Управление образованием Качканарского городOкого округа
Муниципа.пьное дошкольное образовательное уIреждеЕие детский сад <ЗвездочкФ) комбипированного вида
Утверждаю:
Прилrяго:
Педагогиsеским советом
МДОУ - детский сад <ЗвездотIка})
Протокол от 14.08.2024 г. Ns 1
Скрябина
Ng 150од
*йй
ýополнительная образовательная общеразвиваюIцая
программа (пластилиновый мир}} художественной
направленности
Возраст 2-5 лет
Срок реализации 3 года.
Составитель шрограммы
:
Михеева Светлана Владимировпа
г. Качканар2024r.
Содержание
1. Комплекс основных характеристик программы «Пластилиновый мир»…..3
1.1.
Пояснительная записка…………………………………………………..3
1.2.
Цели и задачи программы………………………………………………..7
1.3.
Содержание программы………………………………………………….8
1.4.
Планируемые результаты………………………………………………..31
2. Комплекс организационно-педагогических условий, формы аттестации….33
2.1.
Календарный учебный график………………………………………….33
2.2.
Условия реализации программы………………………………………..34
2.3.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы………………..38
3. Список литературы……………………………………………………………..49
2
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
Общеразвивающая
программа
дополнительного
образования
«Пластилиновый мир» относится к художественной направленности.
Дополнительная
образовательная
общеразвивающая
программа
«Пластилиновый мир» разработана в соответствии со следующими
нормативно-правовыми документами:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. №996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее –
СанПиН);
5. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» (далее – Порядок);
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от 30 сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок
организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным
общеобразовательным
программам,
утвержденный
приказом Министерства просвещения Российской Федерации» от 9 ноября
2018 г. №196;
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей»;
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
10. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года».
3
Актуальность программы:
Исследованиями различных стран установлено, что уровень
мыслительной деятельности, развитие речи детей находятся в прямой
зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Занятия по развитию осязания и мелкой моторики помогают оказывать
положительное воздействие на кору головного мозга. Учитывая важность
проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку
ребенка надо начинать с раннего детства, мною был организован кружок
художественной направленности «Пластилиновый мир» - основной идей
которой является рисования картин пластилином - пластилинография.
Основной материал – пластилин, а основным инструментом являются руки,
следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками.
Данная техника хороша тем, что доступна детям всех возрастов, позволяет
быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в
творчество детей и делает его более увлекательным и интересным, что очень
важно для работы с малышами.
Программа работы кружка «Пластилиновый мир»» является моделью
совместной художественно-изобразительной деятельности педагога и детей,
составлена с учётом возрастных, физиологических, психологических и
познавательных особенностей детей. Главное значение занятий по
пластилинографии состоит в том, что в конце обучения у ребенка
развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук
становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.
Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей
развивается пинцетное хватание, т.е. захват мелкого предмета двумя
пальцами.
Новизна и отличительные особенности:
Новизна дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Пластилиноый мир » заключается в том, что в ней используются
нестандартные формы и методы проведения занятий, современные техники
дизайна и художественного творчества с использованием современных
образовательных технологий, активных и интерактивных методов и форм
организации
образовательного
процесса,
нетрадиционных
форм:
видеозанятие, занятие-сказка, занятие-игра. Формирование у воспитанников
возможности каждому попробовать свои силы в разных видах декоративноприкладного творчества и изобразительного искусства и максимально
реализовать себя. Программам направлена на формирование и развитие
творческих способностей обучающихся, удовлетворение индивидуальных
потребностей обучающихся в художественно-эстетическом развитии. Форма
обучения используется не только групповая, но и индивидуальная.
Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей
всех образовательных областей:
Познавательное развитие: осуществляется знакомство с природой, с
явлениями общественной жизни. Идет исследовательская деятельность.
4
Социально-коммуникативное
развитие:
развивается
общение
и
взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками, становление
самостоятельности и целенаправленности, формирование позитивных
установок к различным видам труда и творчества.
Речевое развитие: осуществляется обогащение словаря, звуковой культуры
речи, развитие речи, общение.
Физическое развитие: дети выполняют упражнения пальчиковой гимнастики,
способствующие развитию мелкой моторики обеих рук, выполняют
гимнастику для глаз.
Художественно-эстетическое развитие: используются произведения
познавательной направленности, все виды образовательной деятельности
направлены на решение эстетических задач.
Адресат Программы: дети от 2 до 5 лет.
Возрастные особенности детей
Младший дошкольный возраст - важнейший период в развитии
дошкольника.
Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям
с взрослыми, сверстниками, с предметным миром.
В младшем возрасте открываются новые возможности для
воспитания у детей доброжелательного отношения к окружающим,
эмоциональной отзывчивости.
Возраст от 4 до 5 лет - время наиболее бурного развития ребенка.
Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети
проявляют интерес к лепке из нетрадиционных материалов (пластической
массы, глины, теста). Формируется способность применять различные
приемы в лепки (прищипывание, вытягивание, сглаживание, сплющивание,
вдавливание), а так же стремление украшать вылепленные композиции
узором при помощи дополнительного оборудования (стеки, палочек,
декоративных украшений, природного материала). Развивается интерес к
пластилинографии, как к одной из техник лепки. Посредством
пластилинографии ярче всего раскрываются творческие способности детей.
Режим занятий
Продолжительность одного академического часа:
- дети с 2-3 лет – 15 мин.
- дети с 3-4 лет – 20 мин.
- дети с 4-5 лет – 20-25 мин
Общее количество часов в неделю – 1 час.
Занятия проводятся 1 раза в неделю по 1 часу.
Объем и срок освоения программы
Срок реализации программы – 3 года.
Срок освоения модуля: - 9 месяцев.
Режим организации занятий- 4 раза в месяц.
По количеству детей участвующих в занятии – групповая.
Объем общеразвивающей программы – 108 часов
5
Форма обучения – групповая, индивидуальная.
Виды занятий: беседы, практические занятия, мастер-классы, тренинги.
Формы подведения итогов: организация ежемесячных выставок детских
работ для родителей, тематические выставки, участие в выставках и
конкурсах в течение года, творческий отчет воспитателя – руководителя
кружка, оформление эстетической развивающей среды в группе, открытые
занятия, мастер-класс.
Взаимодействие с семьей
В рамках реализации программы дополнительного образования по
пластилинографии определена система работы с родителями (законными
представителями) воспитанников. Разнообразие форм и методов работы
помогает найти точки соприкосновения с разными категориями родителей.
Взаимодействие с родителями направленно на обмен опытом, повышение
педагогической компетентности родителей, формирование у них
педагогических умений и др. Организуются разные формы работы с
родителями, разработана тематика консультаций по вопросам развития
ручной умелости у детей раннего возраста, беседы. Организовываются
выставки детских работ.
Принципы, лежащие в основе программы
Принцип доступности (простота, соответствие возрастным и
индивидуальным особенностям);
Принцип систематичности и последовательности: постановка или
корректировка задач «от простого к сложному», «от хорошо известному к
малоизвестному и незнакомому» (научившись элементарным навыкам
работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих
работ);
Принцип развивающего характера художественного образования, целью
которого является развитие ребенка;
Принцип наглядности (иллюстративность, наличие дидактических
материалов);
Принцип демократичности и гуманизма (взаимодействие воспитателя и
дошкольника в социуме, уважение к личности ребенка, реализация
собственных творческих потребностей);
Принцип обратной связи (совместное обсуждение с дошкольниками того,
что получилось и что не получилось, изучение их мнения, определение
настроения и перспективы работы);
Принцип стимулирования (поощрение и вознаграждение);
Принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;
Принцип интереса: построение или корректировка программы с опорой на
интересы детей.
А также программа:
обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей
и задач процесса дополнительного образования детей дошкольного
6
возраста в рамках кружка, в ходе реализации которых формируются такие
качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;
строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в
соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей,
спецификой и возможностями образовательных областей;
предусматривает решение образовательных задач в совместной
деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности
дошкольников;
предполагает построение дополнительного образовательного процесса на
адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с
дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра.
1.2. Цель и задачи реализации программы
ЦЕЛЬ: художественно-эстетическое развитие ребенка посредством занятий
пластилинографией.
ЗАДАЧИ:
Обучающие:
Формировать устойчивый интерес к художественной лепке.
Обучать специальным технологиям работы с пластилином, закреплять
приобретенные умения и навыки, показать широту их возможного
применения.
Дать теоретические знания и формировать у воспитанников,
практические приемы и навыки работы с пластилином.
Знакомить детей с жанром изобразительного искусства пейзажем,
посредством пластилинографии. Учить детей анализировать форму
предмета, объяснять связь между пластической формой и способом
лепки; совершенствовать технику рельефной лепки (придавливать
примазывать, разглаживать границы соединений частей).
Развивающие:
Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность.
Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Развивать пространственные представления и композиционные
навыки.
Воспитательные:
Воспитывать эстетический вкус, любовь к прекрасному.
Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности друг
друга, доброжелательное отношение и взаимопомощь, формировать
навыки сотрудничества.
Воспитывать интерес к работе пластилином на горизонтальной
поверхности.
Воспитывать навыки аккуратного обращения с пластилином.
Воспитывать желание доставить радость окружающим своей работой.
Воспитывать желание помочь другу, сопереживание.
7
1.3 Содержание Программы
Учебный план:
Дети 2-3 лет
N п/п
Название раздела, темы
Количество часов
Всего
Формы аттестации/
контроля
Теория Практика
1
Мониторинг: вводный и
заключительный
2
-
2
2
Осенние заготовки
3
-
3
конкурс
3
Золотая осень
4
-
4
выставки
4
Добрые дети
4
-
4
подарки ко дню матери
5
Скоро Новый год
4
-
4
конкурс
6
Зимние чудеса
4
-
4
выставки
7
Скоро кончится зима
4
-
4
подарки для папы
8
Будем мы весну встречать
4
-
4
подарки для мамы
9
Расцветает все кругом
4
-
4
конкурс
10
Скоро лето к нам придет
3
-
3
итоговая выставка
Итого
36
Дети 3-4 лет
N п/п
Название раздела, темы
Количество часов
Всего
Формы аттестации/
контроля
Теория Практика
1
Мониторинг: вводный и
заключительный
2
-
2
2
Что нам осень принесла
3
-
3
конкурс
3
Как красиво кругом
4
-
4
выставки
4
Наши добрые дела
4
-
4
подарки ко дню матери
5
Долгожданный Новый год
4
-
4
конкурс
6
Зимние чудеса
3
-
3
выставки
7
Скоро кончится зима
4
-
4
подарки для папы
8
Весна красна
4
-
4
подарки для мамы
8
9
Цветущая весна
4
-
4
конкурс
10
Скоро лето к нам придет
3
-
3
итоговая выставка
Итого
36
Дети 4-5 лет
N п/п
Название раздела, темы
Количество часов
Всего
Формы аттестации/
контроля
Теория Практика
1
Мониторинг: вводный и
заключительный
2
-
2
2
«Осенние хлопоты»
3
-
3
конкурс
3
«Что нам осень принесла»
4
-
4
выставки
4
«Как красиво кругом»
4
-
4
подарки ко дню матери
5
«Встреча зимы»
4
-
4
конкурс
6
«Новогодние радости»
4
-
4
выставки
7
«Праздник у наших пап»
4
-
4
подарки для папы
8
«У мамы тоже праздник»
4
-
4
подарки для мамы
9
«Весенние чудеса»
4
-
4
конкурс
10
«Скоро лето»
3
-
3
итоговая выставка
Итого
36
Содержание учебного (тематического) плана.
Дети 2-3 лет
Название темы
1.
Мониторинг вводный
Цели и задачи
СЕНТЯБРЬ – Тема: Осенние заготовки
Практика:
Выполнение диагностических заданий
9
Практика:
Продолжать знакомить детей с пластилином и его свойствами.
2.
Продолжать обучать детей создания композиции на основе
«Витамины в банке»
готовых элементов.
Совершенствовать умение надавливающим движением
указательного пальца крепить шарики на основу.
Развивать умение самостоятельно раскладывать готовые
пластилиновые шарики «в баночку», продолжать обучать детей
приёму надавливания.
Координировать работу глаз и рук.
Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
3.
Практика:
«Орешки для белочки»
Продолжать знакомить детей с пластилином и его свойствами.
Продолжать обучать детей создания композиции на основе
готовых элементов.
Развивать мелкую моторику пальцев.
Воспитывать желание заботиться о животных.
Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
Формировать интерес к работе с пластилином.
4
Практика:
«Вкусные ягодки малинки» Продолжать знакомить детей с пластилином и его свойствами.
Продолжать обучать детей создания композиции на основе
готовых элементов.
Развивать мелкую моторику пальцев.
Воспитывать желание заботиться о животных.
Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
Формировать интерес к работе с пластилином.
ОКТЯБРЬ – Тема: «Золотая осень»
5.
«Осенний лист»
6.
«Осеннее дерево»
Практика:
Продолжать знакомить детей с пластилином и его свойствами.
Продолжать обучать детей создания композиции на основе
готовых элементов.
Показать возможность использования нескольких цветов
пластилина, соединяя два пластилиновых жгутика разных
цветов в один.
Развивать умение надавливать указательным пальцем на
пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе.
Формировать интерес к работе с пластилином.
Практика:
Учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от
целого куска и скатывать из них шарики, надавливающим
движением указательного пальца крепить их на основу.
Развивать мелкую моторику пальцев.
Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
Формировать интерес к работе с пластилином.
10
7.
«Тучка и дождик»
8.
«Иголки для ежа»
9.
«Покормим птичку»
10.
«Вишенка»
11.
«Красивый кот»
Практика:
Продолжать знакомить детей с пластилином и его свойствами.
Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки
пластилина от основного куска, прикреплять шарик к основе.
Закреплять приём размазывания, заполняя готовую форму.
Развивать согласованность в работе движений обеих рук.
Развивать чувство ритма, цвета.
Практика:
Продолжать знакомить детей с пластилином и его свойствами.
Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки
пластилина от основного куска, прикреплять шарик к основе.
Развивать умение надавливающим движением указательного
пальца размазывать пластилин на картоне в определённом
направлении на ограниченном пространстве.
Воспитывать отзывчивость (в помощь ёжикам нарисовать
иголочки).
НОЯБРЬ - Тема: «Добрые дети»
Практика:
Продолжать знакомить детей с пластилином и его свойствами.
Продолжать обучать детей отщипывать маленькие кусочки
пластилина от куска и скатывать из них шарики,
надавливающим движением указательного пальца крепить их на
основу
Координировать работу глаз и рук.
Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
Развивать желание работать самостоятельно.
Практика:
Продолжать знакомить детей с пластилином и его свойствами.
Показать возможность использования нескольких цветов
пластилина.
Закрепить умение прикреплять скатанные шарики к основе.
Развивать чувство ритма.
Воспитывать интерес к природе и отображению впечатлений в
рисунке
Практика:
Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки
пластилина от куска и скатывать из них шарики,
надавливающим движением указательного пальца размазывать
пластилиновый шарик справа-налево и слева-направо, создавая
изображения усов и полосок у кота.
Развивать чувство ритма.
Развивать умения находить связи между формами реального и
изображаемого животного, передавать их природные
особенности и цвет.
Развивать согласованность в работе обеих рук.
11
12.
«Бусы для мамы»
13.
«Падает, падает снег»
Практика:
Закрепить умение отщипывать маленькие кусочки от большого
и скатывать их в шарик большим и указательным пальцами,
надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик,
прикрепляя его к основе.
Развивать чувство ритма.
Закреплять умения детей составлять предмет из отдельных
частей, располагая элементы (бусинки) близко друг к другу, в
определённом порядке, чередуя их по цвету.
Показать возможность использования в работе с пластилином
дополнительных материалов для декора.
Учить использовать в работе два цвета пластилина.
ДЕКАБРЬ – Тема: «Скоро новый год»
14.
Ёлка в снегу»
15.
«Новогодний шар»
Практика:
Продолжать учить детей отщипывать от большого куска
пластилина маленькие, скатывать их большим и указательным
пальцами в шарик.
Закреплять умение надавливать указа тельным пальцем на
пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе.
Развивать познавательный интерес к природе.
Развивать мелкую моторику.
Практика:
Продолжать учить детей соединять два пластилиновых жгутика
разных цветов в один (для создания дополнительного эффекта),
отщипывать от него маленькие кусочки и скатывать их в шарик
большим и указательным пальцами.
Продолжать развивать приём размазывания в разные стороны
пластилиновых шариков, создавать изображения «хвоинок».
Формировать интерес к работе с пластилином.
Укреплять познавательный интерес к природе.
Показать возможность дополнения работы другим материалом
(снежинками, изготовленными при помощи фигурного
дырокола).
Практика:
Продолжать знакомить детей с пластилином и его свойствами.
Развивать внимание, усидчивость.
Развивать умение прикреплять шарики к основе по
предложенной схеме.
Развивать внимание, усидчивость.
Предоставить детям возможность самостоятельно выбрать цвет
пластилина для работы.
Создать у детей радостное настроение, предвкушение
приближающегося праздника Нового года.
12
16.
«Украшение ёлочных
игрушек»
Практика:
Продолжать знакомить детей с пластилином и его свойствами;
учить отщипывать маленькие кусочки от большого и скатывать
их в шарик большим и указательным пальцами.
Развивать умение прикреплять шарики к основе, заполняя ими
заданное пространство.
Учить координировать работу глаз и рук;
Показать возможность работы с несколькими цветами
пластилина.
Создать у детей праздничное настроение.
ЯНВАРЬ – Тема: «Зимние чудеса»
Практика:
Развивать умение прикреплять скатанные шарики к основе,
ритмично располагая их по всей поверхности изображения.
Показать возможность дополнения работы другим материалом
(снежинками, изготовленными при помощи фигурного
дырокола).
Вызвать у детей положительный эмоциональный настрой,
ощущение наступающего праздника.
18.
Практика:
«Новогодний салют»
Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки
пластилина от куска и скатывать из них шарики.
Развивать умение надавливающим движением указательного
пальца размазывать пластилиновый шарик в виде звёздочки.
Продолжать учить использовать несколько цветов пластилина.
Развивать чувство ритма и умение располагать «звёзды» по всей
основе.
Развивать согласованность в работе обеих рук.
19.
Практика:
«Снежинка»
Продолжать знакомить детей с пластилином и его свойствами.
Закреплять умение детей самостоятельно раскладывать
пластилиновые шарики друг за другом на линии.
Развивать чувство ритма, согласованность в работе обеих рук.
Формировать интерес к работе с пластилином.
Развивать мелкую моторику.
20
Практика:
«Украшаем варежку и
Продолжать обучать детей отщипывать маленькие кусочки
шапку»
пластилина от основного куска.
Закреплять на основе приёма надавливания умение располагать
шарики в определённом месте по предложенной схеме для
создания рисунка.
Продолжать обучать умению координировать работу глаз и рук.
Развивать внимание, усидчивость.
Показать возможность использования дополнительных
материалов.
ФЕВРАЛЬ – Тема: «Скоро кончится зима»
17.
«Огоньки на ёлке»
13
21.
«Рябинка для снегиря»
22.
«Снеговик»
23
«Шишка»
24
«Звёздное небо»
Практика:
Продолжать знакомить детей с пластилином и его свойствами.
Развивать умение создавать композицию на основе готовых
элементов.
Закреплять умение детей отщипывать маленькие кусочки
пластилина от основного куска, учить располагать
пластилиновые шарики по схеме.
Развивать умение прикреплять готовые шарики на плоскость
путём равномерного придавливания по поверхности основы.
Воспитывать бережное отношение к пернатым друзьям.
Развивать глазомер.
Практика:
Продолжать учить отщипывать маленькие кусочки от большого
и скатывать их в шарик большим и указательным пальцами.
Развивать умение прикреплять шарики к основе, заполняя ими
заданное пространство.
Развивать умение координировать работу глаз и рук.
Продолжать обучать работе с несколькими цветами пластилина.
Формировать у детей эмоциональную отзывчивость на события,
происходящие в определённое время года.
Формировать чувство удовлетворения от хорошо выполненной
поделки.
Практика:
Продолжать обучать детей отщипывать маленькие кусочки
пластилина от основного куска.
Закреплять умение создавать композицию на основе готовых
элементов.
Развивать умение располагать пластилиновые шарики по схеме.
Продолжать обучать прикреплять готовые шарики на плоскость
путём равномерного придавливания по поверхности основы.
Воспитывать внимание, усидчивость.
Практика:
Развивать умение передавать образ звёздного неба посредством
пластилинографии.
Упражнять в навыках работы с пластилином, изображая
картинку на горизонтальной поверхности.
Продолжать обучение прикреплять шарик к основе, приёмом
размазывания заполнять пространство.
Развивать чувство ритма и умение располагать «звёзды» по всей
основе.
Развивать согласованность в работе обеих рук.
Развивать композиционное и пространственное восприятие.
МАРТ – Тема: «Будем мы весну встречать»
14
25
«Мимоза»
26
«Зайка»
27
«Морковка для зайки»
28
«Дорожка для колобка»
29
«Черепаха»
Практика:
Упражнять детей в создании композиции на основе готовых
элементов.
Закреплять умение отщипывать маленькие кусочки пластилина
от основного куска.
Продолжать обучать скатывать шарики кругообразными
движениями между пальчиками.
Обучать детей прикреплять готовые шарики на плоскость путём
равномерного их придавливания по поверхности основы.
Показать возможность использования в работе с пластилином
дополнительных материалов.
Развивать чувство ритма, согласованность в работе обеих рук.
Практика:
Продолжать знакомить детей с пластилином и его свойствами;
учить отщипывать маленькие кусочки от большого и скатывать
их в шарик большим и указательным пальцами.
Закреплять умение надавливать указательным пальцем на
пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе.
Развивать у детей интерес к изображению с помощью
пластилина животных на горизонтальной поверхности.
Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
Практика:
Продолжать знакомить детей с пластилином и его свойствами.
Учить прикреплять скатанные шарики к основе.
Показать возможность работы с несколькими цветами
пластилина.
Воспитывать отзывчивость (готовим угощение для зайки).
Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином
Практика:
Продолжать знакомить детей с пластилином и его свойствами.
Упражнять в отщипывании маленького кусочка от большого и
скатывания его в шарик.
Закреплять умение детей самостоятельно раскладывать
пластилиновые шарики друг за другом на линии.
Развивать чувство ритма, согласованность в работе обеих рук.
Формировать интерес к работе с пластилином.
АПРЕЛЬ – Тема: «Расцветает все кругом».
Практика:
Показать возможность, использованная нескольких цветов
пластилина.
Продолжать учить детей соединять два пластилиновых жгутика
разных цветов в один, отщипывать от него маленькие кусочки и
скатывать из них шарики большим и указательным пальцами.
Развивать умение надавливающим движением указательного
пальца на пластилиновый шарик прикреплять его к основе.
Развивать умение располагать пластилиновые шарики в
определённой части изображения.
Формировать интерес к работе с пластилином.
15
30
«Украшаем платье»
31
«Цветы»
32
«Веточка вербы»
Практика:
Обучать самостоятельно отщипывать маленькие кусочки
пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5–7
мм.
Закрепить умение прикреплять «горошины» на расстоянии друг
от друга.
Обучать работать несколькими цветами пластилина по всей
поверхности.
Развивать мелкую моторику пальцев.
Практика:
Закрепить умение отщипывать маленькие кусочки от большого
и скатывать их в шарик большим и указательным пальцами,
надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик,
прикрепляя его к основе.
Продолжать учить создавать композицию на основе готовых
элементов.
Закрепить умение выкладывать скатанные шарики согласно
схеме.
Продолжать учить детей использовать в работе несколько
цветов пластилина.
Практика:
Продолжать знакомить детей с пластилином и его свойствами.
Обучать использовать в своей работе несколько цветов
пластилина, смешивать цвета.
Закрепить приём надавливания.
Закреплять умение прикреплять шарик к основе в определённое
место.
Развивать мелкую моторику пальцев.
Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
МАЙ – Тема: «Скоро лето к нам придет»
33
«Одуванчики»
34
«Конфеты»
Практика:
Продолжать знакомить детей с пластилином и его свойствами.
Продолжать развивать умение раскатывать тонкий жгутик и
прикреплять его к основе.
Обучать умению использовать в работе несколько цветов
пластилина.
Показать возможность использования заготовок.
Приучать детей к усидчивости и аккуратности.
Практика:
Продолжать учить детей занимать определённое пространство.
Закреплять умение детей отщипывать маленькие кусочки
пластилина от основного куска, скатывать его кругообразными
движениями между пальчиками.
Формировать интерес к работе с пластилином.
Формировать интерес к работе с несколькими цветами
пластилина.
Приучать детей к усидчивости и аккуратности.
16
35
«Зонтик»
36.
Мониторинг
заключительный
Практика:
Продолжать знакомить детей с пластилином и его свойствами.
Упражнять в умении прикреплять шарики к основе, заполняя
ими заданное пространство. Координировать работу глаз и рук.
Учить детей использовать несколько цветов пластилина.
Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
Практика:
Выполнение диагностических заданий
Дети 3-4 лет
Название темы
Цели и задачи
СЕНТЯБРЬ – Тема: Что нам осень принесла
1.
Практика:
Мониторинг вводный
Выполнение диагностических заданий
2. «Воздушные шары»
Практика:
Закрепить умение раскатывать комочки пластилина
кругообразными движениями.
Научить преобразовывать шарообразную форму в овальную
прямыми движениями ладоней.
Научить прикреплять готовую форму на плоскость путем
равномерного расплющивания по поверхности основы.
Развивать эстетическое и образное восприятие.
Практика:
3. «Созрели яблочки в Развивать у детей эстетическое восприятие природы и учить
саду»
передавать посредством пластилинографии изображение
яблока.
Учить детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и
скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев.
Закрепить умение расплющивать шарики на всей поверхности
силуэта и размазывать их по поверхности сверху вниз.
Развивать образное восприятие.
Практика:
4. «Мы делили
Продолжать учить детей передавать в работе форму, строение,
апельсин»
характерные части известных им фруктов.
Закреплять умение раскатывать пластилин между ладонями
прямыми и округлыми движениями, оттягивать пальцами
нужные части предметов.
Учить использовать в работе дополнительные предметы для
передачи характерных признаков объектов.
Воспитывать навыки аккуратного обращения с пластилином.
ОКТЯБРЬ – Тема: Как красиво кругом
5. «Грибочки для
белочки»
Практика:
Развивать умение надавливать указательным пальцем на
пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе.
Закрепить умение расплющивать шарики на всей поверхности
силуэта и размазывать их по поверхности сверху вниз.
Развивать образное восприятие.
Формировать интерес к работе с пластилином.
17
6. «Осеннее дерево»
Практика:
Учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от
целого куска и скатывать из них шарики, надавливающим
движением указательного пальца крепить их на основу.
Развивать мелкую моторику пальцев.
Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
Формировать интерес к работе с пластилином.
Практика:
Продолжать знакомить детей с пластилином и его свойствами.
Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки
пластилина от основного куска, прикреплять шарик к основе.
Закреплять приём размазывания, заполняя готовую форму.
Развивать согласованность в работе движений обеих рук.
Развивать чувство ритма, цвета.
Практика:
знакомить детей с пластилином и его свойствами.
Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки
пластилина от основного куска, прикреплять шарик к основе.
Развивать умение надавливающим движением указательного
пальца размазывать пластилин на картоне в определённом
направлении на ограниченном пространстве.
Воспитывать отзывчивость (в помощь ёжикам нарисовать
иголочки).
НОЯБРЬ - Тема: Наши добрые дела
Практика:
Продолжать знакомить детей с пластилином и его свойствами.
Продолжать обучать детей отщипывать маленькие кусочки
пластилина от куска и скатывать из них шарики,
надавливающим движением указательного пальца крепить их на
основу
Координировать работу глаз и рук.
Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином не
выходя за контур.
Развивать желание работать самостоятельно.
Практика:
Продолжать знакомить детей с пластилином и его свойствами.
Показать возможность использования нескольких цветов
пластилина.
Закрепить умение прикреплять скатанные шарики к основе и
размазывать их по поверхности.
Развивать чувство ритма.
Воспитывать интерес к природе и отображению впечатлений в
рисунке
7. «Листья кружатся,
падают в лужицы»
8. «Красивый зонтик
для мамы»
9.
«Тучка слезки
проливает»
10. «Воздушные шары»
18
Практика:
Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки
11. «Золотая рыбка»
пластилина от куска и скатывать из них шарики,
надавливающим движением указательного пальца размазывать
пластилиновый шарик.
Развивать чувство ритма.
Развивать умения находить связи между формами реального и
изображаемого животного, передавать их природные
особенности и цвет.
Развивать согласованность в работе обеих рук.
12. «Бусы для мамы»
Практика:
Закрепить умение отщипывать маленькие кусочки от большого
и скатывать их в шарик большим и указательным пальцами,
надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик,
прикрепляя его к основе.
Развивать чувство ритма.
Закреплять умения детей составлять предмет из отдельных
частей, располагая элементы (бусинки) близко друг к другу, в
определённом порядке, чередуя их по цвету.
Показать возможность использования в работе с пластилином
дополнительных материалов для декора.
Учить использовать в работе два цвета пластилина.
ДЕКАБРЬ – Тема: Долгожданный Новый год
13.«Снег на крыше на
крылечке…»
14.Маленькой елочке…»
Практика:
Продолжать учить детей отщипывать от большого куска
пластилина маленькие, скатывать их большим и указательным
пальцами в шарик.
Закреплять умение надавливать указа тельным пальцем на
пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе.
Развивать познавательный интерес к природе.
Развивать мелкую моторику.
Практика:
Продолжать учить детей соединять два пластилиновых жгутика
разных цветов в один (для создания дополнительного эффекта),
отщипывать от него маленькие кусочки и скатывать их в шарик
большим и указательным пальцами.
Продолжать развивать приём размазывания в разные стороны
пластилиновых шариков, создавать изображения «хвоинок».
Формировать интерес к работе с пластилином.
Укреплять познавательный интерес к природе.
Показать возможность дополнения работы другим материалом
(снежинками, изготовленными при помощи фигурного
дырокола).
19
15. «Новогодние гирлянды»
Практика:
Продолжать знакомить детей с пластилином и его свойствами.
Развивать внимание, усидчивость.
Развивать умение прикреплять шарики к основе по
предложенной схеме.
Развивать внимание, усидчивость.
Предоставить детям возможность самостоятельно выбрать цвет
пластилина для работы.
Создать у детей радостное настроение, предвкушение
приближающегося праздника Нового года.
Практика:
Продолжать знакомить детей с пластилином и его свойствами;
учить отщипывать маленькие кусочки от большого и скатывать
их в шарик большим и указательным пальцами.
Развивать умение прикреплять шарики к основе, заполняя ими
заданное пространство.
Учить координировать работу глаз и рук;
Показать возможность работы с несколькими цветами
пластилина.
Создать у детей праздничное настроение.
ЯНВАРЬ – Тема: «Зимние чудеса»
16. «Блестит, мигает
елочка»
17. «Снежинка»
18. «Узоры на окне»
19. «Красивые снежинки»
Практика:
Продолжать знакомить детей с пластилином и его свойствами.
Закреплять умение детей самостоятельно раскладывать
пластилиновые шарики друг за другом на линии.
Развивать чувство ритма, согласованность в работе обеих рук.
Формировать интерес к работе с пластилином.
Развивать мелкую моторику.
Практика:
Развивать умение прикреплять скатанные шарики к основе,
ритмично располагая их по всей поверхности изображения.
Показать возможность дополнения работы другим материалом
(снежинками, изготовленными при помощи фигурного
дырокола).
Вызвать у детей положительный эмоциональный настрой,
ощущение наступающего праздника.
Практика:
Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки
пластилина от куска и скатывать из них шарики.
Развивать умение надавливающим движением указательного
пальца размазывать пластилиновый шарик в виде звёздочки.
Продолжать учить использовать несколько цветов пластилина.
Развивать чувство ритма и умение располагать «звёзды» по всей
основе.
Развивать согласованность в работе обеих рук.
20
20. «Зимний наряд для
куклы»
Практика:
Продолжать знакомить детей с пластилином и его свойствами.
Закреплять умение детей самостоятельно раскладывать
пластилиновые шарики друг за другом на линии.
Развивать чувство ритма, согласованность в работе обеих рук.
Формировать интерес к работе с пластилином.
Развивать мелкую моторику.
ФЕВРАЛЬ – Тема: «Скоро кончится зима»
21. «Рябинка для снегиря»
22. «Снеговик»
23. «Самолет»
24. «Звёздное небо»
Практика:
Продолжать знакомить детей с пластилином и его свойствами.
Развивать умение создавать композицию на основе готовых
элементов.
Закреплять умение детей отщипывать маленькие кусочки
пластилина от основного куска, учить располагать
пластилиновые шарики по схеме.
Развивать умение прикреплять готовые шарики на плоскость
путём равномерного придавливания по поверхности основы.
Воспитывать бережное отношение к пернатым друзьям.
Развивать глазомер.
Практика:
Продолжать учить отщипывать маленькие кусочки от большого
и скатывать их в шарик большим и указательным пальцами.
Развивать умение прикреплять шарики к основе, заполняя ими
заданное пространство.
Развивать умение координировать работу глаз и рук.
Продолжать обучать работе с несколькими цветами пластилина.
Формировать у детей эмоциональную отзывчивость на события,
происходящие в определённое время года.
Формировать чувство удовлетворения от хорошо выполненной
поделки.
Практика:
Продолжать обучать детей отщипывать маленькие кусочки
пластилина от основного куска.
Закреплять умение создавать композицию на основе готовых
элементов.
Развивать умение располагать пластилиновые шарики по схеме.
Продолжать обучать прикреплять готовые шарики на плоскость
путём равномерного придавливания по поверхности основы.
Воспитывать внимание, усидчивость.
Практика:
Развивать умение передавать образ звёздного неба посредством
пластилинографии.
Упражнять в навыках работы с пластилином, изображая
картинку на горизонтальной поверхности.
Продолжать обучение прикреплять шарик к основе, приёмом
размазывания заполнять пространство.
Развивать чувство ритма и умение располагать «звёзды» по всей
основе.
Развивать согласованность в работе обеих рук.
Развивать композиционное и пространственное восприятие.
21
МАРТ – Тема: Весна красна
25. «Букет для мамочки»
26. «Красивые туфельки»
27. «Яркое солнышко»
28. «Клубочки для котят»
29. «Улитка»
Практика:
Упражнять детей в создании композиции на основе готовых
элементов.
Закреплять умение отщипывать маленькие кусочки пластилина
от основного куска.
Продолжать обучать скатывать шарики кругообразными
движениями между пальчиками.
Обучать детей прикреплять готовые шарики на плоскость путём
равномерного их придавливания по поверхности основы.
Показать возможность использования в работе с пластилином
дополнительных материалов.
Развивать чувство ритма, согласованность в работе обеих рук.
Практика:
Продолжать знакомить детей с пластилином и его свойствами;
учить отщипывать маленькие кусочки от большого и скатывать
их в шарик большим и указательным пальцами.
Закреплять умение надавливать указательным пальцем на
пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе.
Развивать у детей интерес к изображению с помощью
пластилина животных на горизонтальной поверхности.
Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
Практика:
Продолжать знакомить детей с пластилином и его свойствами.
Учить прикреплять скатанные шарики к основе.
Показать возможность работы с несколькими цветами
пластилина.
Воспитывать отзывчивость (готовим угощение для зайки).
Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином
Практика:
Продолжать знакомить детей с пластилином и его свойствами.
Упражнять в отщипывании маленького кусочка от большого и
скатывания его в шарик.
Закреплять умение детей самостоятельно раскладывать
пластилиновые шарики друг за другом на линии.
Развивать чувство ритма, согласованность в работе обеих рук.
Формировать интерес к работе с пластилином.
АПРЕЛЬ – Тема: Цветущая весна
Практика:
Показать возможность, использованная нескольких цветов
пластилина.
Продолжать учить детей соединять два пластилиновых жгутика
разных цветов в один, отщипывать от него маленькие кусочки и
скатывать из них шарики большим и указательным пальцами.
Развивать умение надавливающим движением указательного
пальца на пластилиновый шарик прикреплять его к основе.
Развивать умение располагать пластилиновые шарики в
определённой части изображения.
Формировать интерес к работе с пластилином.
22
30. «Курочка с цыплятами»
Практика:
Учить анализировать строение предмета, форму и размер
отдельных его частей.
Закрепить умение преобразовывать шарообразную форму в
овальную.
Продолжать осваивать некоторые операции: выгибать готовую
форму в дугу, оттягивать части и придумывать им нужную
форму (хвост утенка).
Развивать чувство формы и композиции.
Г, Н, Давыдова «Пластилинография для малышей»-стр.45
Практика:
Закрепить умение отщипывать маленькие кусочки от большого
и скатывать их в шарик большим и указательным пальцами,
надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик,
прикрепляя его к основе.
Продолжать учить создавать композицию на основе готовых
элементов.
Закрепить умение выкладывать скатанные шарики согласно
схеме.
Продолжать учить детей использовать в работе несколько
цветов пластилина.
Практика:
Продолжать знакомить детей с пластилином и его свойствами.
Обучать использовать в своей работе несколько цветов
пластилина, смешивать цвета.
Закрепить приём надавливания.
Закреплять умение прикреплять шарик к основе в определённое
место.
Развивать мелкую моторику пальцев.
Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
МАЙ – Тема: «Скоро лето к нам придет»
31. «Пасха»
32. «Веточка вербы»
33. «Черепаха»
34. «Бабочки проснулись»
Практика:
Продолжать знакомить детей с пластилином и его свойствами.
Продолжать развивать умение раскатывать тонкий жгутик и
прикреплять его к основе.
Обучать умению использовать в работе несколько цветов
пластилина.
Показать возможность использования заготовок.
Приучать детей к усидчивости и аккуратности.
Практика:
Продолжать учить детей занимать определённое пространство.
Закреплять умение детей отщипывать маленькие кусочки
пластилина от основного куска, скатывать его кругообразными
движениями между пальчиками.
Формировать интерес к работе с пластилином.
Формировать интерес к работе с несколькими цветами
пластилина.
Приучать детей к усидчивости и аккуратности.
23
35. «"Божья коровка,
улети на небо"»
36. Мониторинг
заключительный
Практика:
Продолжать знакомить детей с пластилином и его свойствами.
Упражнять в умении прикреплять шарики к основе, заполняя
ими заданное пространство. Координировать работу глаз и рук.
Учить детей использовать несколько цветов пластилина.
Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
Практика:
Выполнение диагностических заданий
Дети 4-5 лет
Название темы
Цели и задачи
СЕНТЯБРЬ – Тема: «Осенние хлопоты»
1. Вводный
Практика:
мониторинг
Выполнение диагностических заданий
2. «Осеннее дерево»
Практика:
Развивать у детей эстетическое восприятие природы и учить
передавать посредством пластилинографии изображение
осеннего дерева.
Учить детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и
скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев.
Закрепить умение расплющивать шарики на всей поверхности
силуэта и размазывать их по поверхности сверху вниз.
Развивать образное восприятие.
Практика:
3. «Зелененький,
Продолжать учить детей передавать в работе форму, строение,
полосатенький,
характерные части известных им фруктов.
а в середке сладенький».
Закреплять умение раскатывать пластилин между ладонями
прямыми и округлыми движениями, оттягивать пальцами
нужные части предметов.
Учить использовать в работе дополнительные предметы для
передачи характерных признаков объектов.
Воспитывать навыки аккуратного обращения с пластилином.
4. «Овощи для засолки»
Практика:
Продолжать формировать умение раскатывать комочки
пластилина круговыми движениями ладоней.
Закреплять умение расплющивать шарики-помидоры,
произвольно располагать их по поверхности
ОКТЯБРЬ – Тема: «Что нам осень принесла»
5. «Дождик проказник»
Практика:
Продолжать знакомить детей с пластилином и его свойствами.
Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки
пластилина от основного куска, прикреплять шарик к основе.
Развивать умение надавливающим движением указательного
пальца размазывать пластилин на картоне в определённом
направлении на ограниченном пространстве.
Воспитывать отзывчивость
24
6. «Разные деревья»
7. «Подарки осени»
Практика:
Способствовать расширению знаний о многообразии
растительного мира.
Учить передавать в работе характерные особенности внешнего
строения разных деревьев посредством пластилинографии.
Продолжать знакомить детей со средствами выразительности в
художественной деятельности: цвет, материал, композиция.
Укреплять познавательный интерес к природе.
Практика:
8. «Ветка рябины»
9.«Кудряшки для овечки»
10.«Петя - петушок и его
друзья»
Закреплять знания детей о колорите осени, полученные в
процессе наблюдений за природой в осенний период времени.
Продолжать знакомить детей с натюрмортом. Учить оформлять
композицию из разных объектов, объединенных единым
содержанием.
Закреплять умения детей в работе с пластилином на плоскости.
Учить детей приему «вливания одного цвета в другой».
Воспитывать чувство любви к красоте родной природы.
Практика:
Закрепить умение отщипывать маленькие кусочки от большого
и скатывать их в шарик большим и указательным пальцами,
надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик,
прикрепляя его к основе.
Развивать чувство ритма.
Закреплять умения детей составлять предмет из отдельных
частей, располагая элементы (бусинки) близко друг к другу, в
определённом порядке, чередуя их по цвету.
Показать возможность использования в работе с пластилином
дополнительных материалов для декора.
Учить использовать в работе два цвета пластилина.
НОЯБРЬ - Тема: «Как красиво кругом»
Практика:
Продолжать знакомить детей с пластилином и его свойствами.
Продолжать обучать детей отщипывать маленькие кусочки
пластилина от куска и скатывать из них шарики,
надавливающим движением указательного пальца крепить их на
основу
Координировать работу глаз и рук.
Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином не
выходя за контур.
Развивать желание работать самостоятельно.
Практика:
Продолжать знакомить детей с пластилином и его свойствами.
Показать возможность использования нескольких цветов
пластилина.
Закрепить умение прикреплять скатанные шарики к основе и
размазывать их по поверхности.
Развивать чувство ритма.
Воспитывать интерес к природе и отображению впечатлений в
рисунке
25
11.«Цветик-семицветик для
моей мамочки».
12. «Украсим Кате чашку»
13. «Зимнее деревце»
Практика:
Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки
пластилина от куска и скатывать из них шарики,
надавливающим движением указательного пальца размазывать
пластилиновый шарик.
Развивать чувство ритма.
Развивать умения находить связи между формами реального и
изображаемого животного, передавать их природные
особенности и цвет.
Развивать согласованность в работе обеих рук.
Практика:
Закрепить умение отщипывать маленькие кусочки от большого
и скатывать их в шарик большим и указательным пальцами,
надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик,
прикрепляя его к основе.
Развивать чувство ритма.
Закреплять умения детей составлять предмет из отдельных
частей, располагая элементы (бусинки) близко друг к другу, в
определённом порядке, чередуя их по цвету.
Показать возможность использования в работе с пластилином
дополнительных материалов для декора.
Учить использовать в работе два цвета пластилина.26
ДЕКАБРЬ – Тема: «Встреча зимы»
14.«Пингвины на льдине»
Практика:
Продолжать учить детей отщипывать от большого куска
пластилина маленькие, скатывать их большим и указательным
пальцами в шарик.
Закреплять умение надавливать указа тельным пальцем на
пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе.
Развивать познавательный интерес к природе.
Развивать мелкую моторику.
Практика:
Продолжать учить детей соединять два пластилиновых жгутика
разных цветов в один (для создания дополнительного эффекта),
отщипывать от него маленькие кусочки и скатывать их в шарик
большим и указательным пальцами.
Продолжать развивать приём размазывания в разные стороны
пластилиновых шариков, создавать изображения «хвоинок».
Формировать интерес к работе с пластилином.
Укреплять познавательный интерес к природе.
Показать возможность дополнения работы другим материалом
(снежинками, изготовленными при помощи фигурного
дырокола).
26
15.«Украсим платье Кате»
Практика:
Продолжать знакомить детей с пластилином и его свойствами.
Развивать внимание, усидчивость.
Развивать умение прикреплять шарики к основе по
предложенной схеме.
Развивать внимание, усидчивость.
Предоставить детям возможность самостоятельно выбрать цвет
пластилина для работы.
Создать у детей радостное настроение, предвкушение
приближающегося праздника Нового года.
Практика:
Продолжать знакомить детей с пластилином и его свойствами;
учить отщипывать маленькие кусочки от большого и скатывать
их в шарик большим и указательным пальцами.
Развивать умение прикреплять шарики к основе, заполняя ими
заданное пространство.
Учить координировать работу глаз и рук;
Показать возможность работы с несколькими цветами
пластилина.
Создать у детей праздничное настроение.
ЯНВАРЬ – Тема: «Новогодние радости»
16.«Вырастала ёлка на
горе»
17.«Ёлочная игрушка».
18.«Снеговик»
19.«Ёжик»
Практика:
Развивать умение прикреплять скатанные шарики к основе,
ритмично располагая их по всей поверхности изображения.
Показать возможность дополнения работы другим материалом
(снежинками, изготовленными при помощи фигурного
дырокола).
Вызвать у детей положительный эмоциональный настрой,
ощущение наступающего праздника.
Практика:
Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки
пластилина от куска и скатывать из них шарики.
Развивать умение надавливающим движением указательного
пальца размазывать пластилиновый шарик в виде звёздочки.
Продолжать учить использовать несколько цветов пластилина.
Развивать чувство ритма и умение располагать «звёзды» по всей
основе.
Развивать согласованность в работе обеих рук.
Практика:
Продолжать знакомить детей с пластилином и его свойствами.
Закреплять умение детей самостоятельно раскладывать
пластилиновые шарики друг за другом на линии.
Развивать чувство ритма, согласованность в работе обеих рук.
Формировать интерес к работе с пластилином.
Развивать мелкую моторику.
27
20. «Чудо хохлома»
Практика:
Воспитывать интерес и продолжать знакомить детей с
народными промыслами.
Учить оформлять объемную плоскость элементами узора
хохломской росписи, выполняя работу в технике
«пластилинография».
Закрепить знания детей о цветовой гамме и элементах
хохломской росписи: ягоды, цветы, завиток травки.
4. Развивать глазомер, мелкую моторику ру
ФЕВРАЛЬ – Тема: Праздник у наших пап»
21.«Красивая салфетка»
22.«Облака»
23.«Галстук для папы»
Практика:
Продолжать знакомить детей с пластилином и его свойствами.
Развивать умение создавать композицию на основе готовых
элементов.
Закреплять умение детей отщипывать маленькие кусочки
пластилина от основного куска, учить располагать
пластилиновые шарики по схеме.
Развивать умение прикреплять готовые шарики на плоскость
путём равномерного придавливания по поверхности основы.
Воспитывать бережное отношение к пернатым друзьям.
Развивать глазомер.
Практика:
Продолжать учить отщипывать маленькие кусочки от большого
и скатывать их в шарик большим и указательным пальцами.
Развивать умение прикреплять шарики к основе, заполняя ими
заданное пространство.
Развивать умение координировать работу глаз и рук.
Продолжать обучать работе с несколькими цветами пластилина.
Формировать у детей эмоциональную отзывчивость на события,
происходящие в определённое время года.
Формировать чувство удовлетворения от хорошо выполненной
поделки.
Практика:
Продолжать обучать детей отщипывать маленькие кусочки
пластилина от основного куска.
Закреплять умение создавать композицию на основе готовых
элементов.
Развивать умение располагать пластилиновые шарики по схеме.
Продолжать обучать прикреплять готовые шарики на плоскость
путём равномерного придавливания по поверхности основы.
Воспитывать внимание, усидчивость.
28
24.«Узоры на окнах»
Практика:
Развивать умение передавать образ звёздного неба посредством
пластилинографии.
Упражнять в навыках работы с пластилином, изображая
картинку на горизонтальной поверхности.
Продолжать обучение прикреплять шарик к основе, приёмом
размазывания заполнять пространство.
Развивать чувство ритма и умение располагать «звёзды» по всей
основе.
Развивать согласованность в работе обеих рук.
Развивать композиционное и пространственное восприятие.
МАРТ – Тема: «У мамы тоже праздник»
25.«Веточка мимозы в
подарок маме»
26.«Солнышко проснулось,
деткам улыбнулось»
27.«Бусы для Люси»
28.«Клубочки для котёнка»
Практика:
Упражнять детей в создании композиции на основе готовых
элементов.
Закреплять умение отщипывать маленькие кусочки пластилина
от основного куска.
Продолжать обучать скатывать шарики кругообразными
движениями между пальчиками.
Обучать детей прикреплять готовые шарики на плоскость путём
равномерного их придавливания по поверхности основы.
Показать возможность использования в работе с пластилином
дополнительных материалов.
Развивать чувство ритма, согласованность в работе обеих рук.
Практика:
Продолжать знакомить детей с пластилином и его свойствами;
учить отщипывать маленькие кусочки от большого и скатывать
их в шарик большим и указательным пальцами.
Закреплять умение надавливать указательным пальцем на
пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе.
Развивать у детей интерес к изображению с помощью
пластилина животных на горизонтальной поверхности.
Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
Практика:
Продолжать знакомить детей с пластилином и его свойствами.
Учить прикреплять скатанные шарики к основе.
Показать возможность работы с несколькими цветами
пластилина.
Воспитывать отзывчивость (готовим угощение для зайки).
Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином29
Практика:
Продолжать знакомить детей с пластилином и его свойствами.
Упражнять в ощипывании маленького кусочка от большого и
скатывания его в шарик.
Закреплять умение детей самостоятельно раскладывать
пластилиновые шарики друг за другом на линии.
Развивать чувство ритма, согласованность в работе обеих рук.
Формировать интерес к работе с пластилином.
АПРЕЛЬ – Тема: «Весенние чудеса»
29
29. «Чудо - домик»
30.«Звездное небо»
31.«Черепаха»
32. «Одуванчики – цветы,
словно солнышки желты»
33. «Салют».
Практика:
Показать возможность, использованная нескольких цветов
пластилина.
Продолжать учить детей соединять два пластилиновых жгутика
разных цветов в один, отщипывать от него маленькие кусочки и
скатывать из них шарики большим и указательным пальцами.
Развивать умение надавливающим движением указательного
пальца на пластилиновый шарик прикреплять его к основе.
Развивать умение располагать пластилиновые шарики в
определённой части изображения.
Формировать интерес к работе с пластилином.
Практика:
Учить анализировать строение предмета, форму и размер
отдельных его частей.
Закрепить умение преобразовывать шарообразную форму в
овальную.
Продолжать осваивать некоторые операции: выгибать готовую
форму в дугу, оттягивать части и придумывать им нужную
форму (хвост утенка).
Развивать чувство формы и композиции.
Практика:
Закрепить умение отщипывать маленькие кусочки от большого
и скатывать их в шарик большим и указательным пальцами,
надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик,
прикрепляя его к основе.
Продолжать учить создавать композицию на основе готовых
элементов.
Закрепить умение выкладывать скатанные шарики согласно
схеме.
Продолжать учить детей использовать в работе несколько
цветов пластилина.
Практика:
Продолжать знакомить детей с пластилином и его свойствами.
Обучать использовать в своей работе несколько цветов
пластилина, смешивать цвета.
Закрепить приём надавливания.
Закреплять умение прикреплять шарик к основе в определённое
место.
Развивать мелкую моторику пальцев.
Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.30
МАЙ – Тема: «Скоро лето»
Практика:
Продолжать знакомить детей с пластилином и его свойствами.
Продолжать развивать умение раскатывать тонкий жгутик и
прикреплять его к основе.
Обучать умению использовать в работе несколько цветов
пластилина.
Показать возможность использования заготовок.
Приучать детей к усидчивости и аккуратности.
30
34. «Радуга-дуга не давай
дождя»
35. «Рыбки в аквариуме»
36. Мониторинг
заключительный
Практика:
Продолжать учить детей занимать определённое пространство.
Закреплять умение детей отщипывать маленькие кусочки
пластилина от основного куска, скатывать его кругообразными
движениями между пальчиками.
Формировать интерес к работе с пластилином.
Формировать интерес к работе с несколькими цветами
пластилина.
Приучать детей к усидчивости и аккуратности.
Практика:
Продолжать знакомить детей с пластилином и его свойствами.
Упражнять в умении прикреплять шарики к основе, заполняя
ими заданное пространство. Координировать работу глаз и рук.
Учить детей использовать несколько цветов пластилина.
Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
Практика:
Выполнение диагностических заданий
1.4. Планируемые результаты освоения программы
«Пластилиновый мир»
Пластилинография
способствует
освоению
образовательной
программы. К концу года дети реализуют познавательную активность.
Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую
направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный
опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и
явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в
долговременной памяти.
Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их,
применять первые варианты обобщения.
В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе
обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином
ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация
деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое
подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком
речи окружающих.
Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками,
пальчиковыми играми.
У детей появляются первые элементарные математические представления о
счете, размере, величине.
Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из
центральных мест в работе с детьми по пластилинографии.
У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев.
Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и
подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать
необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.
31
Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами
через тактильные ощущения. На занятиях кружка происходит реализация
впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном
творчестве. Дети к концу года должны иметь представление: о разнообразии
пластических материалов (пластилин, пластилиновое тесто) и их свойствах
(пластичность, вязкость), владеть доступными приемами лепки, аккуратно
пользоваться материалами.
Результаты освоения программы представлены в виде следующих
целевых ориентиров:
1. Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для
занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально
опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить
сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы
и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют
уточнить уже усвоенные ими знания, расширить их, применять первые
варианты обобщения.
2. В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе
обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином
ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация
деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое
подражание, формирование и активизации словаря.
3. Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками,
пальчиковыми играми.
4. Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из
центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. В младшей
группе происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма,
величина.
5. У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев.
Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и
подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать
необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта
ребенка.
6. Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами
через тактильные ощущения. На занятиях кружка происходит реализация
впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном
творчестве.
7. Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в
конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила
рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения
пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная
нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват
мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют
самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе,
длительности, направленности и др.
32
8. Дети познакомятся с жанром изобразительного искусства пейзажем,
посредством пластилинографии. Совершенствуют умение анализировать
форму предмета, объяснять связь между пластической формой и способом
лепки; по итогам освоения программы творческой мастерской дети
свободно пользуются основными
приемами
пластилинографии
(надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание, разные виды
мазков), создавая выразительные образы хорошо знакомых предметов
окружающего мира. У детей разовьются пространственные представления
и композиционные навыки, разовьется образное мышление, умение
создавать образ, с опорой на жизненный опыт , при создании лепных
картин
смогут использовать узоры из декоративно- прикладного
искусства (гжель, городец..), пользуются для дополнения выразительности
подручным бросовым материалом
9. Разовьется мелкая моторика пальцев рук. Дети будут знать-правила
безопасной работы с разными ручными инструментами, материалами.
10. Появится интерес к работе пластилином на горизонтальной поверхности,
навыки аккуратного обращения с пластилином.
11. Дети будут стремиться доставить радость окружающим своей работой,
помочь другу.
2. Комплекс организационно-педагогических условий,
формы аттестации
2.1.
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Календарный учебный график на 2024-2025 учебный год
Основные характеристики
образовательного процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в I полугодии
Недель во II полугодии
Начало занятий
Выходные дни
36
36
1
36
16
20
02.09.2024г.
С 29.12.2024 по
08.01.2025
30.05.2025г.
Окончание учебного года
33
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Оборудование:
− столы для обучающихся соответствующей их возрасту и росту;
− стулья для обучающихся соответствующей из возрасту и росту;
− магнитная доска;
− шкаф (тумбочка, полочки, стеллаж) для хранения дидактических
материалов и наглядных пособий;
− магниты для крепления на доску;
− ноутбук для демонстрации иллюстративного материала;
− фотоаппарат для фотографирования работ.
Расходные материалы:
Пластилин восковой мягкий различных цветов
воздушный пластилин
гуашь
кисти синтетика
перманентный маркер
доска для лепки
стеки
фломастеры от 36 цв.
восковые мелки от 12 цв.
простой карандаш
ластик
клей: ПВА
картон не мелованный 0,5 мм.
бумажные салфетки 100 шт.
Салфетки влажные
Бросовый материал
Трафареты
Природный материал
Горох
Фасоль
веревочки
Кадровое обеспечение:
Педагог
–
Михеева
Светлана
Владимировна,
среднее
профессиональное образование, высшая квалификационная категория.
Также данная программа рекомендована педагогам дополнительного
образования, работающими с детьми дошкольного возраста.
Методические материалы
Рябкова. Н.В. «Пластилинография для малышей»
Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду»
34
Давыдова Г.Н. «Детский дизайн» Пластилинография
Давыдова Г.Н. Лепка из соленого теста в детском саду/Г.Н.Давыдова,
Никитина, А.В. Нетрадиционные техники лепки в детском саду А.В.
Никитина.
Лыкова И.А. «Я будущий скульптор».
Лыкова И.А. «Лепим с мамой. Азбука лепки»
Янушко Е.А. «Лепка с детьми раннего возраста»,
Шницкая И.О. Аппликация из пластилина
Колдина Д.Н. «Лепка и рисование с детьми 2-3 лет»,
Давыдова Г.Н. «Пластилинография для малышей», «Методические
рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду»
Основные приёмы:
Многообразие предметных форм требует применения различных приёмов
лепки.
Раскатывание - кусочек, положенный между ладонями или на доску и
прижатый ладонью, раскатывается прямолинейными движениями кистей
рук, удлиняется и приобретает цилиндрическую форму.
Скатывание - кусочек пластилина кругообразными движениями ладоней или
пальцами скатывается в шарик.
Оттягивание - слегка потянув щепоткой часть пластилина можно
сформировать часть изображения.
Заглаживание – требуется при изображении плоских и гладких поверхностей
– выполняется кончиками пальцев.
Сплющивание - наиболее применяемый приём - для этого шарик сдавливают
до формы лепёшки. Небольшие углубления и изгибы поверхности передают
вдавливанием - нажимом пальцев, стека или формирующих структуру
вспомогательных инструментов - трубочек,
зубчатых колесиков и т. п.
Прищипывание - осуществляется сжатием пальцев, собранных в щепотку, в
той части формы, где создаётся новая деталь.
Надавливание и размазывание - важно научить детей прилагать усилия
пальчиками.
Воспитатель показывает приёмы, а при необходимости берёт указательный
пальчик ребёнка и помогает нарисовать пластилиновую линию, поворачивает
пальчик в нужном направлении.
Основные направления размазывания – сверху вниз, слева направо.
Смешение цветов.
При создании лепной работы могут понадобится разнообразные цвета
пластилина и их оттенки. Для получения нужного оттенка можно соединять
пластилин различных цветов и сортов.
Помните об основных цветах: жёлтый, красный и синий. При их смешивании
получаются новые, производные тона. Смешав жёлтый с синим, получается
зелёный, жёлтый с красным – оранжевый, красный с синим – фиолетовый.
Смешивать одновременно более двух цветов не рекомендуется.
35
Таблица смешивания цветов:
Розовый (для лепки рук, ног, лица) = 1/5 красного + 4/5 белого
Темно-серый (для лепки волка) = 3/5 черного + 2/5 белого
Светло-серый (для лепки зайчика) = 7/8 белого + 1/8 черного
Салатовый (травянистый) = 1/2 зеленого + 1/2 желтого
Светло-зеленый(для листочков) = 1/3 желтого
Светло-зеленый(для листочков) = 1/3 желтого + 2/3 зеленого. Если добавить
1/5 белого, можно использовать для выполнения молодых листочков.
Фиолетовый = 1/3 красного + 3/3 синего.
Охра =1 желтого + 1/2 коричневого
Для получения разнообразных оттенков используют прием вливания одного
цвета в другой двумя способами:
1. смешать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно, а
потом размазывая их на поверхности.
2. несколько кусочков разноцветного пластилина, разминают, перемешивают
в одном шарике и используют.
- Подмешивание белого пластилина ослабляет влияние ярких цветов, делает
их более тусклыми, пастельными.
При смешивании матовых и флуоресцентных сортов получается пластилин
нового качества.
Составление пластилина нужного цвета - процесс трудоёмкий, но очень
интересный.
Руки на протяжении всей работы должны быть чистыми и теплыми.
Для подогрева пластилина и рук можно использовать пластиковую бутылку с
горячей водой.
Рекомендации по работе в технике «Пластилинография»
1. Твёрдый пластилин разогреть перед занятием в горячей воде (но не
заливать кипятком) .
2. Во избежание деформации картины в качестве основы следует
использовать плотный картон.
3. Основу перед началом работы покрывать скотчем. Это поможет избежать
появления жирных пятен (работать на скользкой поверхности легче и при
помощи стека проще снять лишний пластилин) .
4. На рабочем столе должна обязательно присутствовать доска или клеёнка,
салфетка для рук.
5. Покрытие пластилиновой картинки бесцветным лаком или лаком для
волос продлит ее "жизнь".
6. Для того чтобы придать поверхности блеск, перед заглаживанием
пластилина пальцы слегка смачивают в воде, но так, чтобы картонная основа
не размокла.
7. Чтобы поверхность картины выглядела шероховатой, используются
различные способы нанесения изображения рельефных точек, штрихов,
полосок, извилин или фигурных линий. Работать можно не только пальцами
рук, но и стеками.
36
8. В процессе занятия требуется выполнять минутные разминки и
физкультурные минутки.
Этапы создания картин
1. Подбор эскиза. Возможны следующие варианты: детям предлагается
готовый эскиз; эскиз выполнен педагогом после обсуждения с детьми;
каждый ребенок сам выполняет эскиз по собственному замыслу.
2. Перенос эскиза на основу (картон, ДВП, стекло и т.д.) детьми.
3. Подбор цвета пластилина, смешивание пластилина для получения
необходимых тонов.
4. Выполнение фона: выбор цвета неба, земли в соответствии с замыслом
картины; выбор приемов на несения пластилиновых мазков. Техника
нанесения мазков такова: от куска пластилина отрываем маленький, с
горошину, кусочек и, приложив его к основе, размазываем в нужном
направлении. Горизонтальное направление выбирается при передаче образа
спокойного неба, земли, круговое — при передаче образа кучевых облаков,
волн, наклонное — для изображения солнечных лучей. На места, в которых
будут располагаться персонажи и детали в технике мазка (деревья, кусты),
пластилин на этой стадии не наносится.
5. Создание картины начинаем с дальнего плана и постепенно продвигаемся
к ближнему плану. Художественные образы выполняются в двух техниках технике мазка и технике барельефа.
Работа на прозрачной плотной плёнке (обложки для тетрадей, пластиковой
основе):
1. Подобрать картинки (с раскрасок, детских книг) или нарисовать
самостоятельно.
2. Выбрать подходящую картинку и перевести её с помощью маркера на
пластиковую (клеёнчатую) основу.
3. Подобрать цвет пластилина, при необходимости намешать его оттенки.
4. Поверхность заполняется сначала с основных элементов (с рисунка, затем
заполняется фон.
Накладывать пластилин необходимо очень маленькими с горошинку
кусочками, затем постепенно разминая (размазывая) их пальцем по
поверхности. Следить за контуром рисунка и не выходить за его пределы.
5. Готовую работу переворачиваем, кладём на картонную основу, оформляем
в рамочку.
Пластилинография на пластиковых крышечках.
Пластилинография на цветном картоне.
Рисунки на пластилине:
1. На картон наносится тонкий слой пластилина, выравнивается стеком,
ножом или пальцами.
2. Затем рисунок процарапывается зубочисткой, заострённой палочкой или
стеком, как в технике граттаж.
Вся выполняемая работа ребенком, требует от взрослых (педагога,
родителей) внимания и поддержки.
37
Таким образом, данная разработка позволяет заметно улучшить
развитие мелкой моторики пальцев рук, координации движений рук,
глазомера; развитие психических процессов: мышление, внимание, память,
воображение, восприятие. Развитие творческих способностей, развитие
пространственной ориентации, сенсомоторной координации, развитие
художественного творчества и эстетических чувств.
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Диагностика осуществляется посредством наблюдения, которое
происходит в процессе индивидуальных и коллективных занятий.
Педагог оценивает следующие параметры.
1.Творческая активность
а) Повышенный интерес ,творческая активность — высокий уровень
б) Ребенок активен, есть интерес к данному виду деятельности, но выполняет
работу по указанию педагог — средний уровень
в) Ребенок не активен, выполняет работу без особого желания — низкий
уровень
2. Сенсорные способности
а) Форма передана точно. Разнообразие цветовой гаммы, передан реальный
цвет, выразительность изображения — высокий уровень
б) Есть незначительные искажения. Отступления от краски — средний
уровень
В) Форма не удалась. Безразличие к цвету, одноцветность — низкий уровень
3. Композиция
а) По всей плоскости листа соблюдается пропорциональность между
предметами — высокий уровень
б) На полосе листа с незначительными элементами — средний уровень
в) Не продуманно носит случайный характер — низкий уровень
4. Общая ручная умелость
а) Хорошо развита моторика рук, аккуратность — высокий уровень
б) Ручная умелость развита — средний уровень
в) Слабо развита моторика рук, требуется помощь — низкий уровень
5. Самостоятельность
а) Выполняет задания самостоятельно, без помощи. Ребенок самостоятельно
выбирает тему, замысел, умеет планировать свои действия, выбирает
выразительные средства, доводит начатое дело до конца — высокий уровень
б) Требует незначительная помощь — средний уровень
в) Выполняет задание с помощью педагога, необходима поддержка и
стимуляция — низкий уровень
6. Показатели технических навыков
* раскатывание
а) Выполняет самостоятельно — высокий уровень
б) Требуется небольшая помощь — средний уровень
в) Выполняет действия с помощью педагога — низкий уровень
38
* сплющивание
а) Выполняет самостоятельно — высокий уровень
б) Требуется небольшая помощь — средний уровень
в) Выполняет действия с помощью педагога — низкий уровень
* размазывание
а) Выполняет самостоятельно — высокий уровень
б) Требуется небольшая помощь — средний уровень
в) Выполняет действия с помощью педагога — низкий уровень
39
Список литературы
1. Рябкова. Н.В. «Пластилинография для малышей» Москва 2008г.
Издательство «Скрипторий 2003».
2. И.А.Лыкова "Изодеятельность в детском саду"
3. Давыдова Г.Н. «Детский дизайн» Пластилинография
4. Давыдова Г.Н. Лепка из соленого теста в детском саду/Г.Н.Давыдова,
Скрипторий, 2003. Никитина, А. В. Нетрадиционные техники лепки в
детском саду А.В. Никитина. – Каро, 200
5. Лыкова И.А. «Я будущий скульптор» .
6. Лыкова И.А. «Лепим с мамой. Азбука лепки
7. Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду», М,
издательство «Мозаика-Синтез», 2006г
8. Янушко Е.А. «Лепка с детьми раннего возраста», М. издательство
«Мозаика-Синтез», 2005г.
9. Шницкая И.О. Аппликация из пластилина Д.:Феникс, 2008.
10. Колдина Д.Н. «Лепка и рисование с детьми 2-3 лет», М, издательство
«Мозаика-Синтез». 2007г.
11. Комарова Т.С «Изобразительная деятельность в детском саду», М,
издательство «Мозаика-Синтез», 2006г.
12. Давыдова Г.Н. «Пластилинография для малышей», «Методические
рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду» под
редакцией М.А. Васильевой.
http://detsadmickeymouse.ru/load/detskoe_tvorchestvo/rabota_s_plastilinom/tekhn
ika_lepki_iz_ plastilina/29-1-0-2138
13. Давыдова Г.Н. «Пластилинография Животные и птицы», «Методические
рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду» под
редакцией М.А. Васильевой.
http://detsadmickeymouse.ru/load/detskoe_tvorchestvo/rabota_s_plastilinom/tekhn
ika_lepki_iz_ plastilina/29-1-0-2138
14.Буйлова Л.Н. Технология разработки и оценки качества дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ: новое время – новые
подходы. Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России,
2015. – 272 с.
15. Буйлова Л.Н. Методические рекомендации по разработке и оформлению
дополнительных
общеразвивающих
программ.
http://yunnat01.gov67.ru/files/447/mr-dop 2019.pdf#page=1&zoom=auto,-174,848
40