулинг»
«Пароход»
25 мин
25 мин
25 мин
25 мин
15 мин
15 мин
5 мин
10 мин
10 мин
10 мин
20 мин
15 мин
9
10
11
12
13
14
15
16
« Путешествие Колобка»
«Три поросенка»
«Лови-лови»
«У нас в квартире»
«В мире фигур»
«Фанты»
«Бабочки»
«Тайные агенты»
25 мин
25 мин
25 мин
25 мин
25 мин
25 мин
25 мин
25 мин
15 мин
15 мин
5 мин
10 мин
15 мин
15 мин
5 мин
10 мин
10 мин
10 мин
20 мин
15 мин
10 мин
10 мин
20 мин
15 мин
17
18
19
20
«Волшебный мешочек»
«На лугу»
«Воздушный футбол»
«Хозяюшка»
25 мин
25 мин
25 мин
25 мин
15 мин
15 мин
5 мин
10 мин
10 мин
10 мин
20 мин
15 мин
21
22
23
«Приглашаем в гости»
«В лес»
«Веселая карусель»
25 мин
25 мин
25 мин
15 мин
15 мин
5 мин
10 мин
10 мин
20 мин
8
Форма
контроля
Фото -выставка
Фото выставка
Викторина
Веселые
старты
Фото выставка
24
«Золушка»
25 мин
10 мин
15 мин
25
26
27
28
«Волшебный мешочек»
«Умею - не умею»
«Магазин»
«Пианино»
25 мин
25 мин
25 мин
25 мин
15 мин
15 мин
5 мин
10 мин
10 мин
10 мин
20 мин
15 мин
29
«Мышки, берегите
хвостик»
«Космос»
«Аукцион»
«Ручеек»
«Кот, Петух и Лиса»
«Верёвочка»
«Волшебники»
«Эстафета»
25 мин
15 мин
10 мин
25 мин
25 мин
25 мин
25 мин
25 мин
25 мин
25 мин
15 мин
5 мин
10 мин
15 мин
15 мин
5 мин
10 мин
10 мин
20 мин
15 мин
10 мин
10 мин
20 мин
15 мин
30
31
32
33
34
35
36
Фото выставка
Фото выставка
Выставка
Фото выставка
5-7 лет
№
п/п
Наименование
разделов и тем
1
2
3
4
«Настроение»
«Капризная принцесса»
«Дорожное движение»
«Туристический автобус»
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Количество часов
теория
практика
Форма
контроля
25 мин
25 мин
25 мин
25 мин
15 мин
15 мин
5 мин
10 мин
10 мин
10 мин
20 мин
15 мин
Фото -выставка
«Я- змея»
«Три поросенка»
«Ловец жемчуга»
«У нас в квартире»
«На лугу»
«Итальянское кафе»
«Хозяюшка»
«Вверх дном»
25 мин
25 мин
25 мин
25 мин
25 мин
25 мин
25 мин
25 мин
15 мин
15 мин
5 мин
10 мин
15 мин
15 мин
5 мин
10 мин
10 мин
10 мин
20 мин
15 мин
10 мин
10 мин
20 мин
15 мин
«Весёлый и грустный»
«Угадай песню»
25 мин
25 мин
15 мин
15 мин
10 мин
10 мин
всего
9
Викторина
Фото выставка
25 мин
5 мин
20 мин
16
17
18
19
20
«Обводим глазками
фигуры»
«Украшаем ёлку»
«Зеркало»
«Красная Шапочка»
«Спрятанная игрушка»
«Путешествие»
25 мин
25 мин
25 мин
25 мин
25 мин
10 мин
15 мин
15 мин
5 мин
10 мин
15 мин
10 мин
10 мин
20 мин
15 мин
21
22
23
24
«Гербы и флаги»
«В лес»
«Веселая карусель»
«Золушка»
25 мин
25 мин
25 мин
25 мин
15 мин
15 мин
5 мин
10 мин
10 мин
10 мин
20 мин
15 мин
25
26
27
28
29
30
31
32
«Одного поля ягоды»
«Стихийные бедствия»
«Костерок»
«Кормушка для птиц»
«Космос»
«Её величество точка»
«Верёвочка»
«Поможем лягушке»
25 мин
25 мин
25 мин
25 мин
25 мин
25 мин
25 мин
25 мин
15 мин
15 мин
5 мин
10 мин
15 мин
15 мин
5 мин
10 мин
10 мин
10 мин
20 мин
15 мин
10 мин
10 мин
20 мин
15 мин
33
34
35
36
«Большая стирка»
«Гензель и Гретель»
«Эстафета»
«Путешествие по
городам»
25 мин
25 мин
25 мин
25 мин
15 мин
15 мин
5 мин
10 мин
10 мин
10 мин
20 мин
15 мин
15
Содержание учебного плана.
4-5 лет
1. "Знакомство с новыми "Дарами Фрёбеля"
Теория: знакомство с цветами, первичное понимание формы
Практика: игра с блоками
2. "Лево – право"
Теория: развивать умение ориентироваться в пространстве
Практика: аппликация, подвижная игра
3. "Дорожное движение"
10
Выставка
Фото выставка
Фото выставка
Выставка
Фото выставка
Веселые
старты
Теория: Знакомство с дорожными знаками, формирование основ
безопасного поведения на улице
Практика: Подвижная игра
4. "Что в мешочке"
Теория: развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской
деятельности, развитие элементарных математических представлений
Практика: игра с мешочком
5. "Небоскреб"
Теория: развитие диалогической речи, коммуникативных навыков, умения
сотрудничать, договариваться друг с другом, развитие навыков планирования
Практика: дидактическая игра
6. "Три медведя"
Теория: Чтение сказки, обсуждение
Практика: Театрализованная деятельность
7. "Боулинг"
Теория: формирование начальных представлений о некоторых видах
спорта, развитие координации движений, ловкости, мелкой моторики
Практика: Настольная игра
8. "Пароход"
Теория: формирование позитивных установок к различным видам труда и
творчества, первичных представлений о профессиях людей
Практика: просмотр презентации
9. "Путешествие колобка"
Теория: чтение сказки,беседа приобщение к художественной литературе,
развитие воображения, мышления, речи
Практика: театрализованная деятельность
10. "Три поросенка"
Теория:чтение сказки,беседа, приобщение к художественной литературе,
научить эмоционально-выразительно отображать характер героев сказки
Практика: просмотр мультфильма, театрализованная деятельность
11. "Лови – лови"
Теория: учить с детьми координацию движений, развивать двигательную
активность, развивать игровую деятельность
Практика: спортивная игра
12. "У нас в квартире"
Теория: формировать у детей основы безопасного поведения в быту,
первичных представлений об объектах окружающего мира
Практика: конструирование макета
13. "В мире фигур"
Теория: развивать у детей сенсорные навыки и познавательноисследовательскую деятельности, развивать элементарные математические
представления, расширить кругозор, развитие восприятия, мышления,
внимания, памяти, игровой деятельности
Практика: конструирование из фигур
14. "Фанты"
11
Теория: развивать диалогическую речи, коммуникативные навыки, умение
сотрудничать, развивать общение детей с помощью вербальных и
невербальных средств, развивать фантазию, воображение, память
Практика: Игровая деятельность
15. "Бабочки"
Теория: формировать эстетическое отношение к окружающему миру
природы
Практика: Аппликация
16. "Тайные агенты"
Теория: развивать общение и взаимодействие ребёнка со взрослыми и
сверстниками, развивать координацию движений, крупной и мелкой
моторики обеих рук
Практика: Игровая деятельность, упражнения
17. "Волшебный мешочек"
Теория: развивать сенсорные навыки и познавательно-исследовательскую
деятельность
Практика: Игра с мешочком
18. "На лугу"
Теория: формировать представление о разнообразии мира природы,
расширять кругозор детей
Практика: Игровая деятельность.
19. "Воздушный футбол"
Теория: учить придавать движение шарику ,развивать координацию
движений
Практика: Игровое упражнение
20. "Хозяюшка"
Теория: развивать интерес к совместным играм, формировать первичные
представления о свойствах объектов (цвете, форме, размере)
Практика: игровая деятельность
21. "Приглашаем в гости"
Теория: развивать общение и взаимодействие ребенка со сверстниками,
воображение, творческую активность
Практика: сюжетно – ролевая игра
22. "В лес"
Теория: формировать эстетическое отношение к окружающему миру
природы, развивать любознательность, формировать основы безопасности в
природе
Практика: Аппликация
23. "Веселая карусель"
Теория: развивать координацию движений, крупной и мелкой моторики
обеих рук
Практика: игровое упражнение, спортивная игра
24. "Золушка"
Теория: развивать интересс к совместным играм, формировать первичные
представление о свойствах объектов окружающего мира
Практика: Игровая деятельность
25. "Волшебный мешочек"
12
Теория: развивать познавательно исследовательскую деятельность и
сенсорные навыки
Практика: Игровая дейтельность
26. "Умею – не умею"
Теория: формировать ценности здорового образа жизни, развивать
координацию движений, крупную и мелкую моторики обеих рук, развивать
грамматически правильную речь
Практика: игровое упражнение
27. "Магазин"
Теория: формировать первичные представления о профессиях, позитивные
установки к различным видам труда и творчества
Практика: сюжетно – ролевая игра
28. "Пианино"
Теория: развивать музыкально-сенсорное восприятие, учить вслушиваться,
выделять, различать, сравнивать музыкальные звуки, контрастные по высоте
Практика: Игровая деятельность
29. "Мышки, берегите хвостик"
Теория: учить играть в подвижные игры, соблюдая правила, развивать
координацию движений.
Практика: игровая деятельность
30. "Космос"
Теория: формировать представления об объектах окружающего мира,
обучать умению выразительно передавать образы окружающего мира,
развивать воображение
Практика: игровая деятельность
31. "Аукцион"
Теория: учить владеть речью, как средством общения
Практика: Артикуляционная гимнастика, игровая деятельность, беседа
32. "Ручеек"
Теория: развивать и обогащать умение импровизировать с простейшими
музыкально-художественными образами в музыкальных играх и танцах
Практика: музыкальные игры
33. "Кот,Петух и Лиса"
Теория: учить понимать на слух текст сказки, приобщение к
художественной литературе, развитие воображения, речи, игровой
деятельности
Практика: театрализованная деятельность
34. "Веревочка"
Теория: развивать координацию движений, овладевать основными
движениями, развивать двигательную активность
Пратика: игровое упражнение
35. "Волшебники"
Теория: обогащать активный словарь, развивать фантазию, формировать
грамматически правильного строя речи, развивать конструктивную
деятельность
Пратика: игровая деятельность
36. "Эстафета"
13
Теория: развивать быстроту, ловкость, двигательную активность,
Практика: игровое упражнение
5-7 лет
1. "Настроение"
Теория: развивать социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную
отзывчивость, формировать первичное представление о себе и других людях,
эмоциональное состояние, настроение
Практика: игровое упражнение
2. "Капризная принцесса"
Теория: развивать сенсорные навыки и познавательно-исследовательскую
деятельность
Практика: игровая деятельность, сюжетно-ролевая игра
3. "Дорожное движение"
Теория: помочь детям усвоить нормы, принятые в обществе, формировать
основы безопасного поведения на улице
Практика: игровая деятельность, упражнения
4. "Туристический автобус"
Теория: развивать сенсорные навыки и познавательно-исследовательскую
деятельность, расширять кругозора, развивать познавательную активность,
любознательность
Практика: сюжетно – ролевая игра
5. "Я – змея"
Теория: обогащать активный словарь, формировать грамматически
правильный строй речи, развивать фантазию, развивать коммуникативные
навыки, формировать навыки работы в группе
Практика: игровые упражнения, игровая деятельность
6. "Три поросенка"
Теория: приобщать к художественной литературе, научить эмоциональновыразительно отображать характер героев сказки
Практика: театрализованная деятельность
7. "Ловец жемчуга"
Теория: развивать общение и взаимодействие ребёнка со взрослыми и
сверстниками, развивать координации движений, крупной и мелкой
моторики обеих рук
Практика: сенсорные игры
8. "У нас в квартире"
Теория: формировать у детей основы безопасного поведения в быту,
первичных представлений об объектах окружающего мира
Практика: конструирование макета
9. "На лугу"
Теория: формировать представление о разнообразии мира природы,
расширять кругозор детей
Практика: Игровая деятельность.
10. "Итальянское кафе"
14
Теория: формирование позитивных установок к различным видам труда и
творчества, первичных представлениях о социокультурных ценностях
нашего народа, отечественных традициях, развитие творческой активности
Практика: сюжетно – ролевая игра
11. "Хозяюшка"
Теория: развивать интерес к совместным играм, формировать первичные
представления о свойствах объектов (цвете, форме, размере)
Практика: игровая деятельность, аппликация
12. "Вверх дном"
Теория: усвоение норм, принятых в обществе, формирование основ
безопасного поведения в быту, первичных представлений об объектах
окружающего мира
Практика: Игровая деятельность
13. "Весёлый и грустный"
Теория: формирование первичных представлений о себе и других людях,
эмоциональных состояниях, настроении
Практика: сюжетно-ролевая игра
14. "Угадай песню"
Теория: формирование восприятия музыки и простейших исполнительных
навыков в области пения
Практика: музыкальные игры
15. "Обводим глазками фигуры"
Теория: развитие координации движений, крупной и мелкой моторики
обеих рук
Практика: зрительная гимнастика, пальчиковые игры
16. "Украшаем ёлку"
Теория: становление эстетического отношения к окружающему миру,
формирование у детей интереса к изобразительному творчеству
Практика: аппликация
17. "Зеркало"
Теория: развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками,
воображения, творческой активности
Практика: игровое упражнение
18. "Красная шапочка"
Теория: приобщение к художественной литературе, формирование интереса
к драматизации литературных произведений, развитие воображения,
мышления, речи, игровой, изобразительной деятельности
Практика: театрализованная деятельность
19. "Спрятанная игрушка"
Теория: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и
сверстниками, развитие координации движений, крупной и мелкой моторики
Практика: Сенсорная игра
20. "Путешествие"
Теория:формирование основ безопасного поведения в быту, социуме;
формирование позитивных установок к творчеству; развитие творческой
активности
Практика: сюжетно – ролевая игра
15
21. "Гебы и флаги"
Теория: развитие общения и взаимодействия ребёнка со сверстниками,
воображения, творческой активности, формирование познавательных
действий, первичных представлений о себе, других людях, объектах
окружающего мира, малой родине и Отечестве
Практика: творческая деятельность
22. " В лес"
Теория: становление эстетического отношения к окружающему миру
природы, развитие любознательности, формирование основ безопасности в
природе
Практика: сюжетно – ролевая игра, аппликация
23. "Веселая карусель"
Теория:развитие координации движений, крупной и мелкой моторики обеих
рук
Практика: игровое упражнение
24. "Золушка"
Теория: развитие интереса к совместным играм, формирование первичных
представлений о свойствах объектов окружающего мира
Практика: театрализованная деятельность, сюжетно – ролевая игра
25. "Одного поля ягоды"
Теория:развитие представлений об объектах окружающего мира, мире
природы, развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской
деятельности, расширение кругозора, развитие речевого творчества
Практика: сенсорная игра
26. "Стихийные бедствия"
Теория: формирование основ безопасного поведения в природе,
первоначальных представлений об особенностях природных явлений
Практика: Сюжетно – ролевая игра
27. "Костерок"
Теория: формирование основ безопасного поведения в быту, социуме,
формирование позитивных установок к творчеству, развитие творческой
активности
Пратика: сюжетно – ролевая игра
28. "Кормушка для птиц"
Теория: воспитание эмоционально-отзывчивого отношения к природе,
формирование представлений об объектах окружающего мира, разнообразии
мира природы
Практика: творческая деятельность
29. "Космос"
Теория: формирование представлений об объектах окружающего мира,
обучение умению выразительно передавать образы окружающего мира,
развитие воображения
Практика: игровая деятельность
30. "Её величество точка"
Теория: развитие представления о видах искусства, развитие речевого
творчества, восприятия, мышления, сенсорных навыков, расширение
кругозора
16
Практика: сенсорная игра, творческая деятельность
31. "Верёвочка"
Теория: развитие координации движений, овладение основными
движениями, развитие двигательной активности
Практика: игровое упражнение
32. "Поможем лягушке"
Теория: формирование позитивных установок к различным видам труда и
творчества, первичных представлений об объектах окружающего мира, об
особенностях природы, реализация самостоятельной конструктивной
деятельности
Практика: игровая деятельность
33. "Большая стирка"
Теория: развитие общения и взаимодействия ребёнка со сверстниками,
воображения, творческой активности, формирование познавательных
действий, первичных представлений об объектах окружающего мира
Практика: игровая деятельность
34. "Гензель и Гретель"
Теория: приобщение к художественной литературе, формирование интереса
к драматизации литературных произведений, развитие воображения, речи,
игровой деятельности, эмоционального интеллекта
Практика: театрализованная деятельность
35. "Эстафета"
Теория: развитие быстроты, ловкости, двигательной активности,
становление саморегуляции в двигательной сфере
Практика: двигательная активность, спортивное упражнение
36. "Путешествие по городам"
Теория: развитие интереса к совместным играм, формирование чувства
принадлежности к сообществу детей группы, развитие связной речи при
составлении рассказа, усвоение норм, принятых в обществе, формирование
первичных представлений о родине и Отечестве
Практика: игровая деятельность
1.4. Планируемые результаты
Для воспитанников 4-5лет:
развивать сенсорные навыки, элементарные математические
представления, развивать восприятие, мышление, внимание, память
развитие диалогической речи, коммуникативных навыков, умения
сотрудничать, договариваться друг с другом, развитие навыков
планирования
формирование начальных представлений о некоторых видах спорта,
развитие координации движений, ловкости, мелкой моторики
понимание на слух текста художественного произведения,
приобщение к художественной литературе, формирование интереса к
драматизации литературных произведений
формирование позитивных установок к различным видам труда и
творчества, первичных представлений о профессиях людей
17
формирование первичных представлений о себе и других людях,
эмоциональных состояниях, настроении
Для воспитанников 5-7лет:
развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской
деятельности,
развитие элементарных математических представлений,
расширение
кругозора, развитие познавательной активности,
любознательности
развитие диалогической речи,
коммуникативных навыков, умения сотрудничать, договариваться друг
с другом,
развитие навыков планирования
формирование начальных представлений о некоторых видах спорта,
развитие координации движений, ловкости, мелкой моторики
формирование восприятия музыки и простейших исполнительных
навыков в области пения
становление
эстетического отношения к окружающему миру,
формирование у детей интереса к изобразительному творчеству
Для педагога:
Повысить профессиональный рост педагога, его теоретический
уровень;
Внедрить современные формы и методы работы по интеллектуальнопознавательному развитию воспитанников.
Для родителей:
Активизация участия родителей в познавательном развитии ребенка.
II. Организационно-педагогические условия
2.1. Календарный учебный график
Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
Основные характеристики
образовательного
процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Недель в I полугодии
Недель во II полугодии
Начало занятий
Окончание учебного года
36
36
1 час
17
19
2 сентября 2024г.
31 мая 2025г.
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
Набор изготовлен из качественного натурального материала (дерева и
хлопка). В составе набора 14 модулей:
18
Модуль 1 «Шерстяные мячики»
Модуль 2 «Основные тела»
Модуль 3 «Куб из кубиков»
Модуль 4 «Куб из брусков»
Модуль 5 «Кубики и призмы»
Модуль 6 «Кубики, столбики, кирпичики»
Модуль 7 «Цветные фигуры»
Модуль 8 «Палочки»
Модуль 9 «Кольца и полукольца»
Модуль 10 «Фишки»
Модуль 11 (J1) «Цветные тела»
Модуль 12 (J2) «Мозаика. Шнуровка»
Модуль 13 (5B) «Башенки»
Модуль 14 (5Р) «Арки и цифры»
Кадровое обеспечение: данная программа рекомендована педагогам
дополнительного образования, работающими с детьми дошкольного
возраста. Воспитателя дошкольных учреждений.
Методические материалы:
Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары
Фрёбеля» состоит из 6 книг (5 книг с комплектами карточек-игр, всего 80
карточек):
1. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в дошкольном
образовании в соответствии с ФГОС ДО» (вводная методическая брошюра);
2. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в
образовательной области «Физическое развитие»; и 15 шт. карточек-игр.
3. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в
образовательной области «Познавательное развитие»; и 19 шт. карточек-игр.
4. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в
образовательной области «Речевое развитие»; и 12 шт. карточек-игр.
5. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в
образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»; и 16 шт.
карточек-игр.
6. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в
образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»; и 18 шт.
карточек-игр.
1.
2.
3.
4.
5.
2.3 Формы аттестации и оценочные материалы
Педагогическое наблюдение
Выполнение заданий
Творческий показ
Выставка
Презентация
19
III. Список литературы
1. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект
методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля».
«Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в дошкольном
образовании в соответствии с ФГОС ДО».
2. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект
методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля».
«Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной
области «Социально-коммуникативное развитие».
3. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект
методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля».
«Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной
области «Познавательное развитие».
4. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект
методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля».
«Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной
области «Речевое развитие».
5. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект
методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля».
«Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной
области «Художественно-эстетическое развитие».
6. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект
методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля».
«Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной
области «Физическое развитие».
20