Программа дополнительного образования художественной направленности "Цветные чудеса"

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Управление образованием Качканарского городского округа
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Звездочка» комбинированного вида
Принято:
Педагогическим советом
МДОУ - детский сад «Звездочка»
Протокол от 14.08.2024 г. № 1

Утверждено:
Приказом МДОУ детский сад «Звездочка»
от 14.08.2024 № 150од
.

Дополнительная образовательная общеразвивающая
программа «Цветные чудеса»
художественной направленности

Возраст детей: 3 – 4 года

Шерф Ольга Денисовна,
воспитатель младшей группы.

г. Качканар

Содержание программы
1. Основные характеристики
1.1 Пояснительная записка………………………………………………..3
1.2 Цели и задачи программы………………………………..………..…7
1.3 Содержание программы:
- учебный план……………………………………………………….….8
- содержание учебного плана………………………………………….10
1.4 Планируемые результаты……………………………………..…….19
2. Организационно-педагогические условия
2.1 Календарный учебный график…………………………………...….20
2.2 Условия реализации программы……………………………..……..20
2.3 Формы аттестации и оценочные материалы……….………….……21
3. Список литературы…………………………………………………..…23

2

1. Основные характеристики
1.1 Пояснительная записка
Общеразвивающая программа дополнительного образования «Цветные
чудеса» относится к художественной направленности.
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа
«Цветные
чудеса» разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми
документами:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. №996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
5. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г.
№ 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее –
Порядок);
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября
2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской
Федерации» от 9 ноября 2018 г. №196;
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
10. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ».
11. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
3

В виду существования большого количества различных образовательных
программ по всем видам художественной деятельности (рисованию, лепке,
аппликации) данная программа представляет собой комплекс занятий только по
рисованию, поскольку это любимая всеми детьми деятельность может быть
организованна и как специальное занятие, и как игра, исследовательская
деятельность или экспериментирование. Применение нетрадиционных техник
рисования, но их потенциал для познавательного, речевого, художественно –
эстетического и социально – коммуникативного развития детей бесспорен.
Необходимость улучшения качества работы по развитию интеллектуальной,
творческой и эмоционально – волевой сферы ребенка исходит из результатов
исследований ученых Российской академии образования, прокомментированных
ее вице – президентом академиком Д.И. Фельдштейном, проанализировавшим
когнитивное развитие детей дошкольного возраста: «Снизилась энергичность
детей, их желание активно действовать. При этом возрос эмоциональный
дискомфорт… Обследование познавательной сферы старших дошкольников
выявило крайне низкие показатели… Четко фиксируется неразвитость
внутреннего плана действия и сниженный уровень детской любознательности и
воображения… Обращает на себя внимание неразвитость тонкой моторики руки
старших дошкольников, отсутствие графических навыков, что свидетельствует
не только об отсутствии графических двигательных умений, но и о
несформированности определенных мозговых структур ребенка, ответственных за
формирование обшей произвольности».
Данная программа построена на принципе интеграции познавательной и
творческой деятельности ребенка. На занятиях по рисованию дети могут и
должны получать знания об окружающем мире, природе и произведения
искусства (не только изобразительного, но и литературного). Получая
теоритические знания от педагога, ребенок закрепляет их, выражая в своем
творчестве.
Экспериментирование с различными художественными техниками и
материалами позволяет уйти от привычного, но ставшего неэффективным
репродуктивного метода преподавания в сторону исследовательской
деятельности, эвристической беседы и разрешения проблемных ситуаций.
Рисование в смешанных техниках или выполнение долгосрочной творческой
работы (в течение нескольких занятий) прекрасно развивает навык внутреннего
плана действий, тренирует сосредоточенность и произвольность.
Проблему эмоционального дискомфорта современных детей позволяют
решить свободная организация деятельности на занятиях – самостоятельный
выбор техники, материала и композиции рисунка, а также общее
доброжелательное обсуждение рисунков вместо оценивания их взрослым. Такой
подход к образованию будет способствовать повышению уровня детской
любознательности, обогащению опыта, впечатлений и навыков ребенка, желанию
активно действовать. Дети на занятии свободно общаются между собой, учатся
выражать свои эмоции, делается впечатлениями и опытом.
Ни для кого не секрет, что декоративное рисование наилучшим образом
влияет на формирование и развитие графических навыков и произвольности
4

ребенка, но стоит отметить, что в процессе изучения образцов народного и
классического изобразительного искусства у детей развиваются логическое
мышление – способность анализировать и сравнивать произведения разных
жанров и центров народного искусства – и воображение – способность создать
свои вариации по мотивам заданного образца или стиля.
Уже имеющиеся пособия и программы разных авторов (Р.Г. Казаковой, Т.Я.
Шпикаловой, Г.Н. Давыдовой и др.) по обучению дошкольников
нетрадиционному рисованию или народному декоративному искусству
представляют собой циклы из небольшого количества занятий, достаточного
лишь для первоначального знакомства с новыми техниками и центрами.
Занятия, объединенные общим модулем, предполагают работу в разных
техниках рисования, использование разных ее форм и методов. Выполнение
детьми рисунков в нескольких техниках, но объединенных общей темой или
настроением, способствует проживанию не только творческой ситуации, но и
всей темы модуля. Повторение одной темы на нескольких занятиях дает
возможность ребенку закрепить полученные умения, насладиться приобретенным
опытом, по – разному пережить и прочувствовать художественный образ.
Темы модулей охватывают различные направления развития ребенка
(природа, формирование основ безопасности, знания об отечественных традициях
и праздниках, народной художественной литературе, о планете Земля,
достижениях науки). Эти и другие направления познавательного развития
успешно могут быть сформированы через изобразительную деятельность как
интеграцию познавательной, социально – коммуникативной и художественно –
эстетической образовательных областей. Именно в этом и заключается новизна
программы. На занятиях творчеством ребенок закрепляет знания об окружающем
его мире, получая не только творческое, но и интеллектуальное развитие. Это
особенно важно в создании предпосылок к формированию основ сознания в
целом, поскольку использование разных техник рисования и разных тем
комплексно воздействует на ребенка.
Программа рассчитана на детей 3-4 года.
Срок реализации программы – 9 месяцев.
Режим организации занятий- 4 раза в месяц; 20 минут занятие
По количеству детей участвующих в занятии – групповая.
Объем общеразвивающей программы – 36 часов
Форма обучения - групповая
Этапы работы.
Работа по формированию навыков по нетрадиционному рисованию проводится в
несколько этапов, такие как: подготовительная часть (организация детей), вводная
часть(главная задача этого этапа заинтересовать детей на дальнейшую
деятельность), физ. минутка, основная часть(рисование) заключительная
часть(подведение итогов). На каждом этапе из которых перед ребенком ставятся
определенные задачи.
5

Подготовительная часть.
Организационный этап (общая организация детей, подготовка необходимых
принадлежностей).
Вводная часть: беседа, мобилизация внимания, создание эмоциональной
заинтересованности, повышение мотивации изобразительной деятельности детей,
рассматривание образца.
Тактильно-двигательное восприятие, анализ объектов изображения (натуры или
образца) по форме, величине, строению, цвету, положению в пространстве или
выявление сюжета рисунка (в тематическом занятии).
Физкультурная пауза.
Основная часть.
Определение последовательности выполнения работ, методы и приемы обучения
(планирование деятельности).
Показ. Объяснение. Беседа по композиции и технике исполнения,
предупреждение возможных ошибок.
Заключительная часть.
Подведение итогов занятия. Обобщение деятельности; просмотр и развернутый
анализ работ с точки зрения поставленных задач; фиксирование внимания детей
на достоинствах и ошибках выполненных работ; оценка их детьми и педагогом.
Методы и приёмы.
-показ способов, уточнение приёмов выполнения работы взрослым с подробным
объяснением; поэтапный показ или показ с привлечением детей;
-использование литературного ряда (стихи, загадки, поговорки, и т.д.);
фонограмм;
-игровые приёмы;
-индивидуальная работа с детьми, совместная деятельность взрослого и ребёнка;
-обследование, рассматривание, наблюдение.
Формы подведения итогов реализации по программе «Цветные чудеса»
1. Проведение открытых мероприятий для родителей.
2. Проведение мастер-классов для педагогов.
3. Организация выставок.

6

2.2 Цели и задачи Программы
Цель Программы:
Развитие творческой инициативы и интеллектуальной сферы дошкольника через
экспериментирование в нетрадиционных техниках рисования и приобщение к
классическому и народному декоративно – прикладному искусству.
Задачи программы:
Обучающие:
Знакомить с различными видами нетрадиционных техник рисования и
художественными
материалами
для
поддержки
познавательно
–
исследовательской деятельности, свободы творческого самовыражения и
становления эстетического отношения к окружающему миру;
Формировать представления о различных видах и центрах народного декоративно
– прикладного искусства, жанрах классической живописи, учить отличать изделия
разных народных промыслов, жанров живописи, сравнивать их.
Развивающие:
Способствовать развитию познавательной активности, развитию творческого
мышления, воображения, фантазии.
Способствовать развитию пространственного представления и цветового
восприятия.
Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность.
Воспитывающие:
Повышать познавательный интерес и развивать интеллектуальную сферу
средствами создания творческих работ на интересные темы (природа, мир
животных, растений и людей, наука) и расширения знаний в этих областях.
Воспитывать трудолюбие, аккуратность.
Воспитывать эстетический вкус, любовь к прекрасному.
Воспитывать у дошкольников интерес к изобразительной деятельности,
доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь, формировать навыки
сотрудничества.

7

2.3 Содержание Программы
Учебный план:
№
п/п

Наименование
разделов и тем

1

Правила техники
безопасности. Правила
поведения на занятиях.
Материалы и инструменты.
«Красивые цветы»
«Осенние листочки»
«Цветные листочки»
«Рябинка»
«Осеннее дерево»
«Яблоки»
«Мишка»
«Машинка»
«Ежик»
«Бусы для мамы»»
Тематическое
«Цветы для мамы»
«Снежинки летят»
Тематическое
«Снежинка»
«Елочка»

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

«Новогодняя елка»
«Шишка»
«Снеговик».
«Снег ложится на дома».
«Зимний пейзаж»
«Спряем зайчика!»
«Снегирь»
«Танк»
«Самолеты»
Тематическое
«Тюльпаны»
«Мимоза»
«Подснежники»
«Городецкие цветы»
«Планета Земля»
«Ракета»
«Пасхальные яйца»
«Мать – и - мачеха»
«Кораблики»
«Миру-мир!»

Количество часов
всего

теория

практика

10 мин

10 мин

20 мин
20 мин
20 мин
20 мин
20 мин
20 мин
20 мин
20 мин
20 мин
20 мин

10 мин
10 мин
10 мин
10 мин
10 мин
10 мин
10 мин
10 мин
10 мин
10 мин

10 мин
10 мин
10 мин
10 мин
10 мин
10 мин
10 мин
10 мин
10 мин
10 мин

20 мин
20 мин

10 мин
10 мин

10 мин
10 мин

20 мин
20 мин

10 мин
10 мин

10 мин
10 мин

20 мин
20 мин
20 мин
20 мин
20 мин
20 мин
20 мин
20 мин
20 мин

10 мин
10 мин
10 мин
10 мин
10 мин
10 мин
10 мин
10 мин
10 мин

10 мин
10 мин
10 мин
10 мин
10 мин
10 мин
10 мин
10 мин
10 мин

20 мин
20 мин
20 мин
20 мин
20 мин
20 мин
20 мин
20 мин
20 мин
20 мин

10 мин
10 мин
10 мин
10 мин
10 мин
10 мин
10 мин
10 мин
10 мин
10 мин

10 мин
10 мин
10 мин
10 мин
10 мин
10 мин
10 мин
10 мин
10 мин
10 мин

20 мин

Форма
контроля

Выставка

Выставка

Выставка

Выставка

Выставка

8

35
36

«Бабочка красавица»
«Птицы прилетают»

20 мин
20 мин

10 мин
10 мин

10 мин
10 мин

Диагностическое
занятие

Итого:

Содержание учебно-тематического плана.
1. Правила техники безопасности. Правила поведения на занятиях.
Материалы и инструменты.
Теория: Знакомство учащихся с техникой безопасности в работе с материалами и
инструментами, необходимыми на занятии, с правилами работы в технике
нетрадиционного рисования.
Практика: Участие в викторине предоставленной воспитателем, для отработки
полученных знаний о технике безопасности при работе с материалами и
инструментами в технике нетрадиционного рисования.
2. «Красивые цветы»
Теория: Рассмотреть различные цветы. Выделить их части (головка, стебелек,
листик).
Практика: Учить рисовать пальцами прямые стебельки разных цветов. Учить
делать головки цветов оттиском штампика.
3. «Осенние листочки»
Теория: Рассмотреть осенние листья и полюбоваться их красотой. Знакомить с
нетрадиционной техникой «печать листьев».
Практика: Помочь создать декоративную композицию «Осенние листочки».
4. «Цветные листочки»
Теория: Продолжать любоваться красотой осенних листьев. Показать способ
рисования листьев приемом их обведения по контуру и раскрашивания поледнего.
Практика: Помочь создать декоративную композицию «Цветные листочки».
5. «Рябинка»
Теория: Рассмотреть веточку рябины, отметить ее красоту и внешние
особенности (форму листьев, цвет ягод). Учить тонировать лист бумаги цветным
мелком.
Практика: Показать способ рисования круга повтором кисти. Учить создавать
декоративный образ веточки рябины.
6. «Осеннее дерево»
Теория: Любоваться красотой осенней природы. Рассмотреть осеннее дерево,
выделить его части.
9

Практика: Продолжать учить тонировать лист бумаги цветным мелком. Учить
создавать образ осеннего дерева, рисуя ствол и ветки кисточкой, а осеннюю
листву печатать мятой бумагой.
7. «Яблоки»
Теория: Рассмотреть яблоки разного цвета и размера, поиграть с ними.
Практика: Вспомнить и закрепить умение рисовать круги. Учить рисовать
яблоки, соблюдая цвет и размер.
8. «Мишка»
Теория: Рассмотреть игрушечного мишку, поиграть с ним.
Практика: Знакомить с нетрадиционной техникой «тычок сухой кистью». Учить
рисовать медвежонка из простых частей (овал, круг) и раскрашивать его способом
«Тычок сухой кистью».
9. «Машинка»
Теория: Рассмотреть машинку и поиграть с ней. Закрепить умение раскрашивать
в технике «тычок ватной палочкой».
Практика: Учить рисовать ее способом обведения по шаблону.
10. «Ёжик»
Теория: Рассмотреть ежика (игрушка или картинка), познакомить со
стихотворением о нем. Напомнить о способе передачи пушистой и колючей
шерсти с помощью жесткой кисточки.
Практика: Учить рисовать ежика (овал) и раскрашивать его в технике «сухая
кисть». Предложить дополнить рисунок, нарисовав яблоко на спинке ежика.
11. «Бусы для мамы»
Теория: Рассказать о дне матери. Рассмотреть бусы.
Практика: Учить рисовать бусы, самостоятельно выбрав технику (пальцем или
ватной палочкой). Знакомить с принципом ритмического повторения цветов.
12. «Цветы для мамы»
Теория: Продолжать знакомить с днем матери. Рассмотреть изображения цветов
на открытках.
Практика: Помочь создать декоративную композицию «Цветы для мамы».
13. «Снежинки летят»
Теория: Рассмотреть изображения снежинок, полюбоваться ими. Закреплять
умение рисовать в технике «тычок сухой кистью».
Практика: Продолжать знакомить со значением темного фона в композиции.
Учить заполнять весь темный фон листа снежинками.
10

14. «Снежинка»
Теория: Продолжать рассматривать изображения снежинок, любоваться ими.
Продолжать учить последовательность рисовать снежинку (от креста).
Практика: Учить получать голубой цвет путем смешивания синей и белой
красок. Учить украшать изображение тычком ватной палочки.
15. «Елочка»
Теория: Рассмотреть новогодние открытки с изображением елки.
Практика: Учить рисовать елочные шары приемом поворота кисти. Учить
раскрашивать елку способом приманивания кисти.
16. «Новогодняя елка»
Теория: Знакомить с восковыми мелками.
Практика: Показать, как можно закрасить елочку восковыми мелками. Учить
заполнять всю композицию точками и кругами (елочные игрушки).
17. «Шишка»
Теория: Знакомить с правилом чередования полос разного цвета в узоре.
Практика: Учить раскрашивать шишку чередующимися полосками двух цветов.
18. «Снеговик»
Теория: Рассмотреть изображение снеговика. Закрепить умение рисовать круги.
Практика: Продолжать учить получать голубой цвет путем смешивания белой и
синей красок.
19. «Снег ложится на дома».
Теория: Закрепить умение рисовать квадраты и прямоугольники.
Практика: Учить дополнять композицию, рисуя пальчиком летящий снег.
20. «Зимний пейзаж»»
Теория: Рассмотреть изображение зимней природы, полюбоваться ею.
Практика: Учить тонировать лист в технике «по – сырому». Учить рисовать
деревья и губкой с белой гуашью печатать на них снежные шубы.
21. «Спрячем зайчика!»
Теория: Рассмотреть игрушечного зайчика, поговорить о его внешнем виде,
повадках.
Практика: Учить рисовать сугроб в технике «печать мятой бумагой». Учить
рисовать ушки зайчика, торчащие из сугроба в технике «тычок сухой кистью».
22. « Снегирь»
Теория: Знакомить со снегирем, его внешними отличительными особенностями.
Практика: Учить последовательно рисовать снегиря. Составить коллективную
композицию.
11

23. «Танк»
Теория: Рассмотреть танк, познакомить с его устройством.
Практика: Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой «монотипия».
Учить рисовать танк.
24. «Самолеты»
Теория: Рассмотреть самолет, познакомить с его устройством.
Практика: Знакомить с нетрадиционной техникой «симметричная монотипия».
25. «Тюльпаны»
Теория: Рассмотреть изображения тюльпанов.
Практика: Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой «предметная
монотипия».
26. «Мимоза»
Теория: Знакомить с мимозой.
Практика: Учить тонировать лист цветным мелком.
27. «Подснежники»
Теория: Знакомить с подснежниками.
Практика: Учить рисовать подснежники, свободно заполняя ими весь лист.
28. «Городецкие цветы»
Теория: Знакомить с городецкой росписью, полюбоваться красотой городецких
цветов. Выделить основные элементы городецкого цветочного орнамента,
показать принцип их изображения.
Практика: Учить составлять цветочный узор из городецких цветов и листьев в
полосе.
29. «Планета Земля»
Теория: Рассказать о нашей планете и показать ее фотографии, сделанные из
космоса.
Практика: Помочь создать образ планеты Земля в технике «монотипия». Учить
гладко закрашивать фон черным цветом, обводя круглым контуром изображение
планеты. Знакомить со способом изображения звезд приемом набрызга.
30. «Ракета»
Теория: Продолжать рассказ о планете Земля, рассказать о космосе и
космонавтах.
Практика: Учить рисовать ракету, передавая ее вытянутую форму.
31. «Пасхальные яйца»

12

Теория: Знакомить с пасхальными традициями и символами. Рассмотреть
расписные пасхальные яйца.
Практика: Учить составлять пасхальную композицию из овалов (яиц),
равномерно заполняя ими лист. Продолжать учить украшать объекты знакомыми
элементами узоров.
32. «Мать – и – мачеха»
Теория: Знакомить с весенним цветком Мать – и – мачехой.
Практика: Учить рисовать стебелек способом приманивания кисточки, а головку
– поворотом кисточки.
33. «Кораблики»
Теория: Прочитать английское стихотворение «Плывет – плывет кораблик».
Практика: Учить рисовать кораблик из простой формы (треугольник). Учить
изображать море и небо в технике «печатать мятой бумагой».
34. «Миру – мир!»
Теория: Знакомить с Днем Победы! Рассказать о символах мира и победы –
голубе и красных гвоздиках, показать их изображения.
Практика: Помочь создать декоративную композицию.
35. «Бабочка - красавица»
Теория: Продолжать любоваться красотой бабочек.
Практика: Учить рисовать бабочку ладонями и пальцами, украшать ее
дополнительными деталями.
36. Диагностическое занятие «птицы прилетают»
Теория: Перечислить весенние изменения в природе.
Практика: Учить рисовать летящих птиц примакиванием кисточки.

13

2.4 Планируемые результаты
В дошкольном образовании в условиях реализации ФГОС нецелесообразно
учить детей рисовать, лепить, петь для достижения определенного результата.
При таком подходе на передний план выходит само изделие или действие, его
качество. Кроме того, этот подход делает необходимым оценку, связанную с
критерием освоения (достиг/не достиг, освоил/ не освоил). Сегодня задачей
дошкольного образования становится его индивидуализация, т.е. создание
условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной
социализации, личностного развития, формирования инициативы и творческих
способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и
соответствующих его возрасту видов деятельности. В силу специфики
дошкольного детства (гибкость, пластичность развития, непосредственность и
непроизвольность , а также отсутствие возможности внимания ребенку какой –
либо ответственности за результат) можно назвать требования от ребенка
конкретных образовательных достижений завышенными.
Планируемые результаты освоения программы восходят к целевым
ориентирам, сформированным во ФГОС ДО, но конкретизированным в
соответствии с направлением программы и возрастными особенностями детей
младшей группы.
Метапредметные:
приобретение навыка работы в паре, группе
Личностные:
Проявляет интерес к изделиям разных народных промыслов (дымковские и
филимоновские игрушки), может их сравнить, назвать основные элементы узора (
полоска, колечко, кружок, волнистая линия, точка).
Ребенок обладает начальными знаниями о природном и социальном мире,
элементарными представлениями о живой природе, проявляет любознательность,
задает вопросы.
Предметные:
Умение пользоваться кистью, знает, как работать с палитрой, любит смешивать
краски.
Различает художественные материалы и техники.

14

2. Организационно-педагогические условия
2.1 Календарный учебный график
Календарный учебный график на 2024 – 2025 учебный год
№
п/п
1
2
3
4
5
6

Основные характеристики образовательного
процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Недель в I полугодии
Недель во II полугодии
Окончание учебного года

36
36
20 мин
16
20
30.05.2025

2.2 Условия реализации общеразвивающей программы
Материально-техническое обеспечение:
Акварельные краски, гуашь, мел цветной школьный, кисти, палитра, бумага,
восковые мелки, губки для мытья посуды, трафареты и шаблоны для печати
губками и мятой бумагой. Большая часть дидактического материала
изготавливается самим педагогом: индивидуальные комплекты дидактического
материала для каждого ребёнка, таблицы-памятки, схемы, технологические
карты, информационные бюллетени; альбомы с образцами, фотографиями.
Кадровое обеспечение: данная программа рекомендована педагогам
дополнительного образования, работающими с детьми дошкольного возраста.
Воспитателя дошкольных учреждений.
Методические материалы:
Е.В. Шакирова. Цветные чудеса. Дополнительная образовательная программа по
изобразительной деятельности. Младшая группа. – М.: ТЦ Сфера, 2020. – 112с. –
(Библиотека Воспитателя). (4)

15

2.3 Формы аттестации и оценочные материалы
Способами контроля над успешностью реализации программы, являются
контрольные занятия, на которых обучающиеся выполняют задания, согласно
пройденным темам и получают оценку: «высокий уровень », «средний уровень»,
«низкий уровень». Результаты фиксируются два раза в год в диагностической
карте.
«Высокий уровень» определяется при исчерпывающем выполнении поставленной
задачи, за безупречное исполнение задания, в том случае, если задание исполнено
ярко и выразительно, убедительно и законченно по форме. Выявлено свободное
владение материалом, объём знаний соответствует программным требованиям.
«Средний уровень» определяется при достаточно полном выполнении
поставленной задачи (в целом), за хорошее исполнение задания, том случае, когда
обучающимся демонстрируется достаточное понимание материала, проявлено
индивидуальное отношение, однако допущены небольшие неточности.
Допускаются небольшие погрешности, не разрушающие целостность
выполненного задания. Дошкольник в целом обнаружил понимание материала.
«Низкий уровень» определяется при демонстрировании достаточного минимума в
исполнении поставленной задачи, когда дошкольник демонстрирует
ограниченность своих возможностей, неяркое, необразное исполнение элементов
задания. Требования выполнены с большими неточностями и ошибками. Выявлен
неполный объём знаний, пробелы в усвоении отдельных тем.
Оценочные материалы
Диагностика (2 раза в год) в начале года и в конце.
Метод наблюдения (на занятиях).
Участие в выставках детского сада.
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ
ХУДОЖЕСТВЕННО - ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ.

Н

Н

К

К

К

Уровень

Композиция

Н

К

Общее количество
баллов

Сенсорные
способности

Н

Самостоятельност
ь

Новизна,
оригинальность

Фамилия,
имя ребенка.

Творческая
активность

Показатели.

Общая ручная
умелость

Воспитатель ____________________________________________________
Дата обследования: начало года (Н) _______________________________
конец года (К) ________________________________

Н

Н

Н

Н

К

К

К

К

16

Средний балл
В – высокий уровень
С – средний уровень
Н – низкий уровень

Характеристика оценочных материалов
Планируемые
результаты

Критерии
оценивания

Виды контроля / Диагностич
промежуточной
еский
аттестации
инструмента
рий
(формы,
методы,
диагностики
)

Личностные
результаты

Метапредметные
результаты

Предметные
результаты

17

3. Список литературы
1. Александрова 3. Новая столовая. М., 1984.
2. Антонюк АЛ. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в
вальдорфской педагогике [электронный ресурс].
3. Беслик А. Наша армия. М. 1986.
4. Дилео Д. Детский рисунок. Диагностика и интерпретация. М., 2001.
5. Дьякова Н.Н. Применение техник нетрадиционного рисования для развития
изобразительных умений детей // Молодой ученый. 2012. №6.
6. Елисеева Л.Н. Хрестоматия для маленьких. М., 1988.
7. Ершова Л.В., МакароваН.Р и др. Ребенок и рукотворный мир: Учеб.-метод.
пособие для воспитателей дошкольных учреждений. Ч.4 (январь). Шуя, 2002.
8. Зарецкая М. Какие они бывают‽ М., 1980.
9. Играй, гармошка! Русские народные песенки. М., 1989.
10. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И. Рисование сдетьми дошкольного возраста:
Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г.
Казаковой. М., 2006.
11. Как лиса училась летать. М., 1974.
12. Карданов А. Красная площадь. М., 1989
13. Мар Е. Что из чего. М., 1968.
14. Маршак С. Детки в клетке. М., 1975.
15. Маршак С. От одного до десяти. Веселый счет. М., 1986.
16. Маршак С. Плывет, плывет кораблик. Л., 1990.
17. Маяковский В. Эта книжка моя про моря и про мояк. Ижевск, 1978.
18. Митяев А. Почему всем родная. М., 1987.
19. Монгуш О.О. Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного
возраста в процессе использования нетрадиционных техник рисования //
Инновационные педагогические технологии: Мат-лы II междунар. науч. конф. (г.
Казань, май 2015 г.). Казань, 2015,
20. Мусатов А. Как хлеб на стол пришел. М., 1981.
21. Обухова Л. Как мальчик стал космонавтом. М., 1987.
22. Орлов В. Парад. Киев, 1986.
23. Приходько В. Четыре страницы. М., 1989.
24. Ребенок и рукотворный мир: Метод. пособие для воспитателя к региональной
программе дошкольного воспитания «Родничок»/ Т.Я. Шпикалова и др. Шуя,
2006.
25. Сладков Н. Зеленая саванна. М.,1976.
26. Снегирев Г. Как звери и птицы к зиме готовятся. М., 1988
27. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования в вопросах и ответах: Информационно – методическое
сопровождение специалистов дошкольного образования / Авт. – сост. Е.А.
Кудрявцева, Т.В. Гулидова. Волгоград, 2015.
28. Фельдштейн Д.И. Глубинные изменения современного детства и
обусловленная ими актуализация психолого – педагогических проблем развития
18

образования. Вестник практической психологии образования – 2011/4. Портал
психологических издщаний PsyJournals.ru.
29. Флинт В. Птицы наших лугов и полей. М., 1978.
30. Хайлова Е.Г. природа и искусство: Учеб. – нагляд. пособие для детей дошк.
возраста. М., 2005.
31. Чарушин Е. большие и маленькие. Л., 1988.
32. Чарушин Е. Зверята. М., 1957.
33. Шинкарева Н.А., Григорьева О.А. нетрадиционные техники рисования как
средство развития творческого воображения детей 6 – ого года жизни // Молодой
ученый1. 2014. №7.

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».