Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Управление образованием Качканарского городского округа
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Звездочка» комбинированного вида
Принято:
Педагогическим советом
МДОУ - детский сад «Звездочка»
Протокол от 14.08.2024 г. № 1
Утверждено:
Приказом МДОУ детский сад «Звездочка»
от 14.08.2024 № 150од
.
Дополнительная образовательная общеразвивающая
программа «ВОЛШЕБНЫЙ ПЛАСТИЛИН»
художественной направленности
Возраст детей: 3-4 лет
Срок реализации: 1 год
Попова Юлия Николаевна,
воспитатель младшей группы.
г. Качканар
Содержание программы
1. Основные характеристики
1.1 Пояснительная записка…………………………………………3
1.2 Цели и задачи программы………………………………..……6
1.3 Содержание программы:
- учебный план…………………………………………………….7
- содержание учебного плана……………………………………9
2.4 Планируемые результаты……………………………………..13
2. Организационно-педагогические условия
2.1 Календарный учебный график……………………………….13
2.2 Условия реализации программы……………………………..14
2.3 Формы аттестации и оценочные материалы……….………..15
3. Список литературы………………………………………………16
2
1. Основные характеристики
1.1 Пояснительная записка
Общеразвивающая программа дополнительного образования «Волшебный
пластилин» относится к художественной направленности.
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Волшебный
пластилин» разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми
документами:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. №996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
5. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
6.
Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее – Порядок);
7.
Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 30 сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации
и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации» от 9 ноября 2018 г. №196;
8.
Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
10. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05
«О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями
по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ».
11. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
3
Пластилинография в дошкольном учреждении – один из наиболее редко
практикующихся видов изобразительной деятельности, так как не является
обязательным в программах дошкольного образования. Данная Программа
позволяет объединить традиционную лепку, ее приемы и нетрадиционные
способы работы с пластилином, декоративным материалом, тем самым
расширить творческие возможности ребенка. Необходимо отметить, что
существующие программы по пластилинографии представлены в виде занятий
на отдельные, разрозненные темы, тогда как данная Программа представляет
собой комплекс занятий по блокам, приближенна к комплексно-тематическому
планированию детского сада, обогащает, дополняет и расширяет знания детей,
полученные в процессе образовательной деятельности.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение
содержания программы с требованиями жизни. Умение видеть и понимать
красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств и
развитию художественно-эстетического вкуса трудовой и творческой
активности,
воспитывает
целеустремленность,
усидчивость,
чувство
взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности .
Учеными доказано, если развитие двигательной активности рук отстает от
нормального течения, то задерживается и речевое развитие. Ребёнок узнаёт мир
с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые
позволяют ему узнать и изучить их свойства. Одним из помощников ребёнка в
этом важнейшем для его развития деле является пластилин. Развитие фантазии у
детей тесно связано с развитием интеллектуальных способностей. В процессе
занятий с пластилином ребенок проявляет творческие способности, которые
благотворно влияют на формирование здоровой и гармонично развитой
личности.
Пластилинография объясняется тем, что в ней основной материал —
пластилин, а основным инструментом является рука (вернее, обе руки),
следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками.
Данная техника хороша тем, что она доступна детям разного возраста, позволяет
быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в
творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень
важно для работы с детьми.
Занятия представляют большую возможность для развития и обучения детей,
способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память,
мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография
способствует
развитию
восприятия,
пространственной
ориентации,
сенсомоторной координации детей. Дети учатся планировать свою работу и
доводить её до конца. Также учатся правильно выполнять свои действия по
рассказу или предварительному показу, для того чтобы правильно технически
работать с пластилином.
Программа рассчитана на детей 3-4 лет.
Срок реализации программы – 8 месяцев.
4
Режим организации занятий- 4 раза в месяц; 20 минут занятие
По количеству детей участвующих в занятии – групповая.
Объем общеразвивающей программы – 32часа
Форма обучения - групповая
Этапы работы.
Работа по формированию навыков по пластилинографии проводится в несколько
этапов, такие как: подготовительная часть (организация детей), вводная часть
(главная задача этого этапа заинтересовать детей на дальнейшую деятельность),
физ.минутка, основная часть (пластонография), заключительная часть
(подведение итогов). На каждом этапе, из которых перед ребенком ставятся
определенные задачи.
Подготовительная часть.
Организационный этап (общая организация детей, подготовка необходимых
принадлежностей).
Вводная часть: беседа, мобилизация внимания, создание эмоциональной
заинтересованности, повышение мотивации изобразительной деятельности
детей, рассматривание образца.
Тактильно-двигательное восприятие, анализ объектов изображения (натуры или
образца) по форме, величине, строению, цвету, положению в пространстве или
выявление сюжета рисунка (в тематическом занятии).
Физкультурная пауза.
Основная часть.
Определение последовательности выполнения работ, методы и приемы обучения
(планирование деятельности).
Показ. Объяснение. Беседа по композиции и технике исполнения,
предупреждение возможных ошибок.
Заключительная часть.
Подведение итогов занятия. Обобщение деятельности; просмотр и развернутый
анализ работ с точки зрения поставленных задач; фиксирование внимания детей
на достоинствах и ошибках выполненных работ; оценка их детьми и педагогом.
Методы и приёмы.
-показ способов, уточнение приёмов выполнения работы взрослым с подробным
объяснением; поэтапный показ или показ с привлечением детей;
-использование литературного ряда (стихи, загадки, поговорки, и т.д.);
фонограмм;
-игровые приёмы;
-индивидуальная работа с детьми, совместная деятельность взрослого и ребёнка;
-обследование, рассматривание, наблюдение.
Формы подведения итогов реализации по программе «Волшебный пластилин»
1. Проведение открытых мероприятий для родителей.
2. Проведение мастер-классов для педагогов.
3. Организация выставок
5
1.2Цели и задачи Программы
Цель программы:
формирование практических умений работы в технике пластилинография и
развитие индивидуальных творческих способностей.
Задачи программы:
Обучающие:
Формировать устойчивый интерес к художественной лепке. Обучать
специальным технологиям работы с пластилином, закреплять приобретенные
умения и навыки, показать широту их возможного применения.
Дать теоретические знания и формировать у дошкольников практические
приемы и навыки работы с пластилином.
Развивающие:
Способствовать развитию познавательной активности, развитию творческого
мышления, воображения, фантазии.
Способствовать развитию пространственного представления и цветового
восприятия.
Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность.
Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Воспитывающие:
Содействовать воспитанию у детей интереса к художественно-творческой
деятельности, стремлению к овладению знаниями и навыками в работе с
пластилином.
Воспитывать трудолюбие, аккуратность.
Воспитывать эстетический вкус, любовь к прекрасному.
Воспитывать у дошкольников интерес к изобразительной деятельности,
доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь, формировать
навыки сотрудничества.
6
1.3 Содержание Программы
Учебный план:
№
п/п
Наименование
разделов и тем
1
«Путешествие в
Пластилинию»
Правила техники
безопасности. Правила
поведения на занятиях.
Материалы и инструменты.
«Осеннее дерево»
«Змейка»
«Пингвины на льдине»
«Тюльпаны»
«Зимующие птицы»
«Украшение для мамы»
Тематическое
«Зимняя картина»
«Подарки по ёлкой»
Тематическое
«За окошком снегири»
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
Количество часов
всего
теория
практика
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
1
1
1
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
1
0,5
0,5
«Домашние животные
кролики»
«Подарок для Хрюши»
коллективная работа
«Творю что хочу»
(Самостоятельная
деятельность детей)
«Ветка ели с шишками»
«Зимний лес»
«Божья коровка на ромашке»
«Галстук для папы»
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
1
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
«Волшебное яичко»
Тематическое
«Матрешки - подружки»
«Радужное настроение»
«Герои народных сказок»
«У солнышка в гостях».
«Умелые руки не
знают скуки»
«Цветы»
«Петушок с семьей»
«Осьминог»
«Весенняя берёза»
1
0,5
0,5
1
1
1
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1
1
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
Форма
контроля
Выставка
Мастер-класс
для родителей
Выставка
Выставка
7
«Травушка –
муравушка». Коллективная
работа – пейзаж
30
«На лесной полянке чудо —
на цветочках бантики, это
бабочки расселись, как
цветные фантики»
31
«Весенняя полянка»
коллективная работа
32
Диагностика
Итого:
29
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
32
0,5
16
0,5
16
Выставка
Итоговое
занятие
8
Содержание учебно-тематического плана.
1. «Путешествие в Пластилинию»
Теория: Знакомство учащихся с различными техниками пластинографии.
Объяснение их применения и значения.
Практика: Определение и называние видов пластинографии с помощью
примеров представленных воспитателем.
2. Правила техники безопасности. Правила поведения на занятиях.
Материалы и инструменты.
Теория: Знакомство учащихся с техникой безопасности в работе с материалами
и инструментами, необходимыми на занятии, с правилами работы в технике
пластилинография.
Практика: Участие в викторине предоставленной воспитателем, для отработки
полученных знаний о технике безопасности при работе с материалами и
инструментами в технике пластинография.
3. «Осеннее дерево»
Теория: Усовершенствование и введение новых знаний о пейзаже.
Практика: Закрепить практику нанесения рельефного рисунка с помощью стеки
для придания выразительности изображаемого пейзажа.
4.«Змейка»
Теория: Закрепление начальных знаний о змеях. А также знакомство с новыми
видами змей.
Практика: Напомнить детям о свойствах пластилина: мягкий, податливый,
способный принимать заданную форму. По выбору детей изобразить с помощью
любую змею в движении, не забывая придавать её фактурность .
5. «Пингвины на льдине»
Теория: Знакомство детей с местом обитания пингвинов. Закрепление знаний с
помощью мультфильма про семью пингвина.
Практика: Углубление знаний детей о свойствах пластилина, закрепление
приемов его использования: отщипывание, раскатывание, прикладывание,
прижимание.
6. «Тюльпаны»
Теория: Познакомить детей с весенними цветами – тюльпанами.
Практика: Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой изображения –
пластилинографией; учить создавать выразительный образ посредством
передачи цвета и объёма
7. «Зимующие птицы»
Теория: Усовершенствование знаний детей о птицах, которые зимуют. Какие
именно птицы остаются, а какие улетают. Что им необходимо для того чтобы
они смогли пережить даже самую суровую зиму.
Практика: Продолжать учить рисовать на заданном пространстве, развивать
согласованность движений обеих рук; активизировать словарь. Изобразить
зимующих птиц, какую именно по самостоятельному выбору учащихся.
8. «Украшение для мамы» Тематическое
9
Теория: Закрепление знаний о празднике День матери.
Практика: Изготовление с помощью пластинографии подарков для мам в день
матери.
9. Зимняя картина»
Теория: Закрепление знаний и представлений о зимнем лесе.
Практика: Учить достижению выразительности через более точную передачу
формы, цвета, величины предметов и изображения мелких деталей.
10. «Подарки по ёлкой»
Теория: Совершенствование знаний о всемирных праздниках и их датах.
Практика: Самостоятельно придумывание своей работы.
11. «За окошком снегири»
Теория: Усовершенствование знаний о зимующих птицах.
Практика: Используя пластилинографию, учить детей выражать в
художественно-творческой деятельности свои впечатления и наблюдения.
12. «Домашние животные кролики»
Теория: Закрепление знаний о домашних животных.
Практика: Закреплять умение использовать в работе нетрадиционную технику
изображения – пластилинографию; добиваться реализации выразительного,
яркого образа, дополняя работу элементами бросового материала (блестки)
13. «Подарок для Хрюши» коллективная работа
Теория: Усовершенствование знаний о домашних и диких животных.
Практика: Развивать умение работать в коллективе дружно и аккуратно,
творческое и образное мышление детей. Поощрять инициативу детей и желание
создать самостоятельно или дополнить композицию.
Практика: Побуждать детей к изготовлению подарков для близких. Развивать
творческое воображение.
14. «Творю что хочу» (Самостоятельная деятельность детей)
Теория: Развивать умение самостоятельно задумывать сюжет картины. Учить
задавать вопросы, возникающие по ходу занятия.
Практика: Закреплять умения оценивать работу сверстников и свою, радоваться
успехам других.
15. «Ветка ели с шишками»
Теория: Закрепление знаний о хвойных деревьях. Умение отличать от других
видов деревьев.
Практика: Обеспечить развитие умение у детей самостоятельно передавать
форму дерева. Способствовать формированию навыков рельефной лепки. С
помощью пластинографии создать реалистичную по объёмам и цветам картину
зимнюю ветку ели с шишками.
16. «Зимний лес»
Теория: Формирование знаний, с помощью которых учащиеся с легкостью
смогут отличать и изображать пейзажи в разные времена года.
Практика: Усовершенствование прием прямого раскатывания. Передача
схожести с реальным миром.
17. «Божья коровка на ромашке»
10
Теория: Обобщить представление о насекомых. Усовершенствовать знания о
различиях и особенностях различных видов насекомых.
Практика: Изображать с помощью пластилина насекомых, не забывая про
мелкие детали.
18. «Галстук для папы»
Теория: Систематизировать знания о защитниках Отечества: лётчиках и
моряках, танкистах и пограничниках.
19. «Волшебное яичко» Тематическое
Теория: Формирование знаний о празднике «Пасха».
Практика: Создать пасхальное яйцо, с помощью пластеина используя мелкие
детали.
20. «Матрешки - подружки»
Теория: Закрепление знаний о матрешках. Предложить придумать эскиз для
своей матрешки и выбрать ей имя.
Практика: Научить приёмам рельефной лепки: налеп, декорирование,
примазывание, сглаживание, скручивание, лепнина. Изображение матрешки с
помощью рельефной лепки.
21. «Радужное настроение»
Теория: Формирование знаний о различных эмоциях человека.
Практика: Изображение настроения с помощью воображения каждого ребёнка.
22. «Герои народных сказок»
Теория: Формирование знаний народных фольклорных сказок.
Практика: Изображение героев народных сказок по выбору с помощью
смешенных техник пластилинографии.
23. «У солнышка в гостях».
Теория: Закрепление знаний о времени дня. Формирование знаний о восходе,
закате и так далее.
Практика: Изобразить Солнышко именно так как его видит каждый ребёнок
индивидуально. Закрепление навыков приёма надавливания и размазывания.
24. «Умелые руки не знают скуки» (самостоятельная работа)
Теория: Закрепление умения изображать придуманные самостоятельно детьми
сюжеты.
Практика: Изобразить с помощью пластилина и различных видов техники
любой сюжет по выбору учащихся.
25. «Цветы»
Теория: Способствовать развитию у детей эстетического восприятия
окружающего мира, научить замечать и любоваться природными формами
растений.
Практика: С помощью различных техник изобразить самые красивые, по
мнению учащихся цветы.
26. «Петушок с семьей»
Теория: Закрепление знаний о домашних птицах. Повторение правильного и
последовательного состава птицы(из каких частей тела состоит).
11
Практика: Закрепление знаний о приемах надавливания и размазывания.
Изображение с помощью пластинографии семью петуха (петух, курица и
цыплята).
27. «Осьминог»
Теория: Формирование знаний жителей водного мира.
Практика: Побуждать их передавать разнообразие животного мира через
осьминогов..
28. «Весенняя берёза»
Теория: Закреплять знаний о временах года и свойственных им изменениях в
природе.
Практика: Закреплять умение использовать в работе нетрадиционную технику
изображения – пластилинографию; Изобразить с берёзы в весенний период.
29. «Травушка –муравушка». Коллективная работа – пейзаж
Теория: Ознакомить детей с понятием "пейзаж". Воспитывать интерес к
природе в разное время года.
Практика: Развивать умение работать в коллективе дружно и аккуратно,
творческое и образное мышление детей.
30. «На лесной полянке чудо — на цветочках бантики, это бабочки
расселись, как цветные фантики»
Теория: Формирование и усовершенствование знаний о композиции.
Практика: Совершенствовать умения создавать композицию из отдельных
деталей, добиваясь целостности восприятия работы. Продолжать знакомить
детей со средствами выразительности в художественно – творческой
деятельности: цвет, материал, составление композиции.
31. «Весенняя полянка» коллективная работа
Теория: Продолжение знакомство детей с жанром изобразительного искусства –
пейзажем.
Практика: Расширять умения применения разнофактурный материал для
выразительности картинки. Умение работать в группе.
32. Диагностика
Теория:
Практика:
12
1.4 Планируемые результаты
Результаты освоения Программы представлены в виде следующих целевых
ориентиров:
- ребенок активно и с желанием участвует в разных видах творческой
художественной деятельности;
- ребенок использует разные способы выражения своего отношения к
окружающему миру в продуктивной деятельности;
- ребенок при создании изображения проявляет воображение, фантазию;
- у ребенка развиты сенсорные эталоны;
- у ребенка развита умелость рук, пинцетное хватание;
- ребенок способен принимать задачу;
- ребенок умеет передавать образы предметов, явлений посредством
пластилинографии.
2.
3. Организационно-педагогические условия
2.1 Календарный учебный график
Календарный учебный график на 2024-2025 учебный год
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
Основные характеристики образовательного
процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в I полугодии
Недель во II полугодии
Начало занятий
Окончание учебного года
32
32
1час
32
12
16
1 октября 2024г.
30 мая 2025г.
13
2.2Условия реализации общеразвивающей программы
Материально-техническое обеспечение:
Пластилин (разных цветов).
Пластиковые дощечки для выполнения работ.
Стеки.
Картон (однотонный и цветной), плотный.
Можно также творчески использовать любые плотные поверхности: дерево,
стекло, пластик.
Бросовый материал - для создания игровых фантазийных изображений: бумага
разной фактуры, фантики от конфет, семечки, зернышки, пуговицы, пайетки.
Большая часть дидактического материала изготавливается самим педагогом:
индивидуальные комплекты дидактического материала для каждого ребёнка,
таблицы-памятки, схемы, технологические карты, информационные бюллетени;
альбомы с образцами, фотографиями.
Кадровое обеспечение: данная программа рекомендована педагогам
дополнительного образования, работающими с детьми дошкольного возраста.
Воспитателя дошкольных учреждений.
Методические материалы:
Давыдова Г. Н. Детский дизайн. Пластилинография.- М.: Издательство
«Скрипторий 2003», 2011. – 80с.
Давыдова Г.Н. Пластилинография для малышей.- «Издательство Скрипторий
2003», 2010.-80с.
Давыдова
Г.Н.
Пластилинография.
Анамалистическая
живопись.-М,:
Издательство «Скрипторий 2003», 2008.- 88 с.
Пластилиновые фигурки животных.- М.: Эксмо; Донецк СКИФ, 2010. – 64с.: ил.(Азбука рукоделия).
14
2.3 Формы аттестации и оценочные материалы
Способами контроля над успешностью реализации программы, являются
контрольные занятия, на которых обучающиеся выполняют задания, согласно
пройденным темам и получают оценку: «высокий уровень », «средний уровень»,
«низкий уровень». Результаты фиксируются два раза в год в диагностической
карте.
«Высокий уровень» определяется при исчерпывающем выполнении
поставленной задачи, за безупречное исполнение задания, в том случае, если
задание исполнено ярко и выразительно, убедительно и законченно по форме.
Выявлено свободное владение материалом, объём знаний соответствует
программным требованиям.
«Средний уровень» определяется при достаточно полном выполнении
поставленной задачи (в целом), за хорошее исполнение задания, том случае,
когда обучающимся демонстрируется достаточное понимание материала,
проявлено индивидуальное отношение, однако допущены небольшие
неточности. Допускаются небольшие погрешности, не разрушающие
целостность выполненного задания. Дошкольник в целом обнаружил понимание
материала.
«Низкий уровень» определяется при демонстрировании достаточного минимума
в исполнении поставленной задачи, когда дошкольник демонстрирует
ограниченность своих возможностей, неяркое, необразное исполнение элементов
задания. Требования выполнены с большими неточностями и ошибками.
Выявлен неполный объём знаний, пробелы в усвоении отдельных тем.
Оценочные материалы
Диагностика (2 раза в год) в начале года и в конце.
Метод наблюдения (на занятиях).
Участие в выставках детского сада.
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ
ХУДОЖЕСТВЕННО - ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ.
Н
Н
К
К
К
Уровень
Композиция
Н
К
Общее количество
баллов
Сенсорные
способности
Н
Самостоятельност
ь
Новизна,
оригинальность
Фамилия,
имя ребенка.
Творческая
активность
Показатели.
Общая ручная
умелость
Воспитатель ____________________________________________________
Дата обследования: начало года (Н) _______________________________
конец года (К) ________________________________
Н
Н
Н
Н
К
К
К
К
15
Средний балл
В – высокий уровень
С – средний уровень
Н – низкий уровень
4. Список литературы
1. Астраханцева С.В. Методические основы преподавания декоративно –
прикладного творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева, В.
Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов
р/Д: Феникс, 2006. – 347 с.
2. Блонский, П.П. Психология младшего школьника. / П. П. Блонский., Воронеж:
НПО «Модек», 1997.
3. Горичева В.С. , Нагибина М.И. «Сказку сделаем из глины, теста, снега,
пластилина» - Ярославль: «Академия развития», 1998г.
4. Давыдова Г.Н. «Пластилинография» - 1,2. – М.: Издательство «Скрипторий
2003г», 2006.
5. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. – М.:
Издательство «Скрипторий», 2007.
6. Давыдова Г.Н. «Детский дизайн» Пластилинография. 2008, 80 стр..
7. Давыдова Г.Н. Пластилинография. Цветочные мотивы. Издательство
«Скриптория-2003» 2011, 72 стр..
8. Иванова М. Лепим из пластилина. Издательство АСТ-ПРЕСС КНИГА. 2007
9. Кард В., Петров С. «Сказки из пластилина» - ЗАО «Валери СПб», 1997 – 160
с.») (Серия «Учить и воспитывать, развлекая)
10. Лебедева Е. Г. «Простые поделки из бумаги и пластилина». Издательство:
Айрис-пресс. 2008
11. Лыкова И.А. «Лепим игрушки: Лепка из пластилина. Мастерилка».
Издательство: Мир книги. 2008
12. Лыкова И.А. Я Будущий скульптор. – М.: ООО ТД «Издательство Мир
книги», 2008г. – 48 с. – илл.
13. Новиковская О.А. Ум на кончиках пальцев. — М.: АСТ СПб: Сова, 2006
14. Р.Орен.
Лепка
из
пластилина:
развиваем
моторику
рук.
Издательство Махаон. 2010
15. Паньшина И. Г. Декоративно – прикладное искусство. Мн., 1975. - 112с., ил.
16. Перевертень, Г.И. Самоделки из разных материалов: Кн.для учителя нач.
классов по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1985. – 112с.
17. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное
образование [В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А.
Горского. – М.: Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения).
16
18. Рузина М.С., Афонькин С.Ю. Страна пальчиковых игр.- СПб.: КРИСТАЛЛ,
1997
19. Румянцева, Е.А Простые поделки из пластилина. Серия: "Внимание: дети!"
2009
20. Сафонова Е. Ю. Вместе с детьми - по ступенькам творческого роста [Текст] /
Е. Ю. Сафонова // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С. 36-49.
21. Стародуб К.И.,Ткаченко Т.Б. Пластилин. Издательство Феникс. 2003
22. Ткаченко Т.Б., Стародуб К.И. Лепим из пластилина. Ростов-на-дону:
Издательство «Феникс», 2003
23. Узорова О. В., Нефедова Е.А. Физкультурные минутки. М.: Астрель-АСТЕрмак, 2004
24. Шкицкая, И. О. Пластилиновые картины. Издательство Феникс. 2009
25. Чернова Е.В. Пластилиновые картины/Е. В. Чернова – Ростов н/Д.: Феникс,
2006. – 48с. – (Город мастеров).
17