Программа дополнительного образования социально-гуманитарной направленности "Кубики Зайцева"

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Управление образованием Качканарского городского округа
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
- детский сад « Звездочка» комбинированного вида

Принято:
Педагогическим советом
МДОУ - детский сад «Звездочка»
Протокол от 14.08.2024 г. № 1

Утверждено:
Приказом МДОУ детский сад «Звездочка»
от 14.08.2024 № 150од
.

Дополнительная образовательная общеразвивающая
программа «Кубики Зайцева»
социально- гуманитарной направленности.
Возраст воспитанников (5-7 лет)
срок реализации программы 2 года

Автор: Филиппова
Александра Витальевна

город Качканар, 2024

Содержание
I.

Комплекс основных характеристик программы

Стр.
3

1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи программы
1.3. Содержание программы
Учебный план

3
7
8
8

Содержание учебного плана
1.4. Планируемые результаты
II. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график

9
25
25
25

2.2. Условия реализации программы

26

2.3. Формы аттестации/контроля
2.4. Методические материалы
III. Список литературы

27
31
38

Приложение
1.
Возрастные
и
индивидуальные особенности воспитанников

39

2

РАЗДЕЛ I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
В человеческой деятельности нет областей, где не употреблялась бы речь. Она
нужна везде. Поэтому грамотное владение речью и развитие коммуникативных
функций особенно актуальны для нынешнего и будущих поколений. В настоящее
время значительно возросло количество детей, имеющих то или иное нарушение
речи. Исходя из этого, значительно снизился уровень детской грамотности.
Дислексия (нарушение чтения) и дисграфия (нарушение письма) становятся
первопричинами плохой успеваемости в школе. Нарушения в речи, ошибки в
произношении, влекут за собой грубые ошибки в письме, неграмотным речевым
высказываниям, и приводят, впоследствии, к обеднению словарного запаса,
неумению грамотно выразить свои мысли, а значит и оскудению русского языка в
целом. Чтение — один из важнейших видов речевой деятельности, в процесс
которой входит способность воспринимать информацию, понимать информацию
записанную (передаваемую) тем или иным способом, воспроизводить её.
Овладение навыками чтения становится одним из основных, базисных моментов
образования, т. к. является частью процесса речевого развития. Оно способствует
формированию навыков языкового анализа и синтеза, обогащению словарного
запаса, усвоению грамматических категорий, развитию связной речи. Чтение
выступает одним из способов получения информации и возможности
использовать её.
Необходимость обучения чтению в старшем дошкольном возрасте способствует
успешной адаптации ребёнка к новым условиям обучения в школе.
Программа «Кубики Зайцева» составлена в соответствии с методикой обучения
чтению по кубикам Н.А. Зайцева «Кубики Зайцева». Обучение чтению по Зайцеву
призвано сократить путь от «не умею читать» до «уверенно читаю» в 2x раз.
Авторская система обучения зарекомендовала себя с хорошей стороны и
стабильно показывает хорошие результаты на протяжении 20 лет.
Программа «Кубики Зайцева» направлена на полноценное овладение навыком
осознанного чтения по складам. Программа поможет предупредить трудности в
овладении речью, сформировать правильный грамматический строй речи.
Направленность программы – социально-гуманитарная.
Программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
1.
Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – ФЗ);

3

2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
5.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
6.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г.
№ 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее –
Порядок);
7.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября
2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196«;
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
9.
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
10. Письмо
Минобрнауки
России
от
28.08.2015 №
АК-2563/05
«О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ».
11. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
12. Устав МДОУ - детский сад «Звездочка»
Уровень освоения программы
Уровень освоения программы – стартовый. Стартовый уровень предполагает
использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации
4

материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания
программы.
Основная задача – сформировать у учащегося основные навыки чтения с
помощью методики Зайцева.
Актуальность программы
Актуальность развивающего обучения детей дошкольного возраста в наше время
не вызывает сомнения. По словам Л.С. Выготского «только - то обучение в
детском возрасте хорошо, которое забегает вперёд развития и ведёт развитие за
собой». Чтение – один из важнейших источников познания и речевой
деятельности, тесно связанный как с произношением, так и с пониманием речи.
Чтение заложено в основу обучения и является одним из необходимых навыков в
жизни. Оно играет ключевую роль в образовании, воспитании и развитии
человека. Чтение – это неисчерпаемый источник обогащения знаниями.
Универсальный способ развития познавательных и речевых способностей
ребёнка, его творческих сил.
Зачем ребёнку читать до школы? Преимуществ очень много:
• На раннем этапе улучшается произношение – постоянное
проговаривание слов по складам способствует тому, что речь ребёнка
становится чище;
• Обогащается словарный запас;
• Ребёнок умеющий читать, более самостоятелен: его можно приучить к
мысли, что знания он может добывать сам из книг (очень полезный навык,
который хорошо бы выработать с детства);
• Дети, которые научились читать книги рано, читают книги с большим
удовольствием;
• Раннее чтение влияет на грамотность.
• Навык чтения, правильно сформированный в дошкольном возрасте,
благотворно влияет как на становление дальнейшей учебной деятельности, так
и на общее развитие личности ребёнка.
Актуальность данной проблемы и повлияла на разработку программы кружка
«Кубики Зайцева».
Отличительные особенности программы, новизна
Особенностью программы является использование технологии Н.А.Зайцева для
обучения детей дошкольного возраста, цель которой – предупреждение ошибок в
чтении и письме.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Кубики
Зайцева» отличается тем, что познавательный процесс проходит в игровой форме
и не вызывает чувства пресыщения.
5

К тому же полное раскрепощение позы – ребенок не сидит в принужденной позе
за столом, можно сидеть на ковре, стоять у таблиц, передвигаться в процессе
занятия по помещению (игры-соревнования, классификации и т.д.).
Новизна программы. Новизна программы заключается в том, чтобы учить
ребёнка чтению не по буквам или слогам, а по так называемым складам. Склады
для чтения — это буквосочетания и их особенность в том, что они никогда не
состоят больше чем из двух букв, в отличие от слогов. Именно так ребёнку будет
проще всего в будущем прочесть и воспроизвести слова.
Адресат программы
Возраст детей, участвующих в реализации данной общеобразовательной
общеразвивающей программы, 5-7 лет. Состав группы формируется на
добровольной основе. Набор детей осуществляется свободным доступом, на
основании заявлений родителей (законных представителей детей). Программа
разработана с учетом возрастных и педагогических особенностей детей данного
возраста (Приложение 1).
Объем и сроки освоения программы
Старшая группа
Подготовительная к школе группа
1 год обучения– 36 недель, 9месяцев,
продолжительность одного академического
часа - 25 мин, 1 раза в неделю.

2 год обучения – 36 недель, 9месяцев,
продолжительность одного академического
часа - 30 мин
1 раза в неделю.

Формы организации образовательного процесса
Формой организации деятельности обучающихся на занятии является групповая,
фронтальная, индивидуальная; формы проведения занятия – практическое
занятие, игровое занятие.
Структурно занятия разделяются на несколько этапов. В зависимости от
содержания занятий и форм организации образовательного процесса на различные
этапы отводится определённое количество времени. На некоторых занятиях
работа с кубиками и таблицами может проводится параллельно с изучением темы
по окружающему миру, т.е. в течение всего занятия. При дифференциации
заданий может быть использована индивидуальная или групповая форма работы с
детьми по формированию и развитию навыка чтения. В таблице приведены
примерные показатели использования времени на определённых этапах занятия.
Этапы
I

Содержание работы
Работа с кубиками и таблицами по методике
Н.А.Зайцева

Продолжительность
10 мин

6

II
III
IV

Ознакомление с окружающим миром (беседа, игра,
экскурсии и т.д.)
Слушание, чтение художественных произведений
Развитие мелкой моторики
(раскрашивание,
штриховка, печатание букв, слов и т.д.)

10мин
5 мин
5 мин

Режим занятий
Режим занятий – вторник вторая половина дня

1.2. Цель и задачи программы
Цель: формирование навыка осознанного чтения на принципе чтения по складам.
Задачи:
Воспитательные:
1. Формировать интерес к родному языку;
2. Мотивировать интерес к чтению;
3. Стимулировать самостоятельность, умение сотрудничать, коллективизм.
Развивающие:
1. Развивать графомоторные навыки.
2. Расширять фонематический и музыкальный слух;
3. Стимулировать познавательный интерес к чтению;
4. Развивать коммуникативные навыки.
• Обучающие:
1. Обучать детей читать слова по складам;
2. Приобретение детьми навыков «писать» слова (собирать) из кубиков и по
таблицам посредством чтения и «письма»;
3. Формировать активный словарь;
4. Формировать социальную позицию детей и восприятие ими сверстников на
положительной эмоциональной основе.

7

2. Содержание программы
2.1. Учебный план
Первый год обучения
№
п/п

Перечень разделов и тем

Количество часов
Всего
Теория
Практик
а
10
2
8

1

1 этап – Повторение складов

2

2 этап - Выход в слов

8

2

6

3

5

1

4

4

3 этап – Выход в
предложение
4 этап – Выход в текст

8

2

6

5

5 этап – Введение в книгу

5

2

3

Итого:

36

9

27

Формы
аттестации/контроля
Практические
задания,
педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Упражнения
Педагогическое
наблюдение
Упражнения
Практические
задания,
педагогическое
наблюдение

Второй год обучения
№
п/п
1

2

Перечень разделов и тем

Запоминание складов.
Развитие артикуляции, дикции,
формирование
правильного
произношения звуков.
Выход в слово.
Овладение техникой складового
чтения.
Осмысление понятия «слово» как
единицы речи.
Осознание детьми различий
между
написанием
и
произношением
некоторых
слов.
Формирование умения
«печатать» склады и слова в
тетради, ориентироваться
на странице тетради.

Количество часов
Всего
Теория Практик
а
6
2
4

12

3

9

Формы
аттестации/контрол
я
Практические
задания,
педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

8

3

4

5

Выход
в предложение.
Осмысление
предложения
как единицы речи.
Выход в текст.
Формирование чистоты и
выразительности чтения.
Введение в книгу. Алфавит.
Формирование знания алфавита,
умения правильно произносить
звуки, называть буквы.

6

1,5

4,5

Упражнения

8

2

6

4

1,5

2,5

Педагогическое
наблюдение
Упражнения
Практические
задания,
педагогическое
наблюдение

Итого:

36

10

26

2.2. Содержание учебного плана.
Первый год обучения
Тема Занятие № 1
Теория Вводное занятие
Практика Знакомство с кубиками Н.А. Зайцева (большие, маленькие,
деревянные, железные, золотые)
Тема Занятие № 2
Теория Вводное занятие
Практика Знакомство с таблицами Н.А. Зайцева. Пропевание таблиц.
Тема Занятие № 3
Теория Повторение складов
Практика Пение «песенок» о членах семьи (м, л, б, д, с)
Тема Занятие № 4
Теория Повторение складов
Практика Пение «песенок» о животных (в, г, з, к, л)
Тема Занятие № 5
Теория Повторение складов
Практика Пение «песенок» о животных (н, р, т, х)
Тема Занятие № 6
Теория Повторение складов
Практика Пение «песенок» (закрепление)
Тема Занятие № 7
Теория Повторение складов
Практика Знакомство с кубиками. Сопоставление складов на кубиках в таблицах.
Тема Занятие № 8
Теория Повторение складов
Практика Составление «поездов» из кубиков (с буквами А, Я). Пение песенок по
таблице.
Тема Занятие № 9
9

Теория Повторение складов
Практика Составление «поездов» из кубиков (с буквами О, Ё). Пение песенок по
таблице.
Тема Занятие № 10
Теория Повторение складов
Практика Составление «поездов» из кубиков (с буквами У, Ю). Пение песенок по
таблице.
Тема Занятие № 11
Теория Повторение складов
Составление «поездов» из кубиков (с буквами Ы, И). Пение
песенок по таблице.
Тема Занятие № 12
Теория Повторение складов
Практика Составление «поездов» из кубиков (с буквами Э, Е). Пение песенок по
таблице.
Тема Занятие № 13
Теория
Практика Составление «поездов» с изученными буквами. Пение «песенок».
Тема Занятие № 14
Теория Выход в слово
Практика Письмо односложных слов по таблице, составление слов из кубиков.
Тема Занятие № 15
Теория Выход в слово
Практика Письмо односложных и двусложных слов по таблице,
составление слов из кубиков
Тема Занятие № 16
Теория Выход в слово
Практика Письмо двусложных и трехсложных слов по таблице, составление слов
из кубиков.
Тема Занятие № 17
Теория Выход в слово
Практика Упражнение на закрепление умений. Печатание слов в тетради в
крупную клетку.
Тема Занятие № 18
Теория Выход в слово
Практика Упражнения на закрепление умений. Чтение слов на «Складовых
картинках». Печатание по таблице. Печатание по таблице.
Тема Занятие № 19
10

Теория Выход в слово
Практика Заглавная буква в написании имён, кличек животных.
Печатание по таблице.
Тема Занятие № 20
Теория Выход в слово
Практика Упражнения на закрепление умений. Печатание по таблице.
Тема Занятие № 21
Теория Выход в слово
Практика Закрепление навыка чтения слов. Постановка ударения. Печатание
слов по таблице.
Тема Занятие № 22
Теория Выход в предложение
Лента знаков. Письмо простых предложений из произведений известных
писателей. Составление предложений из кубиков
Тема Занятие № 23
Теория Выход в предложение
Практика Закрепление навыка чтения и письма предложений (по таблице).
Тема Занятие № 24
Теория Выход в текст
Тема Занятие № 25
Теория Выход в текст
Практика Чтение текстов на плакатах. Произведения устного народного
творчества о родном городе.
Тема Занятие № 26
Теория Выход в текст
Практика Чтение текстов на плакатах. Произведения устного народного
творчества о природе родного края.
Тема Занятие № 27
Теория Выход в текст
Практика Чтение текстов на плакатах. Произведения устного народного
творчества о солнышке.
Тема Занятие № 28
Теория Выход в текст
Практика Чтение текстов на плакатах. Произведения устного народного
творчества о звёздах, Луне
Тема Занятие № 29
Теория Выход в текст
11

Практика Чтение текстов на плакатах. Произведения устного народного
творчества о лесных жителях.
Тема Занятие № 30
Теория Выход в текст
Практика Чтение текстов на плакатах. Произведения устного народного
творчества о птицах.
Тема Занятие № 31
Теория Выход в текст
Практика
Тема Занятие № 32
Теория Выход в текст
Практика Чтение текстов на плакатах. Произведения о водных видах транспорта.
Тема Занятие № 33
Теория Выход в текст
Чтение текстов на плакатах. Произведения устного народного творчества об
обитателях рек и озёр.
Тема Занятие № 34
Теория Выход в текст
Практика Чтение текстов на плакатах. Произведения устного народного
творчества о природных явлениях (дождь, ветер, снег, туман).
Тема Занятие № 35
Теория Введение в книгу
Практика Чтение текстов из книг вслух и «про себя». Драматизация
прочитанного. Алфавит
Тема Занятие № 36
Теория Введение в книгу
Практика Чтение текстов из книг вслух и «про себя». Рисунок по прочитанному.
Алфавит-песенка.
Второй год обучения
Тема Занятие № 1
Теория «Мы хотим читать!»
Практика Знакомство друг с другом. Беседа о пользе чтения. Н.А. Зайцев и его
методика. Материал: портрет Н.А. Зайцева, пособия (кубики, таблицы, попевки,
складовые картинки, песенки-потешки, скороговоркичистоговорки, пишу красиво:
печатные буквы, домашняя тетрадь.)
Тема Занятие № 2
Теория Пишем своё имя.
12

Практика Артикуляционная гимнастика. Пение песенок по таблице 1 в
вертикальной плоскости. Упражнение «Говорящие башенки». Коллективное
выкладывание имен детей из кубиков Материал: кубики Зайцева, таблицы
складов, указка, столы, полочки, карандаши, ластик. Домашняя тетрадь к занятиям
по кубикам Зайцева. Пятибратова Н.В. Занятие 3.
Тема Занятие № 3
Теория Звуки и буквы.
Практика Пение по таблице 1 в вертикальной плоскости. Пение по таблице 1 в
горизонтальной плоскости. Игра «Смешные слова». Игра «Кручуверчу». (Звук
«У»). Материал: кубики Зайцева, таблицы складов, указка, столы, полочки,
карандаши, ластик. Домашняя тетрадь к занятиям по кубикам Зайцева.
Пятибратова Н.В. Занятие 5.
Тема Занятие № 4
Теория Закрепление знания складов.
Практика Пение по таблице 1 в горизонтальной плоскости. Упражнение «Письмо
слов по таблице » (письмо имен близких родственников и своих фамилий)
индивидуально с каждым ребенком. П/игра «Большие и маленькие». Игра «Кручуверчу». Звук «О». Материал: кубики Зайцева, таблицы складов, указка, столы,
полочки, карандаши, ластик. Домашняя тетрадь к занятиям по кубикам Зайцева.
Пятибратова Н.В. Занятие 6.
Тема Занятие № 5
Теория Закрепление (ударение)
Практика Пение по таблице 1 в вертикальной плоскости. Упражнение «Письмо
слов по таблице 1» (слова придумывают дети и пишут их совместно с педагогом).
Постановка ударения. Игра «Угадайка»: выбор. Игра «Любимая игрушка».
Материал: кубики Зайцева, таблицы складов, указка, столы, полочки, карандаши,
ластик. Домашняя тетрадь к занятиям по кубикам Зайцева. Пятибратова Н.В.
Занятие 7.
Тема Занятие № 6
Теория Угадайка.
Практика Пение по таблице 1 в горизонтальной плоскости. Упражнение «Где
такой склад?» Упражнение «Загадки». Игра «Угадайка»: выбор. Материал: кубики
Зайцева, таблицы складов, указка, столы, полочки. Домашняя тетрадь к занятиям
по кубикам Зайцева. Пятибратова Н.В. Занятие 8. Материал: кубики Зайцева,
таблицы складов, указка, столы, полочки, складовые картинки, карандаши, ластик.
Тема Занятие № 7
Теория Любимые подарки.
Практика Командная игра. Слова: «лес», «река». Пение по таблице 1 в
горизонтальной плоскости. Игра «Подарок на день рождения». Письмо имен и
13

фамилий детей кубиками. Домашняя тетрадь к занятиям по кубикам Зайцева.
Пятибратова Н.В. Занятие 9. Материал: кубики Зайцева, таблицы складов, указка,
столы, полочки, карандаши, ластик.
Тема Занятие № 8
Теория Загадки
Практика Пение по таблице 1 складов в горизонтальной плоскости. Игра «Твое
словечко». Игра «Найди заданный кубик». Упражнение «Загадки». Домашняя
тетрадь к занятиям по кубикам Зайцева. Пятибратова Н.В. Занятие 11. Материал:
кубики Зайцева, таблицы складов, указка, столы, полочки, складовые картинки,
карандаши, ластик.
Тема Занятие № 9
Теория Чудесный мешочек
Практика Пение по таблице 2 в вертикальной плоскости Игра «Посмотри и
повтори». Игра «Поездка». Игра «Чудесный мешочек». Материал: кубики
Зайцева, таблицы складов, указка, столы, полочки, складовые картинки
Тема Занятие № 10
Теория Детский сад.
Практика Пение по таблице 2 в вертикальной плоскости Упражнение: «Прочитай
кубик у соседа» Упражнение «Что мы делаем в детском саду?» Работа со
складовыми картинками (обведение силуэта). Домашняя тетрадь к занятиям по
кубикам Зайцева. Пятибратова Н.В. Занятие 12. Материал: кубики Зайцева,
таблицы складов, указка, столы, полочки, складовые картинки, водный маркер,
тетрадные листы в клетку, карандаши, ластик.
Тема Занятие № 11
Теория Магазин игрушек.
Практика Пение по таблице 2 в вертикальной плоскости Пение по таблице 1 в
горизонтальной плоскости. Игра «Магазин игрушек». Работа со складовыми
картинками. Домашняя тетрадь к занятиям по кубикам Зайцева. Пятибратова Н.В.
Занятие 13. Материал: кубики Зайцева, таблицы складов, указка, столы, полочки,
складовые картинки, водный маркер, тетрадные листы в клетку, карандаши,
ластик.
Тема Занятие № 12
Теория Домашние животные.
Практика Работа с таблицей 2. Игра «Ферма» с использованием фигурок
домашних животных. Игра «Посмотри и повтори». Игровое упражнение «Хлопай
как я». Домашняя тетрадь к занятиям по кубикам Зайцева. Пятибратова Н.В.
Занятие 14. Материал: кубики Зайцева, таблицы складов, указка, столы, полочки,
тетрадные листы в клетку, карандаши, ластик.
Тема Занятие № 13
14

Теория Зоопарк.
Практика Пение по таблице 2 в вертикальной плоскости. Игра «Зоопарк». Работа
с таблицей 2. Работа со складовыми картинками. Чтение слов. Материал: кубики
Зайцева, таблицы складов, указка, столы, полочки, складовые картинки Тема
Занятие № 14
Теория Чистоговорки.
Практика Работа с таблицей 2. Чистоговорки – скороговорки. Работа со
складовыми картинками. Пальчиковая гимнастика. Правильное держание
карандаша. Работа по обведению картинок по точкам. Домашняя тетрадь к
занятиям по кубикам Зайцева. Пятибратова Н.В. Занятие 15. Материал: кубики
Зайцева, таблицы складов, указка, столы, полочки, плакаты со скороговорками,
раздаточный материал (картины по точкам в файлах +водный маркер), тетрадные
листы в клетку, карандаши, ластик
Тема Занятие № 15
Теория Компьютер.
Практика Игра «Компьютер». Коллективное написание придуманного детьми
предложения. Пальчиковая гимнастика. Правильное держание карандаша. Работа
по обведению картинок по точкам. Домашняя тетрадь к занятиям по кубикам
Зайцева. Пятибратова Н.В. Занятие 16. Материал: кубики Зайцева, таблицы
складов, указка, столы, полочки, раздаточный материал (картины по точкам в
файлах +водный маркер), тетрадные листы в клетку, карандаши, ластик.
Тема Занятие № 16
Теория Пишу красиво!
Практика Командная игра: слова из 3-4 кубиков. Игра «Инструкция» Игра
«Чудесный мешочек с игрушками». Пальчиковая гимнастика. Правильное
держание карандаша. Работа с пособием «Пишу красиво». Домашняя тетрадь к
занятиям по кубикам Зайцева. Пятибратова Н.В. Занятие 17. Материал: кубики
Зайцева, таблицы складов, указка, столы, полочки, раздаточный материал по
пособию «Пишу красиво» (буква А, Б) в файле + водный маркер, тетрадные листы
в клетку, карандаши, ластик.
Тема Занятие № 17
Теория Коллективное чтение слов.
Практика Работа с таблицей 2. Игра «Задуманное слово». Работа со складовыми
картинками. Работа с пособием «Пишу красиво». Домашняя тетрадь к занятиям по
кубикам Зайцева. Пятибратова Н.В. Занятие 18. Материал: кубики Зайцева,
таблицы складов, указка, столы, полочки, складовые картинки, раздаточный
материал по пособию «Пишу красиво» (буква В) в файле + водный маркер,
тетрадные листы в клетку, карандаши, ластик.
Тема Занятие № 18
15

Теория Животные
Практика Пение по таблице 2 в вертикальной плоскости. «Командная игра из 4
кубиков» Игра «Зоопарк». Работа с пособием «Пишу красиво». Материал: кубики
Зайцева, таблицы складов, указка, столы, полочки, складовые картинки,
раздаточный материал по пособию «Пишу красиво»
(буква Г) в файле + водный маркер
Тема Занятие № 19
Теория Мы вместе!
Практика Работа со складовыми картинками. «Командная игра из 4 кубиков»
Игра «Компьютер». Работа с пособием «Пишу красиво». Домашняя тетрадь к
занятиям по кубикам Зайцева. Пятибратова Н.В. Занятие 19. Материал: кубики
Зайцева, таблицы складов, указка, столы, полочки, складовые картинки,
раздаточный материал по пособию «Пишу красиво» (буква Д) в файле + водный
маркер, тетрадные листы в клетку, карандаши, ластик.
Тема Занятие № 20
Теория Шрифты.
Практика Игра «Веселые слова». «Знакомьтесь: АБЕЁРУФ!» Игра «Волшебные
цепочки». Работа с пособием «Пишу красиво». Материал: кубики Зайцева,
таблицы складов, указка, столы, полочки, складовые картинки, раздаточный
материал по пособию «Пишу красиво» (буква Е, Ё) в файле + водный маркер
Тема Занятие № 21
Теория Собери слова.
Практика Упражнения на закрепление знаний складов. Работа со складовыми
картинками. Игровое упражнение «Любое слово из конкретных кубиков». Работа
с пособием «Пишу красиво». Материал: кубики Зайцева, таблицы складов, указка,
столы, полочки, складовые картинки, раздаточный материал по пособию «Пишу
красиво» (буква Ж) в файле + водный маркер.
Тема Занятие № 22
Теория Чтение слов по карточкам.
Практика Письмо слов из кубиков. Игровое упражнение «Конкретное слово из
всех кубиков». Чтение по карточкам. Работа с пособием «Пишу красиво».
Домашняя тетрадь к занятиям по кубикам Зайцева. Пятибратова Н.В. Занятие 21.
Материал: кубики Зайцева, таблицы складов, указка, столы, полочки, раздаточный
материал по пособию «Пишу красиво» (буква З) в файле + водный маркер,
карточки со словами, тетрадные листы в клетку, карандаши, ластик.
Тема Занятие № 23
Теория Слово, предложение, рассказ.
Практика Игровое упражнение «Волшебные цепочки». Слово, предложение,
рассказ. Письмо слов по образцу (кубиками по складовым картинкам). Работа с
16

пособием «Пишу красиво». Материал: кубики Зайцева, таблицы складов, указка,
столы, полочки, складовые картинки, раздаточный материал по пособию «Пишу
красиво» (буква И) в файле + водный маркер, карточки со словами.
Тема Занятие № 24
Теория Сами пишем слова по таблице.
Практика Игровое упражнение «Волшебники». Упражнение «Диктант по
таблице» (индивидуально). Чтение. Скороговорки. Работа с пособием «Пишу
красиво». Домашняя тетрадь к занятиям по кубикам Зайцева. Пятибратова Н.В.
Занятие 22. Материал: кубики Зайцева, таблицы складов, указка, столы, полочки,
пособие «Скороговорки», раздаточный материал по пособию «Пишу красиво»
(буква К, Л) в файле + водный маркер, тетрадные листы в клетку, карандаши,
ластик.
Тема Занятие № 25
Теория Что такое «Алфавит»?
Практика Игра «Алфавит». Игровое упражнение «Списывание». Чтение.
Карточки. Работа с пособием «Пишу красиво». Домашняя тетрадь к занятиям по
кубикам Зайцева. Пятибратова Н.В. Занятие 23. Материал: кубики Зайцева,
таблицы складов, указка, столы, полочки, раздаточный материал по пособию
«Пишу красиво» (буква Н, М) в файле + водный маркер, карточки со словами,
тетрадные листы в клетку, карандаши, ластик.
Тема Занятие № 26
Теория Чтение и пение по книге.
Практика Упражнение «Диктант по таблице» Знаки препинания в конце
предложения. Использование знаков препинания. Читай и пой. «Песенки.
Потешки.» Работа с пособием «Пишу красиво». Материал: таблицы складов,
указка, столы, бумбокс, флешка с попевками и песенками, пособие «Песенки.
Потешки», раздаточный материал по пособию «Пишу красиво» (буква О) в файле
+ водный маркер
Тема Занятие № 27
Теория Незнакомые слова. Словари.
Практика Чтение. Карточки. Словарь незнакомых слов. Читай и пой. (По выбору
детей) Работа с пособием «Пишу красиво». Домашняя тетрадь к занятиям по
кубикам Зайцева. Пятибратова Н.В. Занятие 25. Материал: таблицы складов,
указка, столы, бумбокс, флешка с попевками и песенками, пособие «Песенки.
Тема Занятие № 28
Теория Чтение текста. Перессказ.
Практика Чтение карточек, складовых картинок. Чтение небольших текстов из 34 предложений. Отрывок. В. Драгунский «Мой старый друг». Пересказ. Читай и
пой. (По выбору детей) Работа с пособием «Пишу красиво». Материал: таблицы
17

складов, указка, столы, карточки со словами, складовые картинки, тексты рассказа
(на каждого ребёнка), бумбокс, флешка с попевками и песенками, пособие
«Песенки. Потешки», раздаточный материал по пособию «Пишу красиво» (буква
Р, С) в файле + водный маркер.
Тема Занятие № 29
Теория Чтение нового текста.
Практика Л.Н. Толстой «Настина кукла». Обсуждение прочитанного текста.
Читай и пой. (По выбору детей) Работа с пособием «Пишу красиво». Материал:
таблицы складов, указка, столы, тексты рассказа (на каждого ребёнка), бумбокс,
флешка, пособие «Песенки. Потешки», раздаточный материал по пособию «Пишу
красиво» (буква Т, У) в файле + водный маркер.
Тема Занятие № 30
Теория Чтение текста.
Практика Чтение. Л.Н. Толстой «Косточка». Обсуждение. Читай и пой. (По
выбору детей) Работа с пособием «Пишу красиво». Материал: таблицы складов,
указка, столы, тексты (на каждого ребёнка), бумбокс, флешка, пособие «Песенки.
Потешки», раздаточный материал по пособию «Пишу красиво» (буква Ф, Х) в
файле + водный маркер.
Тема Занятие № 31
Теория Чтение текста.
Практика И.А. Крылов «Стрекоза и муравей». Обсуждение. Читай и пой. (По
выбору детей) Работа с пособием «Пишу красиво». Домашняя тетрадь к занятиям
по кубикам Зайцева. Пятибратова Н.В. Занятие 29. Материал: таблицы складов,
указка, столы, тексты (на каждого ребёнка), бумбокс, флешка, пособие «Песенки.
Потешки», раздаточный материал по пособию «Пишу красиво» (буква Ц, Ч) в
файле + водный маркер, тетрадные листы в клетку, карандаши, ластик.
Тема Занятие № 32
Теория Чтение текста.
Практика В. Осеева «Лекарство». Обсуждение. Читай и пой. (По выбору детей)
Работа с пособием «Пишу красиво». Домашняя тетрадь к занятиям по кубикам
Зайцева. Пятибратова Н.В. Занятие 30. Материал: таблицы складов, указка, столы,
тексты (на каждого ребёнка), бумбокс, флешка, пособие «Песенки. Потешки»,
раздаточный материал по пособию «Пишу красиво» (буква Ш и Щ) в файле +
водный маркер, тетрадные листы в клетку, карандаши, ластик.
Тема Занятие № 33
Теория Чтение текст
Практика В. Осеева «Обидчики». Обсуждение. Читай и пой. «Заинька». Работа с
пособием «Пишу красиво». Материал: таблицы складов, указка, столы, тексты (на
18

каждого ребёнка), бумбокс, флешка, пособие «Песенки. Потешки», раздаточный
материал по пособию «Пишу красиво» (буква Ы) в файле + водный маркер.
Тема Занятие № 34
Теория Чтение текста
Практика Л.Н. Толстой «Лгун». Обсуждение. Читай и пой. (По выбору детей)
Работа с пособием «Пишу красиво». Домашняя тетрадь к занятиям по кубикам
Зайцева. Пятибратова Н.В. Занятие 31. Материал: таблицы складов, указка, столы,
тексты (на каждого ребёнка), бумбокс, флешка, пособие «Песенки. Потешки»,
раздаточный материал по пособию «Пишу красиво» (буква Э) в файле + водный
маркер, тетрадные листы в клетку, карандаши, ластик
Тема Занятие № 35
Теория Чтение текста
Практика К.Ушинский «Храбрая собака». Драматизация прочитанного текста.
Работа с пособием «Пишу красиво». Материал: таблицы складов, указка, столы,
тексты (на каждого ребёнка), маски собак. раздаточный материал по пособию
«Пишу красиво» (буква Ю, Я) в файле + водный маркер.
Тема Занятие № 36
Теория Чтение текста
Практика В. Осеева «Печенье». Обсуждение. Читай и пой. (По выбору детей)
Чтение и пение «Неразлучные друзья» Работа с пособием «Пишу красиво».
Материал: таблицы складов, указка, столы, тексты (на каждого ребёнка), бумбокс,
флешка, раздаточный материал по пособию «Пишу красиво» (буква Ь и Ъ) в
файле + водный маркер.
1.3. Планируемые результаты
По окончании обучения воспитанники
-Будут проявлять интерес к родному языку;
-Интерес к чтению;
-Проявлять самостоятельность, умение сотрудничать, коллективизм.
-У обучающихся развиты психологические процессы.
-Развиты графомоторные навыки.
-Фонематический и музыкальный слух;
- Познавательный интерес к чтению;
- Развиты коммуникативные навыки.
-Знакомы
с кубиками и таблицами, различают их по цвету, звучанию,
величине, классифицируют их;
-Умеют читать слова по складам;

19

-Умеют «писать» слова (собирать) из кубиков и по таблицам посредством
чтения и «письма»;
-Сформирован активный словарь;
-Сформирована социальная позиция детей и восприятие ими сверстников на
положительной эмоциональной основе.
II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8

Основные характеристики образовательного
процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в I полугодии
Недель во II полугодии
Начало занятий
Окончание учебного года

36
36
1 час
36
17
19
2 сентября 2024г.
30 мая 2025г.

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Оборудование: групповая комната. Рабочая зона для занятий: столы и стулья для
воспитанников, рассчитанные на дошкольный возраст (согласно требованиям
СанПиНа).
Игровая зона – пространство для свободной самостоятельной деятельности детей
по интересам. Это места для сюжетной игры, настольных игр и дидактических
упражнений, конструирования, шкафы и стеллажи для хранения учебной
литературы и наглядных пособий, дидактических материалов, игрушек, кубиков.
Технические средства обучения:
телевизор, ноутбук.
Информационное обеспечение:
Компьютерные и
информационно-коммуникативные
средства:
мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы,
обучающие программы по предмету.
Дидактический материал

20

6 картонных листов настенных таблиц формата В2 (520х720мм); 4 листа таблиц
формата B3 (360х520мм); 52 картонных кубика (50х50мм и 60х60мм); учебная
аудиокассета с напевками всех складов; 240 тематических картинок.
Подборка загадок, пословиц, поговорок, потешек, стихов, басен, кроссвордов.
Учебно-методические пособия:
Зайцев
Н.А.
Учебник
для
родителей,
воспитателей,
учителей./Н.А.Зайцев. – СПб.: НОУДО «Методики Н.Зайцева», 2012
Зайцев Н.А., Струве Г.А. Читай и пой./Н.А. Зайцев, Г.А.Струве. – СПб.: НОУДО
«Методики Н.Зайцева», 2012
Зайцев Н.А. Комплект «Кубики Зайцева»/ Н.А. Зайцев. – СПб.: НОУДО
«Методики Н.Зайцева», 2012
Зайцев Н.А. Комплект «Складовые картинки»/ Н.А. Зайцев. – СПб.:
НОУДО «Методики Н.Зайцева», 2012
Кадровое обеспечение: данная программа рекомендована педагогам
дополнительного образования, работающими с детьми дошкольного возраста.
Воспитателя дошкольных учреждений.
2.3. Формы аттестации/контроля
Освоение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Кубики Зайцева» не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и
итоговой аттестации обучающихся.
Реализация программы дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Кубики Зайцева» предполагает оценку индивидуального развития
детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках
педагогической диагностики (оценки индивидуального развития дошкольников,
связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе
их дальнейшего планирования). Педагогическая диагностика проводится в ходе
наблюдений за активностью детей в специально организованной деятельности –
учебном занятии. Инструментарий для педагогической диагностики – карты
наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную
динамику и перспективы развития каждого ребенка
Для выявления индивидуальных особенностей
развития дошкольников в
начале каждого года обучения проводится входная диагностика. Цель диагностики
– определение сильных и слабых сторон развития ребёнка, факторов риска для
разработки индивидуальной траектории развития и определения комплекса мер
коррекции. Входная диагностика осуществляется в течение первых двух недель
обучения.
В конце учебного года проводится итоговая диагностика, которая позволяет
объективно оценить динамику развития всех школьно-значимых функций,
21

достижений каждого ребёнка в конце учебного года. Итоговая диагностика
осуществляется в течение последних двух недель обучения.
По результатам входной и итоговой диагностики заполняется диагностическая
карта наблюдений индивидуального развития детей.
Для оценки
результативности
реализации
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Кубики Зайцева»
разработаны оценочные материалы.
Время проведения

В начале учебного
года
В течение
учебного года

В
конце
обучения

Цель проведения

Формы контроля

Входная диагностика
Определение уровня развития детей, Практические задания
их творческих способностей.

Текущий контроль
всего Определение степени усвоения
обучающимися учебного материала.
Определение готовности детей к
восприятию нового материала.
Выявление детей, отстающих и
опережающих обучение. Подбор
наиболее эффективных методов и
средств обучения

Упражнение, педагогическое
наблюдение, практическое
задание,
комплекс
упражнений.

Итоговый контроль
курса Определение изменения уровня Практические задания
развития детей, их творческих
способностей.
Определение
результатов обучения.

Оценка результатов деятельности
Формы выявления результатов: педагогическое наблюдение, педагогический
анализ результатов деятельности обучающихся, игровые формы контроля.
Оценочные материалы Критерии и показатели:
Критерии

Показатели

22

Фонематический Выделение звуков из ряда других звуков.
слух
Инструкция: «Хлопни, когда услышишь звук Р». Педагог в медленном
темпе называет звуки: МПНРШЛРРКВТ, ребенок хлопает, если слышит
нужный звук.
1. Звукобуквенный анализ и синтез
Инструкция: «Назови первый (последний) звук в слове АРБУЗ».
Ребенок называет
звук. (слова: УТКА, КОТ, МАШИНА,
КОРАБЛЬ, РАКЕТА, …)
Инструкция: «Из каких букв состоит слово КОТ…». Ребенок называет
буквы по порядку.
2. Деление слов на слоги
Инструкция: «Прохлопай слово САМОЛЁТ». Ребенок медленно
проговаривает слово, хлопая на каждый слог: «СА-МО-ЛЁТ»
(слова: молоко, кот, таракан, танк, …)
Мелкая
моторика

1. Кинестетические основы движений. Выполнение по зрительному
образцу:
Инструкция: «Делай как я»
•
соединяй 1 и 2 пальцы в кольцо – "O-KEY"
•
пальцы сжаты в кулак, 2 и 3 пальцы вытянуты – "зайчик" • 2 и 5
пальцы – "коза-дереза"
2. Кинетическая основа движений
Инструкция: посмотри, что я сейчас сделаю, и повтори так же.
Демонстрируется трижды подряд последовательность из трех
движений: кулак-ребро-ладонь.
Ребенок
должен
трижды воспроизвести эту последовательность
Если ребенок нарушил последовательность не более одного раза,
указывается ошибка и дается другая попытка. При ошибочном
воспроизведение демонстрация образца повторяется но не более 5
демонстраций.

Графические
навыки

1. Узнавание букв
Инструкция: «Называй буквы, которые знаешь». Педагог предъявляет
ребенку буквы, ребенок называет.
2. Пространственные представления на листе бумаги
Инструкция: «Посмотри на образец, и на своем листе также
расположи точки». Ребенку предъявляется карточка, на которой
расположено 8 точек (они могут быть в углах, в серединке, вдоль края
листа, сверху, снизу). Ребенок рисует на своем листе точки в тех же
местах.

23

Чтение

1. Чтение слогов, слов, предложений
Инструкция: «Прочитай слово». Слова предъявляются в
следующей последовательности: мама, вата, сова, молоко, корова, рис,
весы, магазин, велосипед, …
Если ребенок прочитал слова, то ему дается задание: «Прочитай
предложение». Например: В вазе стоят цветы. Лиса живет в лесу. 2.
Темп чтения
Если ребенок читает предложения, то ему дается задание «Выбери
время года, которое тебе больше всего нравится. Прочитай рассказ»
Весна
Солнце
пригрело.
Побежал
ручьи.
Прилетели
грачи. Птицы выводят птенцов. Весело скачет по лесу заяц.
Лисица вышла на охоту
и
чует добычу.
Волчица
вывела
волчат
на
поляну. Медведица рычит у
берлоги. Над цветами летают бабочки и пчелы. Все рады весне.
Лето
Наступило теплое лето. В саду поспела смородина. Даша и Таня
собирают ее в ведерко. Затем девочки кладут смородину на блюдо.
Мама будет варить из нее варенье. Зимой в холода дети будут пить
чай с вареньем.
Осень
Пролетело веселое лето. Вот и наступила осень. Пришла пора убирать
урожай. Ваня и Федя копают картофель. Вася собирает свеклу и
морковь, а Феня фасоль. В саду много слив. Вера и Феликс собирают
фрукты и отправляют их в школьную столовую. Там всех угощают
спелыми и вкусными фруктами. Зима
Морозы сковали землю. Замерзли реки и озера. Везде лежит белый
пушистый снег. Дети рады зиме. По свежему снегу приятно бежать на
лыжах. Серёжа и Женя играют в снежки. Лиза и Зоя лепят снежную
бабу. Только животным тяжело в зимнюю стужу. Птицы летят ближе
к жилью. Ребята, помогите зимой нашим маленьким друзьям.
Сделайте для птиц кормушки.

Система оценки
Система мониторинга предполагает 4х бальную систему оценки:
2 балла – ребенок выполняет безошибочно все тестовые задания и пробы.
1,5 балла – ребенок выполняет основную часть заданий без ошибок, обращается за помощью к
педагогу, может самостоятельно или по указанию педагога исправить ошибку.
1 балл – ребенок допускает ошибки при выполнении заданий, затрудняется или не способен
исправить после указания педагога.
0,5 балла – ребенок не справляется с большинством диагностических заданий. По
результатам мониторинга суммируется общий балл.
Уровневая характеристика подготовки детей к обучению грамоте
10 – 8 баллов
7-5 баллов
4 и ниже балла
24

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Ребёнок точно и правильно
воспроизводит в темпе
предъявления слоговые
ряды.
Правильно выполняет
фонематический анализ и
синтез с первой попытки
(определяет место звука в
слове, последовательность
звука в слове, количество
звуков в слове, делит слова
на слоги). Ребёнок
правильно и точно
воспроизводит в темпе
предъявления
звукослоговую структуру
слова. Выполняет движения
в полном объёме в
нормальном темпе. Ребёнок
точно повторяет
расположение точек на
листе бумаги, повторяет и
сохраняет масштаб рисунка.
Графические навыки у
ребёнка сформированы
хорошо. Читает целыми
словами в нормальном
темпе.

Ребёнок первый член
слогового ряда
воспроизводит правильно,
второй уподобляет первому.
Правильно выполняет
фонематический анализ и
синтез со второй попытки.
Ребёнок показывает
замедленное послоговое
воспроизведение.
Показывает
заторможенность и не
скоординированность
движении при выполнении
задания. Ребёнок допускает
небольшое нарушение
расстояний между точками
при сохранении формы или
точно копирует формы
рисунка при нарушении
масштаба. Испытывает
некоторые трудности в
выполнении графических
движении. Пользуется
послоговым способом
чтения при среднем темпе.

Ребёнок неточно
воспроизводит оба члена
пары слогового ряда с
перестановкой слогов, их
заменой и пропусками или
не воспроизводит.
Правильно выполняет
фонематический анализ и
синтез с третьей попытки
или не выполняет. Ребёнок
искажает звуко-слоговую
структуру слова (пропуски и
перестановки звуков и
слогов внутри слова) или не
воспроизводит вовсе. У
ребёнка наблюдаются
трудности в переключении
движении или отказывается
от выполнения задания.
Заданная форма не
сохранена (точки
расположены по кругу или
квадрату). Графические
навыки развиты слабо,
возможны трудности.
Пользуется побуквенным
способом чтения при
замедленном темпе.

2.4. Методические материалы
Этапы обучения дошкольников чтению через письмо
(по методике Н.А.Зайцева)
I этап – установочные занятия.
На данном этапе дошкольники знакомятся с педагогом и ребятами группы,
особенностями обучения. Происходит так называемое «Вживание» в новую роль,
в новые условия. Основными формами организации детской деятельности
являются ролевые игры, игры с дидактическим материалом, коммуникативные
игры и т.д. На этом этапе методом наблюдения педагог выявляет характерные
особенности детей, их умение общаться и взаимодействовать с окружающими.
Таблица складов находится в поле зрения детей, но педагог пока не привлекает к
ней внимание ребят.
Задачи I этапа:
25

1.
Создание благоприятной эмоциональной атмосферы на
занятиях.
2.
Знакомство дошкольников с особенностями обучения в группе.
3.
Формирование социальной позиции детей и восприятия ими
сверстников на положительной эмоциональной основе.
II этап - запоминание складов.
На этапе запоминания складов ребёнок должен осмыслить, понять, а не заучить
складовые слияния (МУ, МО, МА, МЭ, МЫ, М, мю, мё, мя, ме, ми, мь и т.д.).
При работе со складовой таблицей, которая находится выше уровня глаз детей на
высоте 1,5 м, используются как индивидуальные, так и групповые формы
организации занятий. Так называемые «складовые песенки» распределены в
определённой последовательности, в порядке, который предусматривает усвоение
отдельных складов путём их «пения» на каждом занятии (по темам, названиям
каждой «песенки»: про маму «МУ, МО, МА, МЭ, МЫ, М, мю, мё, мя, ме, ми, мь»;
про папу «ПУ, ПО, ПА, ПЭ, ПЫ, П, пю, пё, пя, пе, пи, пь» и т.д.), что вызывает у
детей огромный интерес, развивает артикуляцию, дикцию, формирует правильное
произношение. Задачи II этапа:
1. Введение ребёнка в знаковую систему:
а) знакомство со складом;
б) выделение и показ определённого склада;
в) графическое оформление склада;
г) классификация складов.
2. Развитие артикуляции, дикции, формирование правильного
произношения звуков.
III этап – выход в слово.
Продолжительность этапа усвоения складов у детей различна, так как каждый
ребёнок индивидуален в своём развитии (по особенностям психологических
функций, темпераменту и т.д.). Выходом в слово дети овладевают в разное время:
кто раньше, кто позже. Работа по формированию навыка чтения слов носит
индивидуально-дифференцированный характер.
На данном этапе начинается работа по «печатанию» (написанию печатными
буквами) складов и слов в тетради в крупную клетку. Основными формами
организации занятий по-прежнему остаются группы, подгруппы, работа в парах и
индивидуальная работа с детьми. Задачи III этапа:
1.
Овладение техникой складового чтения:
а) «написание» слов по таблице и кубиками;
б) выделение ударного склада;
в) усвоение правила написания слов с большой буквы;
г) чтение слов по «Складовым картинкам» Зайцева.
26

2.
Осознание
детьми
различий
между
написанием
и
произношением некоторых слов.
3.
Формирование умения «печатать» склады и слова в тетради,
ориентироваться на странице тетради.
IV этап – выход в предложение.
Как и на предыдущем этапе, выход в предложение для каждого ребёнка
индивидуален. При работе по складовой таблице дети начинают «писать» сначала
короткие предложения из двух-четырёх слов. Обязательное условие по методике
Н.А.Зайцева – предложения для «письма» и составления из кубиков выбираются
из произведений известных классиков литературы. Формы организации работы
аналогичны используемым на предыдущем этапе. Дети знакомятся с поговорками,
пословицами, чистоговорками.
Продолжается работа по развитию мелкой моторики: печатание, штриховка и т.д.
Задачи IV этапа:
1.
Усвоение понятий «пробел», «заглавная буква», «знаки
препинания».
2.
Воспитание любви к русскому слову, народному
фольклору.
3.
Стимулирование познавательного интереса к чтению.
V этап – выход в текст. Алфавит.
На данном этапе более успешные дети выходят в чтение текстов: отрывки из
произведений, небольшие сказки, стихотворения. Введение книжного шрифта
походит постепенно, индивидуально в зависимости от усвоения навыка чтения
каждым ребёнком. Организация занятий носит дифференцированный характер:
работа в группе, в парах, индивидуальная работа, хоровое чтение текстов на
плакатах. Задачи V этапа:
1.
Формирование чистоты и выразительности чтения.
2.
Стимулирование
познавательного
интереса
к
чтению
произведений.
3.
Увеличение словарного запаса.
4.
Формирование знания алфавита, умения называть буквы.
Программа включает в себя следующие виды деятельности:
– Письмочтение – последовательное выкладывание (или показ) складов и их
озвучивание.
Формирование умений:
-Уметь легко ориентироваться в кубиках.
-Легко отыскивать нужную букву.
-Уметь составлять и разбирать различные слова по образцам.
27

-Дописывать кубиками слова, которые начал составлять
взрослый, и прочитывать их.
-Дописывать по таблице слова, которые начал составлять
(показывать указкой) взрослый: показывать своим пальчиком или
указкой, одновременно прочитывая их.
-– Поиск. Этот вид деятельности можно назвать настоящим «стимулятором» для
восприятия, внимания и памяти малыша. Он призван закрепить представления
ребенка о видах кубиков и порядке расположения складов на кубиках и в
таблицах. Поиск — основной вид деятельности на этапе усвоения и закрепления
системы складов.
Ребенок учится осуществлять:
Поиск объекта (кубика, группы складов, склада) по заданным свойствам:
Примеры: «Найди среди кубиков железный кубик «Б-БА-БО-БУ-БЫБЭ» и
принеси его».
«Найди серую строчку «Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ» в этой таблице» («Таблица №1»).
«Найди и покажи в слове «БАБУШКА» серый склад «БА».
Поиск места объекта по заданным ориентирам:
Примеры:
«Найди среди кубиков кубик «Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ», он находится первым в
дорожке из кубиков (среди больших железных кубиков, верхним в башенке из
кубиков и т. д.) и принеси его».
«Найди на кубике «Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ» склад «БЭ». Поверни к себе кубик и
посмотри на верхнюю грань».
«Найди и покажи в слове «БАБУШКА» склад «БА», он находится впереди
(крайним слева, первым по счету)».
«Найди строчку «Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ» в таблице. Это самая первая строчка
сверху (первая слева верхняя строчка)».
«Найди склад «БА» в таблице. Он находится сразу под «Б» («Таблица №1»). Он
находится рядом с «Б» в самой верхней строчке (в одном из самых первых
столбиков наверху)» («Таблица №2»).
Озвучивание или пропевание складов — ведущий вид деятельности на начальном
этапе обучения чтению. Озвучивание складов проходит по кубикам и по таблицам
и занимает совсем немного времени.
Пропевание — прекрасная фонетическая разминка, с ее помощью «шлифуется»
произношение каждого звука, тогда как в потоке обычной речи дефекты дикции
малыша могут быть не слышны, не заметны.
Запоминание складов через пропевание идет удивительно быстро.
Это происходит за счет многократных повторений.
Ребенок учится:
28

Озвучивать кубики. (Озвучить любой кубик (по своему выбору). Озвучить кубик,
на который указал взрослый (большой деревянный, маленький железный двойной
и т. д.).
Озвучивать таблицы.
Озвучивать склады последовательно столбиками, двигаясь слева направо: сначала
все верхние столбики сверху вниз, потом все нижние столбики сверху вниз
(«Таблица № 1», по отдельным столбикам сверху вниз («Таблица № 2»).
Озвучивать столбики с парными согласными по «Таблице № 1» сверху вниз:
верхний столбик, потом нижний столбик и т. д.
Озвучивать склады по таблицам строчками: последовательно сверху вниз.
Озвучивать склады в любом другом порядке, последовательно или выборочно, на
разные мотивы знакомых детских песенок.
Ребенок может действовать вместе со взрослым или самостоятельно, под
наблюдением взрослого.
Классификация — это распределение кубиков на отдельные группы.
Ребенок учится классифицировать:
По размеру.
По цвету.
По цвету и звучанию.
По гласным буквам.
По согласным буквам.
Учится владеть основными этапами классификации:
Выбор кубика из числа других кубиков. Выбираем нужный кубик из двух-трех, а
потом из пяти-шести других кубиков. Выбираем нужный кубик из всей россыпи
кубиков.
Сотрудничество со взрослым. Ребенок действует вместе со взрослым.
Ребенок действует самостоятельно, по словесному указанию взрослого.
Основные варианты деления больших групп кубиков.
Из двух кучек — шесть: большие и большие двойные кубики + маленькие и
маленькие двойные кубики = серые (железные, коричневые (деревянные) и
желтые (золотые) кубики.
Из трех кучек — шесть: коричневые (деревянные) кубики + серые
(железные)кубики + все желтые (золотые) = большие и маленькие кубики.
В «серой» и «коричневой» кучках вместе с большими кубиками будут находиться
и большие двойные кубики, а вместе с маленькими — маленькие двойные.
Основными принципами формирования Программы являются:
-принцип развивающего образования, целью которого является
развитие ребёнка;
29

-принцип научной обоснованности и практической применимости
(соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной
педагогики);
-принцип полноты необходимости и достаточности (поставленные
цели и задачи решаются только на необходимом и достаточном материале,
максимально приближаясь к разумному минимуму);
-принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей
и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе
реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые
имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного
возраста.
Программа предусматривает реализацию основных подходов к ее формированию:
1)
полноценное проживание ребёнком всех этапов детства
(младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение детского
развития;
2)
построение
образовательной
деятельности
на
основе
индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок
становится активным в выборе содержания своего образования, становится
субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного
образования);
3)
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание
ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4)
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5)
сотрудничество ДОУ с семьёй; государства;
7)
закрепление познавательных интересов и познавательных
действий ребенка в различных видах деятельности;
8)
возрастная
адекватность
дошкольного
образования
(соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям
развития).
Приемы и методы организации учебного процесса, дидактический материал,
техническое оснащение занятий.
Обучение чтению и счету по кубикам Зайцева с использованием складовых
блоков, кубиков, складовых картинок проходит в форме веселой и увлекательной
игры, соревнования, попевок.
Для реализации программы используются игры-занятия с подгруппой детей,
сочетающие в себе следующие формы:
•
объяснение;
•
дидактические игры;
•
разгадывание загадок;
30

•
развивающие игры;
•
подвижные игры;
•
игры с таблицей;
•
игры-викторины;
•
игры-соревнования.
Методы проведения занятий:
1. Словесные методы обучения:
а) объяснение;
б) рассказ;
в) пропевание (звуков и складов).
2. Наглядные методы обучения:
а) показ кубиков, таблиц;
б) использование дополнительных пособий (иллюстрации, карточки,
настольно - печатные игры)
в) показ способов действия.
3. Практические методы обучения:
а) совместная деятельность взрослого и детей;
б) самостоятельная детская деятельность.
Приёмы работы:
Приём прочтения педагогом.
Сочетание объяснения словесного с проговариванием и пропеванием.
Приём подражания «Повтори как я».
Сравнительный анализ

31

III. Литература
1. Зайцев Н.А. Учебник для родителей, воспитателей, учителей/Н.А.Зайцев. –
СПб.: НОУДО «Методики Н.Зайцева», 2012.
2. Зайцев Н.А., Струве Г.А. Читай и пой./ Н.А.Зайцев, Г.А. Струве. – СПб.:
НОУДО «Методики Н.Зайцева», 2012.
3. Зайцев Н.А. Комплект «Кубики Зайцева»./Н.А.Зайцев. – СПб.: НОУДО
«Методики Н.Зайцева», 2012.
4. Зайцев Н.А. Письмо, чтение, счёт./ Н.А.Зайцев. – СПб.: Лань, 1997.
5. Зайцев Н.А. Комплект «Складовые картинки»/ Н.А.Зайцев. – СПб.:
НОУДО «Методики Н.Зайцева», 2012.
6. Андриевская З.Н. Уроки для родителей/З.Н.Андриевская. – М.: Аркти,
2005.
7. Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Сценарии по комплексному развитию
дошкольников/ Л.Г. Горькова, Л.А. Обухова. – М.: ВАКО, 2005.
8. Аристова Т. А. Психофизиологические причины трудностей в обучении
чтению и письму и их преодоление // Вопросы психологии №5, 2000
9. Вартапетова Г.М. Особенности освоения чтения и письма младшими
школьниками с разной латеральной организацией// Сибирский
учитель/Г.М.
Вартапетова. - 2001: № 3(13)
10.
Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи// Усвоение ребенком
фонетики (родного) русского языка/А.Н. Гвоздев. – М.: АПН РСФСР, 1961
11. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое
пособие/А.Н. Корнев. — СПб.: ИД «МиМ», 1997 —286 с.
12.
Кубрякова Е.С., Шахнарович А.М., Сахарный Л.В. Человеческий
фактор в языке: Язык и порождение речи/Е.С. Кубрякова, А.М. Шахнарович.
— М.: Наука, 1991 — 240 с.
13.
Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших
школьников: Учебное пособие/Р.И. Лалаева. - СПб.: СОЮЗ, 1998 - 224 с.

32

Приложение 1
Данная программа рассчитана на детей в возрасте от 5 до 7 лет. Возраст ребенка
влияет на обучение чтению по методике Н.А. Зайцева. Результативное обучение
чтению напрямую зависит от развития познавательных способностей детей. В 5-6
лет дети уже могут анализировать свойства окружающих их предметов. Именно в
этом возрасте у детей проявляется интерес к буквам, поэтому можно начинать
подготовку к обучению чтению. Подготовка к обучению чтению детей
дошкольного возраста, должна включать в себя игры которые способствуют
освоению навыков чтения. Они направлены на развитие памяти, внимания,
мышления и мелкой моторики.
Ребенок, который начал читать в возрасте 5-7 лет, безусловно, имеет
преимущество перед своим не умеющим читать сверстником:
- читая, ребенок развивает свою речь, поскольку чтение - это одна из
разновидностей речи (письменная);
- читая
и
запоминая новые
слова, ребенок развивает
мышление,
увеличивает словарный запас;
- чтение помогает ребенку запомнить эталоны построения предложений, и
он сам начинает строить свою речь правильно;
- для ребенка чтение - это новый вид получения информации, теперь он
может самостоятельно узнавать интересующие его сведения.
- Возрастные особенности детей 5 - 6 лет.
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить
свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается
речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь,
сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети
начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в
различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более
привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать
конфликты, связанные субординацией ролевого поведения. Наблюдается
организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и
«периферия». В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в
игре Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве
периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся
разнообразными. Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст
наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух
тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и
33

жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к
фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематические
изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью
композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения.
Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются
многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив,
существенными изменениями. Изображение человека становится более
детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой
принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.
Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых
протекает эта деятельность. Дети используют и называют разные детали
деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от
имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования
образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки.
Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу
и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.
Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре,
шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа
конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (в этом
случае ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа,
дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному
материалу (в этом случае ребенок подбирает необходимый материал, для того
чтобы воплотить образ).
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения
предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только
основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму
прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов,
легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных
предметов.
Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного
положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их
пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных
ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности,
особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при
этом противоположных признаков.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление.
Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить
преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во
взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в
34

том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди
них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в
процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие
представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а
также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и
явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене
времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате
различных воздействий, представления о развитии и т. п.. Кроме того,
продолжают совершенствоваться обобщение, что является основой словесно
логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют
представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам,
которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции
логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие
дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и
форму (материал) и т.д.
Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего
дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные
объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного
опыта.
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно
оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение
будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по
его активизации.
Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость
внимания. Наблюдается переход от непроизвольного внимания к произвольному
вниманию.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети
могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки.
Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при
чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.
Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все
части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика:
активно используются синонимы и антонимы.
Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке,
передавая не только главное, но и детали.
Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей игровой
деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием
изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью;
35

применением в конструировании обобщенного способа обследования образца;
усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.
Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов;
развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств
(схематизированные представления, комплексные представления, представления о
цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление,
воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
Возрастные особенности детей 6-7 лет
Старший дошкольный возраст — период познания мира человеческих отношений,
творчества и подготовки к следующему, совершенно новому этапу в его жизни —
обучению в школе.
В этом возрасте чаще всего ребенок:
практически готов к расширению своего микромира, если им освоено умение
взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Ребенок, как правило, в
состоянии воспринять новые правила, смену деятельности и те требования,
которые будут предъявлены ему в школе. Постепенно социализируется, т.е.
адаптируется к социальной среде. Он становится способен переходить от своей
узкой эгоцентричной позиции к объективной, учитывать точки зрения других
людей и может начать с ними сотрудничать. Маленький ребенок делает выводы о
явлениях и вещах, опираясь только на непосредственное восприятие. Он думает,
например, что ветер дует потому, что раскачиваются деревья. В 7 лет ребенок уже
может учитывать другие точки зрения и понимает относительность оценок.
Последнее выражается, например, в том, что ребенок, считающий все большие
вещи тяжелыми, а маленькие легкими, приобретает новое представление:
маленький камешек, легкий для ребенка, оказывается тяжелым для воды и
поэтому тонет.
-Способен сосредотачиваться не только на деятельности, которая его
увлекает, но и на той, которая дается с некоторым волевым усилием. К его
игровым интересам, в которые входят уже игры по правилам, добавляется
познавательный интерес.
Но произвольность все еще продолжает формироваться, и поэтому ребенку не
всегда легко быть усердным и долго заниматься скучным делом. Он еще легко
отвлекается от своих намерений, переключаясь на что-то неожиданное, новое,
привлекательное.
-Часто не только готов, но и хочет пойти в школу, поскольку смена
социальной роли придает ему взрослости, к которой он так стремится. Но
полная психологическая готовность ребенка к школе определяется не только
его мотивационной готовностью, но и интеллектуальной зрелостью, а также
сформированной произвольностью, то есть способностью сосредотачиваться
36

на 35—40 минут, выполняя какую-либо череду задач. Чаще всего такая
готовность формируется именно к семи годам.
-Очень ориентирован на внешнюю оценку. Поскольку ему пока трудно
составить мнение о себе самом, он создает свой собственный образ из тех
оценок, которые слышит в свой адрес.

37


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».