Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Управление образованием Качканарского городского округа
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Звездочка»
Принято:
Педагогическим советом
МДОУ - детский сад «Звездочка»
Протокол от 14.08.2024 г. № 1
Утверждено:
Приказом МДОУ детский сад «Звездочка»
от 14.08.2024 № 150од
.
Дополнительная образовательная общеразвивающая
программа «Сказки на новый лад»
художественной направленности
5-7 лет
Составили:
Храброва М.А., учитель- логопед
Серебряк О.П., воспитатель
г Качканар 2024
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа «Сказки на новый лад»
(далее – программа) представляет собой модель организации образовательного
процесса дополнительного образования
детей
дошкольного
возраста,
являющихся воспитанниками Муниципального дошкольного образовательного
учреждения - детский сад «Звездочка» комбинированного вида города Качканар
Свердловской области.
Программа дополнительного образования детей дошкольного возраста
составлена на основе «Театральная деятельность в детском саду» Щеткин А.В.,
модульной программы «Цветной мир» Лыковой И.А., программы социальноэмоционального развития дошкольников «Самоцветы» /Сост. .
Разработка Программы осуществлена в соответствии с:
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»;
-Федеральным
государственным
образовательным
стандартом
дошкольного образования, утвержденным Приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155;
- Постановление главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020г № 28 «Об утверждении санитарных правил
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
-Письмом Минобразования России от 18 июня 2003 г. № 28-02-484/16
«О
направлении
Требования
к
содержанию
и
оформлению
образовательных программ дополнительного образования детей»
-Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным
общеобразовательным
программам
(утв.
Приказом
Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008);
-Положением
об
организации
и
осуществлении
образовательной
деятельности по дополнительным общеразвивающим программам Детского сада
№ 100 комбинированного вида»;
-Уставом муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Звёздочка» комбинированного вида
Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность программы
Театрализованная деятельность — это самый распространенный вид детского
творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит
своё отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку,
впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и
действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что
видел, и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение.
Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и
способности
ребенка;
способствуют
общему
развитию;
проявлению
любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации
и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости,
целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании
ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка
решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует
формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение
комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к
импровизации.
Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене
перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных
потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование
функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок,
помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания,
фантазию. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из
сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические
возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют
ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат
замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более
раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли
и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями,
знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь,
разговорную речь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию
каждого ребёнка
Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его
неповторимой индивидуальности.
В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой
деятельности, обосновано распределение их в соответствии с психологопедагогическими особенностями этапов дошкольного детства. Предусмотрено
поэтапное использование отдельных видов детской творческой деятельности
(песенной, танцевальной, игровой) в процессе театрального воплощения.
Составление
программы
основывалось
на
следующем
научном
предположении: театральная деятельность как процесс развития творческих
способностей ребенка является процессуальной. Важнейшим в детском
творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого
переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в
процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка,
развиваются
символическое
мышление, двигательный
эмоциональный
контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются
высшие произвольные психические функции.
Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель программы
Развитие творческих способностей и речевого развития детей посредством
театрализованной деятельности.
Для осуществления данной цели выдвигаются следующие задачи:
• Создать условия для развития творческой активности детей,
участвующих
в театрализованной деятельности, а также поэтапного
освоения детьми различных видов творчества по возрастным группам.
• Ознакомить детей всех возрастных групп с различными видами
театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.).
• Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт:
знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях,
костюмах, атрибутах, театральной терминологии.
• Развить у детей воображение, речь, чувство видения пространства сцены,
умение «читать» характеры персонажей пьесы (в соответствии с их возрастными
особенностями).
• Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и
воплощения образа, а также их исполнительские умения.
• Организовать полноценную культурно-досуговую деятельность.
Задачи программы по возрастным группам
образовательной программой детского сада
Старшая группа (от 5 до 6 лет)
Задачи развития игровой
деятельности (театрализованные
игры) в рамках основной
образовательной программы МДОУ
Может:
разыгрывать сценки по знакомым
- сказкам, стихотворениям,
песням с использованием кукол
знакомых видов театров, элементов
костюмов, декораций чувствовать и
понимать эмоциональное состояние
героев, вступать в ролевое
взаимодействие с другими
персонажами; выступать перед
сверстниками детьми младших групп,
родителями, иной аудиторией
(в
сравнении
с
основной
Задачи программы
дополнительного образования детей
«Сказки на новый лад»
Может знать:
некоторые виды театров
(кукольный, драматический,
музыкальный детский, театр зверей
и др.); некоторые приемы и
манипуляции применяемые в
знакомых видах театров верховых
кукол, пальчиковом, бибабо.
Может иметь представление: о
театре, театральной культуре;
истории театра; устройстве театра фойе,
(зрительный зал, гардероб);
театральных профессиях (актер,
гример, костюмер, режиссер,
звукорежиссер, декоратор,
осветитель, суфлер).
Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)
Может:
самостоятельно организовывать
театрализованные игры (выбирать
сказку, стихотворение, песню для
постановки, готовить необходимые
атрибуты, распределять между собой
обязанности и роли); разыгрывать
представления, инсценировки,
использовать средства
выразительности (поза, жесты,
мимика, голос, движение);
-широко использовать в
театрализованной деятельности
различные виды театров.
Может знать
некоторые виды театров (кукольный,
драматический, музыкальный, детский,
театр зверей и др.);
некоторые
приемы
и
манипуляции, применяемые в знакомых
видах
театров:
кукол-вертушек,
тростевых кукол, напольном конусном.
Может иметь представление:
о театре, театральной культуре;
театральных профессиях
(капельдинер, постановщик танцев и др.)
Успешное решение поставленных задач на занятиях возможно
только при использовании принципов обучения. Наиболее близкими считаются
следующие:
полноценное проживание ребенком всех этапов детства (дошкольного возраста),
обогащение (амплификация) детского развития;
-построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в
выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее
– индивидуализация дошкольного образования);
-содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
-поддержка инициативы детей в различных видах
деятельности; -сотрудничество Организации с
семьей;
-приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и
государства;
-возрастная
адекватность
дошкольного
образования
(соответствие
условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
-учет этнокультурной ситуации
развития
детей;
-принцип
системности;
-принцип дифференциации (развитие творческих способностей по различным
направлениям); -принцип коллективизма;
-принцип интеграции (развитие речи, музыкальная деятельность,
изодеятельность, театральная деятельность, познавательная деятельность).
Основными подходами к формированию Программы являются:
-деятельностный
подход,
предполагающий
развитие
ребенка
в
деятельности, включающей такие
компоненты как самоцелеполагание,
самопланирование, самоорганизация, самооценка, самоанализ;
-индивидуальный
подход,
предписывающий
гибкое
использование
педагогами различных средств, форм и методов по отношению к каждому ребенку;
-личностно-ориентированный подход, который предусматривает
организацию образовательного процесса на основе признания уникальности
личности ребенка и создания условий для ее развития на основе изучения
задатков, способностей, интересов, склонностей;
-cредовой подход, ориентирующий на использование возможностей
внутренней и внешней среды образовательного учреждения в воспитании и
развитии личности ребенка.
Направленность программы и уровень сложности
Образовательная программа дополнительного образования детей «Сказки на
новый лад» направлена на художественно-эстетическое развитие детей
дошкольного возраста в процессе.
Содержание и материал программы дополнительного образования детей
организованы в соответствии со стартовым уровнем сложности, который
предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных
форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для
освоения содержания программы Программа
сформирована
с
учетом
возраста детей и необходимости реализации образовательных задач в
определенных видах деятельности. Для детей дошкольного возраста это:
- игровая деятельность (включая сюжетно-ролевую игру как ведущую
деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и другие виды
игры);
- двигательная (овладение основными движениями) активность ребенка;
- коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и
сверстниками);
-познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего
мира
и
экспериментирования
с
ними;
восприятие художественной литературы и фольклора);
- музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных
произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских
музыкальных инструментах).
Категория учащихся
Возраст детей, участвующих в реализации программы Программа
ориентирована для детей 5-7 лет.
Возрастные особенности воспитанников Старшая группа (5-6 лет)
Адекватно откликается на радостные и печальные события в ближайшем социуме.
Эмоционально воспринимает праздники. Проявляет сочувствие близким
людям, привлекательным персонажам художественных произведений (книг,
картин, мультфильмов,
кинофильмов), сопереживает им радуется. К
переживающему отрицательные эмоции сверстнику привлекает внимание
взрослых. Эмоционально предвосхищает ближайшее будущее Использует средства
интонационной речевой выразительности (сила голоса, интонация, ритм и темп
речи) для привлечения и сохранения внимания сверстника в процессе речевого
общения, публичного чтения стихотворений наизусть, коротких пересказов.
Использует в речи слова участия, эмоционального сочувствия, сострадания для
поддержания сотрудничества, установления отношений со сверстниками и
взрослыми. Отношения со сверстниками носят соревновательный характер.
Общение регулируется взрослым.
При осуществлении детских видов деятельности ориентируется на сверстников,
вызывающих симпатию. Под руководством взрослого участвует в создании
совместного (коллективного) продукта в продуктивных видах деятельности.
Подготовительная к школе группа (6-7 лет)
Использует в своей речи средства интонационной выразительности: может
читать стихи грустно, весело или торжественно. Способен регулировать
громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи
на празднике или тихо делиться своими секретами и т. п.).
Передаёт в речи причины эмоционального состояния: плачет, потому что сказали
обидные слова; грустит, потому что соскучился по маме; огорчился, потому
что не взяли в игру. Эмоционально сопереживает рассказам друзей.
Испытывает гордость за собственные успехи и достижения, успехи и
достижения родителей, близких, друзей, людей, живущих в России.
Эмоционально включается в дела семьи и детского сада.
Стремится к общению со сверстниками, уважению и положительной оценке со
стороны партнёра по общению. Проявляет избирательность в общении со
сверстниками, ориентируясь на успешность ребёнка в деятельности. Выбирает
более сложные способы взаимодействия со взрослыми и другими детьми.
Умеет строить деловой диалог при совместном выполнении поручения, в
совместном обсуждении правил игры, в случаях возникновения конфликтов.
Для разрешения конфликтов обращается за помощью к взрослым.
Самостоятельно распределяет роли и договаривается о совместных действиях
в
игровой,
продуктивной,
познавательно-исследовательской,
трудовой
деятельности.
Участвует в коллективных играх и занятиях, устанавливая в большинстве
случаев положительные взаимоотношения с партнёрами на основе соблюдения
элементарных моральных норм и правил поведения (не мешать друг другу, не
ссориться, договариваться, соблюдать правила, помогать друг другу и т. д.).
Может включаться в коллективную деятельность как исполнитель, соотнося и
координируя свои действия с действиями других участников. Начинает управлять
своим поведением. Осознаёт общепринятые нормы и правила поведения, и
обязательность их выполнения. Предъявляет к себе те требования, которые
раньше предъявляли к нему взрослые. Способен соблюдать общепринятые
нормы
и
правила
поведения.
Обнаруживает
самостоятельность,
настойчивость, целеустремлённость, ответственность освоенных
видах
деятельности: самостоятельно ставит цель, планирует все этапы деятельности,
контролирует промежуточные и конечные результаты.
Ребенок самостоятельно разыгрывает сценки по знакомым сказкам,
стихотворениям, песням с использованием кукол знакомых видов театров,
элементов костюмов, декораций; чувствует и понимает эмоциональное
состояние
героев, вступает
в
ролевое
взаимодействие
с
другими
персонажами; выступает перед сверстниками, детьми младших групп,
родителями, иной аудиторией.
Объем и срок освоения программы
Срок реализации программы- 2 учебных года.
Продолжительность образовательного процесса составляет 9 месяцев (с сентября
по май).
Количество и продолжительность занятий:
1 год обучения – (1 раз в неделю по 1 занятию) х 36 недель = 36 занятия; 2 год
обучения – (1 раз в неделю по 1 занятию) х 36 недель = 36 занятия.
В
соответствии
с
Санитарно-эпидемиологическими
требованиями
СанПин 2.4.3648-20 продолжительность занятия составляет:
- Для детей старшей группы – не более 25 минут.
- Для детей подготовительной группы – не более 30 минут.
Форма
обучения,
особенности
организации
образовательной
деятельности Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательной деятельности Основные
направления программы:
1.Основы театральной культуры.
Призвано обеспечить
условия
для
овладения
дошкольниками элементарными знаниями о театральном искусстве: Что такое
театр, театральное искусство? Какие представления бывают в театре; Кто такие
актеры; Какие превращения происходят на сцене; Как вести себя в театре.
2.Эмоционально-образное развитие.
Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические
игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных
психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения
гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности
телодвижений.
Содержит: упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости и
подвижности; игры на развитие чувства ритма и координации движений,
пластической выразительности и музыкальности; музыкально-пластические
импровизации.
3.Художественно-речевая деятельность. Объединяет игры и упражнения,
направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование
правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи,
сохранение русского языка.
Содержание: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции,
артикуляционная гимнастика; игры, позволяющие сформировать интонационную
выразительность речи (научиться пользоваться разными
интонациями),
расширить образный строй речи; игры и упражнения, направленные на
совершенствование логики речи.
4.Основы коллективной творческой деятельности. Направлено на
развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со
сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.
Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к
перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения, фантазии;
инсценировки стихов, рассказов, сказок.
5. Навыки кукловождения. Работа над сценками, спектаклем. Базируется
на сценариях и включает в себя темы «Знакомство с пьесой» и «От этюдов к
спектаклю» (обсуждение ее с детьми; работа над отдельными эпизодами в
форме
этюдов
с
импровизированным
текстом;
поиски музыкальнопластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев, разучивание
песен; создание эскизов и декораций).
Этапы работы по формированию театральных представлений:
На первом этапе знакомим дошкольников с понятием «театр», какие бывают
виды театров, какие профессии есть в театре, многообразием видов кукол. На
этом этапе также выявляется уровень эмоционального развития воспитанников.
Для этого используются игровые упражнения с элементами фантазирования
создания образа. Эти упражнения обычно выполняются коллективно. Например:
«Знакомство – дразнилка», «Поводырь», «Зеркало», «Звучащие игрушки».
Второй этап – непосредственно развивающая работа, как с подгруппой
детей, так и индивидуально. Второй этап – самый длительный и продуктивный.
На данном этапе дошкольники знакомятся со сказкой, сценарием, участвуют в
обсуждении, вносят свои предложения по изменению каких-либо сюжетных
моментов. Параллельно проводятся тренинги на развитие внимания,
воображения, силы голоса, речевого дыхания, выразительности речи, мимики и
жестов, коммуникативных способностей. Затем идет работа над ролями, создание
декораций и костюмов На заключительном этапе происходит премьера спектакля.
Первыми зрителями становится педагоги и воспитанники ДОУ, которые, в
отличие от родителей, более объективны. Затем спектакль представляем более
широкой аудитории: родителям, детям из других групп.
В работе с детьми непосредственно над спектаклем выделяется 8
основных этапов: 1 этап – выбор пьесы и обсуждение с детьми.
2 этап – деление пьесы на эпизоды и пересказ их с детьми.
3 этап – работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным
текстом.
4 этап – поиск музыкально-пластического решения отдельных этюдов,
постановка танцев. Создание (возможно с детьми и родителями) костюмов и
декораций.
5 этап – репетиция отдельных картин в разных составах с элементами
декораций, с музыкальным оформлением. Работа над выразительностью речи.
6 этап – репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизита,
декораций.
7 этап – премьера спектакля, которая одновременно является генеральной
репетицией. Первыми зрителями становится педагоги, которые, в отличие от
родителей, более объективны.
8 этап – обсуждение инсценировки с педагогами, родителями, а главное с детьми.
При работе над постановкой спектакля используются правила драматизации,
сформулированные Р. Калининой.
Правило индивидуальности. Драматизация – это не просто пересказ сказки, в ней
нет строго очерченных ролей с заранее выученным текстом. Дети переживают за
своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность.
Именно поэтому герой, сыгранный одним ребенком, будет совсем не похож на
героя, сыгранного другим ребенком. Да и один и тот же ребенок, играя во
второй раз, может быть совсем другим.
Проигрывание психогимнастических упражнений на изображение эмоций, черт
характера, обсуждение и ответы на вопросы взрослого являются необходимой
подготовкой к драматизации, к «проживанию» за другого, но по-своему.
Правило всеобщего участия. В драматизации участвуют все дети. Если не хватает
ролей для изображения людей, зверей, то активными участниками спектакля
могут стать деревья, кусты, ветер, избушка и т.д., которые могут помогать героям
сказки, могут мешать, а могут передавать и усиливать настроение главных героев.
Правило свободы выбора. Каждая сказка проигрывается неоднократно. Она
повторяется до тех пор, пока каждый ребенок не проиграет все роли, которые он
хочет.
Правило помогающих вопросов. Для облегчения проигрывания той или иной
роли после знакомства со сказкой и перед ее проигрыванием необходимо
обсудить, «проговорить» каждую роль. В этом помогут вопросы: что ты хочешь
делать? Что тебе мешает в этом? Что поможет сделать это? Что чувствует твой
персонаж? Какой он? О чем мечтает? Что он хочет сказать?
Правило обратной связи. После проигрывания сказки проходит ее обсуждение:
Какие чувства ты испытывал во время спектакля? Чье поведение, чьи поступки
тебе понравились? Почему? Кто тебе больше всего помог в игре? Кого ты хочешь
теперь сыграть? Почему?
Правило мудрого руководителя. Соблюдение и сопровождение педагогом всех
перечисленных правил драматизации, индивидуальный подход к каждому ребенку.
В программе «Сказки на новый лад» для детей от 5 до 7 лет представлен
перечень форм организации организованной образовательной деятельности детей,
выбор которых осуществляется педагогом. В работе с детьми дошкольного
возраста используются преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные
формы образовательной деятельности. Обучение происходит опосредованно, в
процессе увлекательной для детей от 5 до 7 лет деятельности - игр-заняти
самостоятельно.
Формы организации организованной образовательной деятельности детей
Формы организации
Индивидуальная
Подгрупповая и групповая модели
Интегрированные развивающие
игры- занятия
Особенности
Позволяет индивидуализировать
обучение, через общение педагога с
ребенком.
На индивидуальных занятиях с детьми
разучивают стихи, потешки,
загадывание и отгадывание загадок и
схем, танцевальных и характерных для
персонажей движений
Проводятся со всеми детьми
группы на основе принципов
развивающего обучения,
личностно-ориентированной
взаимодействия и использованием игрового
материала, с учетом санитарногигиенических требований к нагрузке и
сочетанию
Основная цель, которая реализуется в
данной форме различных видов
деятельности педагогического
процесса, состоит в погружении детей
в изучаемоеявление реального мира
или культуры, в многообразиям
взаимосвязанных явлений и фактов,
создание условий для включения детей
в различные сферы деятельности и
реализации своих потребностей и
интересов, создание способов
самовыражения.
Принципы проведения образовательной деятельности:
Наглядность в обучении – осуществляется на восприятии наглядного
материала. Доступность – занятие составлено с учетом возрастных особенностей,
построенного по принципу дидактики (от простого к сложному)
Проблемность – направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций.
Развивающий и воспитательный характер обучения - на расширение
кругозора, на развитие патриотических чувств и познавательных процессов.
Занятия в основном строятся по
единой схеме: Часть 1. Вводная
Цель вводной части – установить контакт с детьми, настроить детей на
совместную работу. Основные процедуры работы – чтение сказок, рассказов,
стихов, игры.
Часть 2. Продуктивная
В нее входит художественное слово, объяснение материала, рассматривание
иллюстраций, рассказ воспитателя, направленный на активизацию творческих
способностей детей.
Элементы театрализованной деятельности:
- разыгрываются этюды, стихи, потешки, сказки, небольшие рассказы с
использованием мимики и пантомимики;
- игры на развитие воображения и памяти – игры включают в себя
запоминание стихов, потешек, пиктограмм, схем, небольших рассказов;
ритмопласа.
Часть 3. Рефлексия
Получение знаний посредством создания совместных спектаклей, игр,
викторин. А также получение ребенком положительных эмоций на занятии.
Основные формы и методы работы с детьми:
1. Музыкально-театрализованные игры на развитие вокально-слуховой и
музыкально-двигательной координации
2. . Рассказы, беседы о театре.
3.Индивидуальные и коллективные творческие задания.
4. Игровые тренинги на развитие психических процессов (внимания, памяти,
воображения).
5. Сочинение сказок, придумывание сюжетов.
6.
Изготовление
атрибутов,
костюмов.
7. Постановка спектаклей.
8. Совместное посещение спектаклей и их обсуждение.
9. Просмотр презентаций: «Что такое театр», «Профессии в театре»
и т.д.;
10. Просмотр видео фильма «Приключения Буратино или Золотой
ключик».
11. Просмотр спектаклей;
12. Чтение сценария, обсуждение и распределение
ролей.
13. Пробы: вхождение в образ.
14. Режиссерская игра «Покажи сказку» - использование разных видов
театра.
15. Показ своих спектаклей для родителей, детей из других групп
детского сада.
16. Показ спектаклей перед детьми других групп.
Игра – наиболее доступный ребенку, интересный способ переработки,
выражения эмоций, впечатлений (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б.
Эльконин и др.).
Театрализованная
игра –
эффективное
средство
социализации
дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного
произведения, благоприятное условие для развития чувства партнерства, освоения
способов позитивного взаимодействия.
В театрализованной игре дети
знакомятся
с
чувствами,
настроениями
героев,
осваивают
способы
эмоционального выражения, самореализуются, самовыражаются, знакомятся с
окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют
развитию психических процессов, качеств и свойств
личности – воображения,
самостоятельности,
инициативности, эмоциональной отзывчивости. Малыши
смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними, могут
плакать над неудачами любимого героя, всегда прийти к нему на помощь.
Е.Л.Трусова применяет синонимы понятия «театрализованная игра»,
«театрально-игровая деятельность и творчество» и «игра-драматизация».
Театрализованная игра сохраняет все структурные компоненты сюжетноролевой игры, выделенные Д. Б. Элькониным:
- роль (определяющий компонент) - игровые действия
- игровое употребление предметов - реальные отношения.
В театрализованных играх игровое действие и игровой предмет, костюм
или кукла, имеют большее значение, так как облегчают принятие ребенком
роли, определяющей выбор игровых действий. Характерными особенностями
театрализованной игры являются литературная или фольклорная основа
содержания и наличие зрителей (Л.В.Артемова, Л.В. Ворошина, Л.С. Фурмина и
др.).
В самой природе театрализованной игры (показ спектакля) заложены ее
связи с сюжетно-ролевой игрой (игра в театр), что дает возможность объединить
детей общей идеей, переживаниями, сплотить
на
основе
интересной
деятельности, позволяющей каждому проявить активность, творчество
индивидуальность. Чем старше становятся дети, чем выше уровень развития, тем
ценнее театрализованная игра (педагогически направленная) для становления
самодеятельных форм поведения, где появляется возможность самим намечать
сюжет или организовывать игры с правилами, находить партнеров, выбирать
средства для реализации своих замыслов (Д.В. Менджерицкая).
Театрализованные игры дошкольников нельзя назвать искусством в полном
смысле слова, но они приближаются к нему. Б.М.Теплов видел в них переход от
игры к драматическому искусству, но в зачаточной форме. При разыгрывании
спектакля в деятельности детей и настоящих артистов много общего. Детей также
волнуют впечатления, реакция зрителей, они думают о воздействии на людей, их
заботит результат (как изобразили).
В активном стремлении к творческому исполнению заключается
воспитательное значение театрализованных игр (С.А. Козлова, Т.А. Куликова
Театрализованные игры дают большой простор для творческих проявлений
ребёнка. Они развивают творческую самостоятельность детей, побуждают к
импровизации в составлении небольших рассказов и сказок, поддерживают
стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для
создания образа, используя движения, позу, мимику, разную интонацию и
жест.
Драматизация или театральная постановка представляет самый частый
и распространенный вид детского творчества. Это объясняется двумя основными
моментами: во-первых, драма, основанная на действии, совершаемом самим
ребенком,
наиболее
близко, действенно и непосредственно связывает
художественное творчество с личным переживанием, во -вторых, очень тесно
связана с игрой. Творческие способности проявляются в том, что дошкольники
объединяют в игре разные события, вводят новые, недавние, которые
произвели на них впечатления, иногда включают в изображение реальной
жизни эпизоды из сказок, т. е. создают игровую ситуацию. В создании игрового
образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выявить свои мысли и
чувства, понять переживания партнеров.
Эмоциональной выразительности сюжета способствуют игры-драматизации и
режиссерские игры (Л.В. Артемова, Е.Л. Трусова, Л.В. Артемова).
В режиссерской игре ребенок не является действующим лицом, действует
за игрушечный персонаж, сам выступает в роли сценариста и режиссера,
управляет игрушками или их заместителями. «Озвучивая» героев и
комментируя
сюжет,
он
использует
разные
средства вербальной
выразительности. Преобладающими средствами выражения в этих играх
являются интонация и мимика, пантомима ограничена, поскольку ребенок
действует с неподвижной фигурой или игрушкой. Важная особенность этих игр
состоит в переносе функции с одного объекта реальности на другой. Их
сходство с режиссерской работой в том, что ребенок придумывает мизансцены,
т.е. организует пространство, сам исполняет все роли или просто сопровождает
игру «дикторским» текстом. В этих играх ребенок-режиссер приобретает умение
«видеть целое раньше частей», которое, согласно концепции В.В. Давыдова,
является
основной
особенностью воображения как новообразования
дошкольного возраста.
Методы и методические приемы обучения
В программе применяются традиционные методы обучения: использования
слов, наглядного восприятия и практические методы, а также интересные
авторские методические приемы. Назовем некоторые из них:
- самостоятельно придумать сюжет к двум воображаемым игрушкам и
обыграть его; чтение знакомой сказки и предложение детям придумать новую
сказку, но с теми же персонажами (О. Лагуткина);
- предложить детям нетрадиционный набор кукол для сочинения
сценок и пьес для разноконтекстных ролей – Дед Мороз и Лягушка, Снегурочка
и Петушок (Т. Неменова);
- предоставить возможность для выполнения контрастных ролей –
старого медведя и маленького медвежонка, злой собаки и беззащитного щенка и
многое другое (Г. Прима).
Способы и направления поддержки детской инициативы в освоении Программы
Для воспитанников средней группы (4-5 лет) приоритетной сферой
инициативы является познание окружающего мира. Педагог осуществляет
следующую деятельность по поддержке детской инициативы:
поощряет
желание
ребенка
строить
первые
собственные
умозаключения, - внимательно выслушивать все его рассуждения, проявлять
уважение к его интеллектуальному труду.
- создает условия и поддерживать театрализованную деятельность детей,
их стремление переодеваться («рядиться»).
- обеспечивает условия для музыкальной импровизации, пения и движений
под
популярную
музыку.
В программе применяются традиционные методы обучения: использования
слов, наглядного восприятия и практические методы, а также интересные
авторские методические приемы. Назовем некоторые из них:
- самостоятельно придумать сюжет к двум воображаемым игрушкам и
обыграть его; чтение знакомой сказки и предложение детям придумать новую
сказку, но с теми же персонажами (О. Лагуткина);
- предложить детям нетрадиционный набор кукол для сочинения
сценок и пьес для разноконтекстных ролей – Дед Мороз и Лягушка, Снегурочка
и Петушок (Т. Неменова);
- предоставить возможность для выполнения контрастных ролей –
старого медведя и маленького медвежонка, злой собаки и беззащитного щенка и
многое другое (Г. Прима).
Способы и направления поддержки детской инициативы в освоении Программы
Для воспитанников средней группы (4-5 лет) приоритетной сферой
инициативы является познание окружающего мира. Педагог осуществляет
следующую деятельность по поддержке детской инициативы:
поощряет
желание
ребенка
строить
первые
собственные
умозаключения, внимательно выслушивать все его рассуждения, проявлять
уважение к его интеллектуальному труду.
- создает условия и поддерживать театрализованную деятельность детей,
их стремление переодеваться («рядиться»).
- обеспечивает условия для музыкальной импровизации, пения и движений
под
популярную
музыку.
Содержание программы
Учебно-тематический план на первый год обучения
№
1
2
3
4
5
6
7
8
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
Тема
Мониторинг
Знакомство с театром
Кто работает в театре. «Закулисье»
Как вести себя в театре.
Играем в театр (Сюжетно- ролевая игра)
Знакомство с варежковым театром
Мимика.Сила голоса.
Знакомство с пальчиковым театром
Пантомима
Сила голоса и речевое дыхание
Знакомство с конусным театром
Мимика и жесты
Знакомство с теневым театром
Рисуем театр (конкурс рисунков «В театре»)
Знакомство с куклами би-ба-бо
Слух и чувство ритма
Театральные игры
Подготовка к инсценировке сказки «Теремок»
Показ театрализованного представления
Сценическая пластика. Расслабление мышц
Знакомство с театром из дерева, магнитным театром.
Знакомство с куклами- марионетками.
Конкурс «Игрушка для театрального уголка своими
руками»
Чувства, Эмоции
Знакомство с театром масок
Театр на фланели
Культура и техника речи
Подготовка к инсценировке сказка «Репка на новый
лад»
Показ театрализованного представления
Мониторинг
Итого:
Всего часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
1
1
1
5
1
1
36
Учебно- тематическое планирование на второй год.
Период
Сентябрь
Октябрь
Тема
Мониторинг
Подготовка к инсценировке сказки «Теремок»
Выступление на день воспитателя, день
человека, сказка «Теремок»
Фотоконкурс «Семейный театр»
Театральная мастерская: «Куклы- оригами»
Сила голоса и речевое дыхание
16
пожилого
Всего
часов
1
2
1
1
1
2
Ноябрь
Выразительность речи, жесты, эмоции.
Подготовка к инсценировке сказки «Модница –ворона»
Показ на день матери , «Модница – ворона»
Декабрь
Конкурс «Лучшая Новогодняя маска своими руками»
Культура и техника речи
Подготовка к Рождественскому спектаклю
Январь
Показ Рождественского спектакля «Снежный колобок»
Театральная мастерская: «Варежковый театр»
Февраль
Пантомима. Импровизация.
Театральная мастерская «Театр на ложках»
Март
Подготовка к спектаклю.
Выступление, посвященное Всемирному Дню театра 27
марта, сказка В.Сутеева «Под грибом»
Апрель
Культура и техника речи
Подготовка к спектаклю.
Пасхальные встречи. «Сказка про Капризку»
Май
Участие в конкурсах
Монторинг
Итого:
Работа с родителями в первый год обучения:
Сентябрь:
Консультация для родителей «Театр- наш друг и помощник».
Анкетирование, памятки, папка- передвижка «Театр и родители».
Информирование о проекте.
Октябрь
Папка- передвижка «Что такое театр?»
Привлечение к помощи в оформлении театрального уголка.
Ноябрь
Папка- передвижка «Кукольный театр»
Декабрь
Конкурс рисунков «В театре» (помощь детям при участии в конкурсе).
Январь
Папка- передвижка- консультация
«Роль сказки в развитии и воспитании ребенка»
Февраль
Конкурс «Игрушка для театрального уголка своими руками»
(помощь детям при участии в конкурсе)
Март
Консультация для родителей «Роль эмоций в жизни ребенка»
Анкетирование, памятки.
Папка- передвижка «27 марта- всемирный день театра»
Апрель
Папка- передвижка «Покажи мне спектакль»
Помощь родителей в подготовке к спектаклю «Репка»
(изготовление костюмов, декораций)
Май
Помощь родителей в подготовке к спектаклю «Репка»
17
1
3
1
1
1
3
1
1
2
1
3
1
1
3
1
2
1
36
(изготовление костюмов, декораций)
Помощь родителей в организации похода в кукольный театр.
Работа с родителями на второй год обучения:
Сентябрь
Анкетирование «Выявление уровня педагогической культуры родителей»
Папка- передвижка «Кукольный театр: куклы на палец, перчаточные куклы,
тростевые куклы, кукла- живая рука, куклы- марионетки»
Помощь родителей в подготовке к выступлению на День воспитателя
(изготовление костюмов)
Октябрь
Консультация для родителей «Театр дома»
Папка- передвижка «Театрализованная деятельность»
Конкурс «Семейный театр»
Ноябрь
Просмотр выступления детей к Дню матери
Конкурс «Лучшая маска к Новому году своими руками»
Декабрь
Помощь родителей в подготовке к Рождественскому спектаклю.
(изготовление костюмов, декораций)
Январь
Папка- передвижка «С Рождеством!»
Просмотр Рождественского спектакля «Вифлеемская ночь»
Конкурс поделок «Мой любимый сказочный герой»
Февраль
Консультация для родителей в виде презентации Консультация для родителей
«Значение игр-драматизаций в развитии детей дошкольного возраста»
Анкета на выявление отношения семьи к совместной культурной досуговой
деятельности
Март
Анкетирование «Любите ли вы театр?»
Папка- передвижка «27 марта- Всемирный день театра»
Помощь родителей в подготовке к Пасхальному спектаклю.
Апрель
Папка- передвижка «Святая Пасха»
Помощь родителей в подготовке к Пасхальному спектаклю
(изготовление костюмов, декораций)
Просмотр Пасхального спектакля «Пасхальный колобок»
Помощь родителей в подготовке детей к конкурсу чтецов к Дню семьи
Май
Помощь родителей в подготовке детей к конкурсу чтецов к Дню семьи
Помощь родителей в организации похода в кукольный театр
Награждение самых активных родителей грамотами.
Показ фотоотчета о проекте за два года.
18
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Дата
план
Дата
факт
Тема занятия
Содержание занятия
Задачи занятия
СЕНТЯБРЬ
07.09
07.09
Мониторинг
14.09
14.09
1)Знакомство с театром
21.09
21.09
Кто работает в театре.
«Закулисье»
28.09
28.09
Как вести себя в театре.
Сюжетно-ролевая игра
«Театр»
- Что такое театр?
- Виды театров.
- С чего начинается театр.
Беседа, просмотр картинок и видеороликов.
Знакомство с театральными профессиями и
их важность. Знакомство с устройством
театра изнутри.
Беседа, просмотр видео- ролика
Знакомство с понятием театр, видами
театров, воспитание эмоциональноположительного отношения к театру.
Пополнение словарного запаса
Чтение стихов, беседа, просмотр видеоролика.
Знакомство с правилами поведения в
театре. Расширять интерес детей к
активному участию в театральных играх.
Воспитание эмоциональноположительного отношения к театру и
людям, которые там работают.
Пополнение словарного запаса.
ОКТЯБРЬ
05.10
05.10
12.10
12.10
Знакомство с варежковым
театром
Мимика. Сила голоса.
Самостоятельная игровая деятельность
Артикуляционная гимнастика; упражнение
угадай интонации;
скороговорки;
игра «Успокой куклу»;
игра «Теремок»;
19
Освоение навыков владения этим видом
театральной деятельности
Развитие мимики;
раскрепощение
через
игровую
деятельность;
Развиваем силу голоса;
работа над активизацией мышц губ
отгадываем загадки
19.10
19.10
1)Знакомство
пальчиковым театром
26.10
26.10
Пантомима
02.11
02.11
Сила голоса
дыхание
09.11
09.11
16.11
16.11
с «Праздник со Смешариками»
(игра «Караван», викторина, загадки, игра
«Энциклопедия», игра «Ожившие
механизмы», игра «Найди и исправь
ошибку».
Освоение навыков владения этим видом
театральной
деятельности.
Развлекательное занятие для детей.
Артикуляционная гимнастика; игра
«Вьюга»;
упражнения на развитие сенсомоторики;
этюд «Старый гриб»; пальчиковые игры
пальчиковые игры;
этюд «Цветочек»
НОЯБРЬ
Развиваем умение концентрироваться на
предмете и копировать его через
движения;
развиваем сценическую раскрепощённость
речевое Артикуляционная гимнастика; игра
«Гудок»;
скороговорки; этюд «Удивительно»;
пальчиковые игры.
Знакомство с конусным Инсценировка сказок «Три поросенка» и
настольным театром
«Кот в сапогах»
Развиваем силу голоса и речевого
дыхания; активизация мышц губ
Мимика и жесты
Развиваем воображение;
учимся с помощью мимики передавать
настроение, эмоциональное состояние.
и
Артикуляционная гимнастика;
игра «Прекрасный цветок»;
игра «Дует ветер»;
пальчиковые игры;
игра «Медведь и елка»;
игра «Солнечный зайчик»;
этюд «Это я! Это мое!»
игра «Волк и семеро козлят»;
игра «Одуванчик»;
этюд «Великаны и гномы»;
упражнения на тренировку памяти;
игра «Радуга»;
этюд «Медведь в лесу»
20
Освоение навыков владения данным видом
театральной деятельности.
23.11
23.11
Знакомство с теневым
театром
Инсценировка сказок «Заюшкина избушка»,
«Гуси- Лебеди».
30.11
30.11
Рисуем театр (конкурс
рисунков «В театре»)
Совместная деятельность детей и
родителей.
Освоение навыков владения данным видом
театральной деятельности. Развиваем
мелкую моторику рук в сочетании с речью.
Организация выставки и награждение
грамотами и призами победителей
конкурса;
ДЕКАБРЬ
07.12
07.12
Знакомство с куклами
би-ба-бо.
14.12
14.12
Слух и чувство ритма.
21.12
21.12
Театральные игры
28.12
11.01
18.01
25.01
01.02
28.12
11.01
18.01
25.01
01.02
Подготовка к инсценировке
сказки «Теремок»
Развиваем мелкую моторику рук в
сочетании с речью.
Инсценировка сказки «Волк и лиса»
Артикуляционная гимнастика;
игра «Лиса и волк»;
игра «Ловим комариков»;
игра «Волшебный стул»; пальчиковые игры;
отгадываем загадки;
этюд «Колокола»;
игры- диалоги;
игра «Чудесные превращения»
Артикуляционная гимнастика;
«Что изменилось?»
«Поймай хлопок»
«Я положил в мешок..»
«Тень»
«Внимательные звери»
«Веселые обезъянки»
«Угадай что я делаю»
Артикуляционная гимнастика.
Разучивание ролей с детьми;
Артикуляционная гимнастика.
Разучивание ролей с детьми;
изготовление костюмов и декораций.
ФЕВРАЛЬ
08.02
08.02
Показ театрализованного
Показ спектакля родителям.
21
Освоение навыков владения данным видом
театральной деятельности.
Развитие слуха и чувства ритма у детей
Развиваем игровое поведение, готовность
к творчеству; развиваем коммуникативные
навыки, творческие способности,
уверенность в себе.
Развитие эмоциональной, связно - речевой
сферы у детей
представления
15.02
15.02
Сценическая пластика.
Расслабление мышц
22.02
22.02
Знакомство с театром из
деревянных фигурок,
резиновых игрушек
(персонажи из
мультфильмов).
Магнитный театр.
Артикуляционная гимнастика;
игра «Не ошибись»;
игра «Если гости постучали»;
пальчиковые игры «Бельчата»;
этюд «Гадкий утенок»
Инсценировка сказки «Репка», «Три
поросёнка», самостоятельная деятельность.
Развиваем умение передавать через
движения тела характер животных.
Развиваем умение владеть собственным
телом; управлять собственными мышцами
Освоение навыков владения данным видом
театральной деятельности.
МАРТ
01.03
15.03
01.03
15.03
Знакомство с кукламимарионетками
Освоение навыков кукловождения
Конкурс «Игрушка для
Совместная деятельность детей и родителей
театрального уголка своими
руками»
(семейное видео или фото о
том как это делалось)
Чувства, эмоции
Артикуляционная гимнастика;
Упражнения на тренировку памяти;
Игра «Заря»;
этюд «Отряхнем руки»;
пальчиковые игры
этюд «любимая игрушка»;
игра «Старый сом»;
упражнения на развитие сенсорной
моторики;
игра «Кошка и скворушки»;
игра «Почта»;
этюд «Кривое зеркало»
Организация выставки и награждение
грамотами и призами победителей
конкурса.
22
Знакомство с миром чувств и эмоций;
развиваем умение передавать чувства и
эмоции, учимся овладевать ими
22.03
22.03
Знакомство с театром масок Инсценировки сказок «Мужик и Медведь»,
«Волк иСемеро козлят»
«Курочка Ряба»
Освоение навыков владения данными
видами театральной деятельности
29.03
29.03
Демонстрация театра на
фланели.
Освоение навыков владения данным видом
театральной деятельности.
Инсценировка сказок «Лисичка-сестричка и
серый волк», «Теремок»
АПРЕЛЬ
05.04
05.04
Ритмопластика
Артикуляционно- пальчиковая гимнастика;
Игры- этюды: «Мороженое», «Кактус и
ива», «Мокрые котята», «Конкурс лентяев»,
«Заяц- барабанщик», «Осенние листья»,
«Утро», «Заколдованный лес», «В стране
цветов», «Снегурочка», «Времена года»
Артикуляционная гимнастика
«Считай до пяти»
«Больной зуб»
«Укачиваем куклу»
«Игра со свечой»
«Самолет»
«Мяч эмоций»
12.04
12.04
Культура и техника речи
19.04
26.04
03.05
10.05
17.05
19.04
26.04
03.05
10.05
17.05
Подготовка к инсценировке Артикуляционная гимнастика.
сказки «Гуси-лебеди на Разучивание ролей с детьми;
новый лад»
Артикуляционная гимнастика.
Разучивание ролей с детьми;
изготовление костюмов и декораций.
МАЙ
23
Развитие двигательных способностей (
ловкость, подвижность, гибкость,
выносливость); пластической
выразительности (ритмичность,
музыкальность, быстроту реакции,
координацию движений); воображения.
Формируем правильное четкое
произношение (дыхание, артикуляцию,
дикцию); развиваем воображение;
расширяем словарный запас
Развитие эмоциональной, связно - речевой
сферы у детей
24.05
31.05
24.05
31.05
Театрализованное
представление
Показ спектакля родителям.
Итоговое занятие. Показать чему дети
научились за год.
Мониторинг
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Неделя
Тема занятия
Содержание занятия
Задачи занятия
СЕНТЯБРЬ
1-2
Мониторинг
3
Подготовка к Дню
воспитателя
Артикуляционно- пальчиковая гимнастика. Повторение
выученных скороговорок.
Беседа о празднике День воспитателя.
Распределение ролей;
изготовление костюмов и декораций для нсценировки
«Один день из жизни заведующей» и стихи воспитателям.
Работа над инсценировкой и
стихами. Обращать внимание детей
на элементы актерской игры(
внимание, общение,
наблюдательность).
Совершенствовать технику речи,
правильную артикуляцию гласных и
согласных.
4
Подготовка к Дню
воспитателя
Артикуляционно- пальчиковая гимнастика.
Произношение скороговорок с различно громкостью.
Работа над ролями, дикцией.
изготовление костюмов и декораций. Инсценировка «Один
день из жизни заведующей» и стихи воспитателям.
Продолжать работу над
инсценировкой и стихами.
Совершенствовать воображение,
фантазию детей; готовить их к
действиям с воображаемыми
предметами; развивать дикцию.
ОКТЯБРЬ
1
2
Выступление на День
воспитателя
Конкурс «Семейный театр»
Творческий отчет о театральной деятельности и
поздравление пед. коллектива
Совместная деятельность детей и родителей
24
Выступление детей перед
педагогическим коллективом.
Организация выставки и
награждение грамотами и призами
победителей конкурса.
3
Подготовка к Дню Матери
Просмотр ролика «День матери». Беседа о празднике.
Просмотр мультика «Мама для мамонтенка»
Распределение ролей в сценках «Три дочери»,
шуточная сценка «Семья»,стихи.
Расширить представление детей о
празднике День матери.
4
Подготовка к Дню матери:
Артикуляционно- пальчиковая гимнастика.
Разучивание скороговорки.
Игры «Что изменилось?» «Слушай и хлопай».
Репетиция сценок и стихов.
Совершенствовать память внимание,
общение детей. Работать над
голосом.
Репетировать сценки с
использованием костюмов,
декораций, реквизита. Обращать
внимание на правильное
произношение слов.
НОЯБРЬ
Подготовка к Дню матери:
Упражнение на дыхание «Насос»; работа над
скороговорками
Игра «Веселые обезъянки»
Сценка «Три дочери»
Шуточная сценка «Семьи»
Стихи
Развивать внимание, быстроту
реакции, память. Работа над
сценками и с чтецами.
3
Выступление на День
матери
Творческий отчет о театральной деятельности и
поздравление с Днем матери
Выступление детей перед мамами,
бабушками и администрацией сада.
Развивать желание показать свои
способности и возможности,
уверенность в себе, умение работать
в коллективе.
4
Конкурс «Лучшая
Новогодняя маска своими
Совместная деятельность детей и родителей
Повысить интерес родителей к
проекту. Организация выставки и
1-2
25
руками»
1
2-4
1
2
награждение грамотами и призами
победителей конкурса.
ДЕКАБРЬ
Знакомство с праздником
Просмотр мультфильма Суперкнига «Рождество», чтение
Рождества
повествования о Рождестве из детской Библии, беседа об
увиденном и услышанном. Знакомство со сценарием
спектакля, обсуждение его содержания.
Распределение ролей.
Подготовка к
Игра «Что мы делали не скажем, но что видели покажем»
Рождественскому спектаклю Упражнение на дыхание «Цветочный магазин»;
«Вифлеемская ночь»
Ира «День рождения»
Работа над скороговорками.
Разучивание ролей в спектакле. Индивидуальная работа с
детьми над образом. Подгрупповые и групповые
репетиции.
Расширить представление детей о
празднике Рождество.
Реализовывать индивидуальные
возможности каждого ребенка.
Развивать психические процессы,
произвольное поведение, активность,
уверенность в себе, умение работать
в коллективе. Совершенствовать
воображение, фантазию детей;
готовить их к действиям с
воображаемыми предметами;
ЯНВАРЬ
Подготовка к
Этюды «Утешение», «Поле»
Развивать умение передавать
Рождественскому спектаклю Индивидуальная работа с участниками Рождественского эмоциональное состояние с помощью
спектакля и чтецами стихов.
мимики и жестов
Продолжать работать над
спектаклем.
Учить детей действовать на сцене
согласованно. Добиваться сведения
всех эпизодов в единый спектакль.
Репетировать с использованием
костюмов, декораций, реквизита.
Обращать внимание на правильное
произношение слов.
Показ Рождественского
Творческий отчет о театральной деятельности и
Выступление детей родителями и
спектакля
поздравление с Рождеством.
администрацией сада. Развивать
26
3
Конкурс поделок «Мой
любимый сказочный герой»
Совместная деятельность детей и родителей
4
Театральная мастерская:
«Куклы-оригами».
Изготовление кукол в технике оригами для театра.
Инсценировка сказки «Кот и пес».
желание показать свои способности и
возможности, уверенность в себе,
умение работать в коллективе.
Повысить интерес родителей к
проекту.
Организация выставки и
награждение грамотами и призами
победителей конкурса.
Ощутить себя «творцами» кукол для
театра, освоить основы
кукловождения в данном виде театра.
Развивать фантазию,
пространственное воображение,
моторику рук. Научить работать по
образцу, аккуратности. Формировать
трудолюбие, внимательность.
ФЕВРАЛЬ
1
Театральная
мастерская: Изготовление кукол для театра на ложках. Сочиняем сказку Развиваем умение владеть
«Театр на ложках»
сами.
собственным телом; управлять
собственными мышцами.
2
3
Театральная мастерская:
«Театр на камушках».
Театральная мастерская:
«Театр на больших киндерсюрпризах».
4
Театральная
мастерская: Изготовление кукол для театра на кружках. Сочиняем
«Театр на кружках».
сказку сами.
Рисуем сказочных героев на гладких камнях. Сочиняем
сказку сами.
Изготовление кукол для театра на больших киндерсюрпризах. Сочиняем сказку сами.
27
Освоение навыков владения данным
видом театральной деятельности.
Освоение навыков кукловождения
Организация выставки и
награждение грамотами и призами
победителей конкурса.
Ощутить себя «творцами» кукол для
театра, освоить основы
кукловождения в данном театре.
Развивать фантазию,
пространственное воображение,
моторику рук. Научить работать по
образцу, аккуратности. Формировать
трудолюбие, внимательность.
Способствовать развитию фантазии.
1
2-3
4
МАРТ
Знакомство с праздником Просмотр мультфильма Суперкнига «Пасха». Чтение в
Пасхи
детской Библии истории о Воскресении Христа. Беседа с
детьми об увиденном и услышанном. Знакомство со
сценарием спектакля, обсуждение его содержания.
Распределение ролей к Пасхальному спектаклю и стихов.
Подготовка к Пасхальному Этюды «Утешение», «Колоски».
спектаклю
«Пасхальный Разыгрывание этюдов на эмоции. Разучивание ролей в
колобок»
спектакле. Индивидуальная работа с детьми над образом.
Подгрупповые и групповые репетиции.
Занятие, посвященное
Всемирному дню театра.
Просмотр презентации о театре, беседа об увиденном.
Артикуляционно- пальчиковая гимнастика
Игры « Эмоции», «Жило было одно Чудо», «Чупа-чупс»,
«Волшебный карандаш»
Этюд «Колоски».
Беседа о необходимых основах актерского мастерства (над
чем надо работать, чтобы стать актером)
Расширить представление детей о
празднике Пасха.
Реализовывать индивидуальные
возможности каждого ребенка.
Развивать психические процессы,
произвольное поведение, активность,
уверенность в себе, умение работать
в коллективе.
Развивать умение передавать
эмоциональное состояние с помощью
мимики и жестов. Работа над
спектаклем и со чтецами.
Закрепить представление детей об
актерских умениях, необходимых для
создания образа героя.Развивать
интерес детей к сценическому
искусству. Воспитывать
доброжелательность,
коммуникабельность в отношениях
со сверстниками. Совершенствовать
память, наблюдательность,
внимательность.
АПРЕЛЬ
1-2
Подготовка к Пасхальному Упражнение на речевое дыхание «Свеча»,
спектаклю
артикуляционная гимнастика, работа над голосом
(упражнение «Ступеньки»), Разучивание скороговорки.
28
Продолжать работать над
спектаклем. Добиваться сведения
всех эпизодов в единый спектакль.
Репетиция спектакля и стихов.
3
Показ
спектакля
4
Подготовка к конкурсу
чтецов, посвященному
Дню семьи
Артикуляционно- пальчиковая гимнастика.
Упражнения на расслабление мышц «Мороженое» «Кактус
и ива» «Деревянные и тряпочные куклы.
Работа над стихами к конкурсу чтецов.
Разговор с детьми о празднике День семьи. Игра- интервью
«Что такое семья?»
МАЙ
1
Конкурс чтецов,
посвященному Дню семьи.
Выступлений участников конкурса со стихами к Дню
семьи перед жюри.
2
Участие в конкурсах.
Выступление с спектаклем на конкурсах разного уровня.
Беседа с детьми после представления об увиденном, что
больше всего понравилось.
3-4
Пасхального Творческий отчет о театральной деятельности и
поздравление с Пасхой.
Мониторинг
29
Репетировать сценки с
использованием костюмов,
декораций, реквизита. Обращать
внимание на правильное
произношение слов.
Совершенствовать внимание, память,
фантазию, воображение детей.
Выступление детей перед
родителями и администрацией сада.
Развивать желание показать свои
способности и возможности,
уверенность в себе, умение работать
в коллективе.
Совместная деятельность детей и
родителей.
Расширить представление детей о
празднике День семьи.
Совместная деятельность детей и
родителей. Повысить интерес
родителей к логопедической работе
детского сада, развивать дикцию,
общую и артикуляционную
моторику. Воспитывать уверенность
детей в себе. Награждение
грамотами и призами победителей
конкурса.
Познакомить детей с особенностями
работы актеров кукольного театра.
Закрепить правила поведения в
театре.
3.Организационно-педагогические условия
Кадровые условия
Реализация Программы обеспечена работниками в соответствии с требованиями ФГОС
ДО: 1) укомплектованность педагогическими работниками;
2) уровень квалификации педагогических работников;
3) непрерывность профессионального развития и повышения уровня
профессиональной компетентности педагогических
работников,
квалиф
и социальной защиты Российской Федерации от «5» мая 2018г. № 298н.
Возрастной уровень педагогических работников
составляет: 40-55 лет - 2 человек
Педагог, реализующий Программу, обладает основными, обозначенными в
ФГОС ДО компетенций, необходимыми для обеспечения развития детей от 4 до 7 лет.
Для всестороннего развития детей создана развивающая среда с учётом
возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. Особое место занимают в
ней средства реализации Программы - совокупность материальных и идеальных объектов:
Материально-технические условия:
Реализация программы дополнительного образования осуществляется в
музыкальном зале ДОУ. Развивающая среда музыкального зала соответствует
требованиям СанПиН 2.4.1.3049-20, ФГОС ДО и обеспечивает возможность общения и
совместной
деятельности
детей
и
взрослых, двигательной активности и
театрализованной деятельности детей.
Музыкально-спортивный зал - среда эстетического развития, место встречи ребенка с
театром. Простор, яркость, красочность создают уют обстановки. Развивающая среда
музыкального зала ДОУ по содержанию соответствует реализуемой программе, по
насыщенности и разнообразию обеспечивает
занятость
каждого
ребенка,
эмоциональное благополучие и психологическую комфортность.
В зале созданы условия для нормального психосоциального развития
детей: - Спокойная и доброжелательная обстановка,
- Внимание к эмоциональным потребностям детей,
- Представление самостоятельности и независимости каждому ребенку,
- Представление возможности каждому ребенку самому выбрать себе партнера для
общения, - Созданы условия для развития и обучения.
Художественно-эстетическая развивающая среда и оформление музыкальноспортивного зала отвечает содержанию спектакля, способствует развитию у детей
художественно-эстетического вкуса, а также создает у детей радостное настроение.
Организация развивающей предметно-пространственной среды
Занятия театральной деятельностью должны предоставить детям возможность
не только изучать и познавать окружающий мир через постижение сказок, но жить в
гармонии с ним, получать удовлетворение от занятий, разнообразия деятельности,
успешного выполнения задания. С этой точки зрения огромное значение имеет
организация, пространство театрального помещения. Визуальная характеристика
театрального помещения, то есть то, что дети видят вокруг себя на занятии, – важное
30
условие эмоционального воспитания. Здесь все имеет значение: цвет стен и потолка,
мебель, разделение пространства на функциональные зоны, разнообразие игр, игрушек,
масок, наличие места для самостоятельных игр ребят. Все, что окружает детей, во
многом определяет их наст роение, формирует то или иное отношение к предметам,
действиям и даже к самим себе. Ребенок знакомится с окружающим миром с
помощью зрения (зрительного анализатора), слуха (слухового анализатора) и движений
(двигательного анализатора). Значит, все, что окружает ребенка, должно развивать
эти органы чувств и обеспечивать необходимый психологический комфорт.
При организации и оформлении развивающей предметно пространственной среды
следует опираться на следующие принципы:
дистанции, позиции при взаимодействии;
активности, самостоятельности,
творчества; - стабильности - динамичности;
эмоциональности, индивидуальной комфортности и эмоционального
благополучия каждого ребенка и взрослого;
сочетание привычных и неординарных элементов в эстетической
организации среды; Учебно-методическое обеспечение:
Программа предусматривает использование на занятиях наглядного
материала: - костюмы и декорации;
детские музыкальные инструменты;
различные атрибуты к занятиям (для игр, танцев, мини-сценок,
этюдов, разыгрывания сказок, театрализованных представлений);
наличие кукол для театра и ширмы.
31
Список литературы
1. Грабенко Т.М. Семинар-практикум «Сказкотерапия в консультировании»,
2009
2. Гребенщикова Л.Г. Основы куклотерапии: галерея кукол. – СПб.: Речь,
2007
3. Зинкевич-Евстегнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной
терапии. – СПб., Речь, 2001
4. Татаринцева А.Ю. Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда.
– СПб.: Речь, 2007
5. Татаринцева А.Ю., Григорчук М.Ю. Детские страхи: куклотерапия в
помощь детям. С-Пб.:Речь, 2007
6. Медведева И.Я., Шишова Т.Л. Дети, куклы и мы. Руководство по
куклотерапии. Зерна-Книга, 2014
7. Г.В.Лаптева «Игры для развития эмоций и творческих способностей».
Театральные занятия для детей 5-9 лет. С.-П.:2011г.
8. И.А. Лыкова «Теневой театр вчера и сегодня» С.-П.:2012г
9. И.А.Лыкова «Театр на пальчиках» М.2012г
10. Алянский Ю. «Азбука театра» М.:1998г.
32