Содержание
1. Комплекс основных характеристик программы «Пластилиновый мир»…..3
1.1. Пояснительная записка……………………………………………………....3
1.2. Цели и задачи реализации программы……………………………….……..5
1.3. Содержание программы……………………………………………………..6
1.4. Планируемые результаты…………………………………………………..31
2. Комплекс организационно-педагогических условий, формы
аттестации………………………………………………………………………..31
2.1. Календарный учебный график……………………………………….…….32
2.2. Условия реализации программы……………………………………….…..32
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы…………….……..33
3. Список литературы………………………………………………………..…..37
2
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1.Пояснительная записка
Общеразвивающая программа дополнительного образования «Мир
ощущений» относится к социально-гуманитарнойнаправленности.
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Мир
ощущений» на основе игрового пособия «Дары Фребеля» разработана в
соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – ФЗ).
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. №996-р).
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
5. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее – Порядок);
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30
сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации» от 9 ноября 2018 г. №196;
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
10. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года».
3
Актуальность программы:
При использовании дидактического материала «Дары Фрёбеля», у
детей развиваются социальные и коммуникативные умения, мелкая
моторика, познавательно-исследовательская деятельность и логические
способности; формируются элементарные математические умения..
Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары
Фрёбеля» в соответствии с ФГОС ДО открывает новые возможности
использования данного игрового набора в процессе реализации
образовательных программ дошкольного образования.
Комплект легко согласовывается с любой
образовательной
программой ДОУ. Также он может найти применение при работе с
авторскими методиками развития и воспитания дошкольников в различных
организациях, оказывающих образовательные услуги, и в процессе
семейного воспитания.
Комплект является составной частью развивающей предметнопространственной образовательной среды. Его структура и содержание
разработаны в соответствии с принципом реализации ведущей игровой
деятельности в дошкольном возрасте и личностно-ориентированного
подхода в развитии и воспитании ребенка.
Работа с комплектом создает условия для организации как совместной
деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой,
продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей.
Программа разработана для детей от 4 до 7 лет.
Режим занятий
Продолжительность одного академического часа:
- дети с 4-5 лет – 20 мин.
- дети с 5-6 лет – 25 мин.
- дети с 6-7 лет – 30 мин.
Общее количество часов в неделю – 1 час.
Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Объем и срок освоения программы
Срок реализации программы: 3 года.
Срок освоения модуля: 9 месяцев (с 01 сентября по 31 мая).
Режим организации занятий- 4 раза в месяц.
Объем общеразвивающей программы – 108 часов.
Формы организации деятельности
1.Групповая.
2.Подгрупповая.
3.Индивидуальная.
4
Формы
подведения
итогов
реализации
дополнительной
общеобразовательной программы «Мир ощущений»:
1. Отчет руководителя кружка: открытые показы проведения игр с детьми
для образовательного сообщества.
2. Оформление развивающей среды в группе.
3. Мастер-класс.
1.2. Цель и задачи реализации программы:
ЦЕЛЬ:
Обеспечение условий для построения целостного педагогического процесса,
направленного на полноценное всестороннее развитие ребёнка, и
обеспечение возможности для реализации игровой, познавательной,
исследовательской и творческой активности детей дошкольного возраста в
образовательной организации, экспериментировании с доступными детям
материалами двигательной активности, в том числе развитие крупной и
мелкой моторики, участия в подвижных играх, эмоциональное благополучие
детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
возможность самовыражения детей.
ЗАДАЧИ:
Обучающие:
формировать первичные представления о свойствах и объектах
окружающего мира;
обучать умению действовать по зрительному образцу, словесной
инструкции;
активизировать устную речь, развивать коммуникативные навыки.
Развивающие:
развивать внимание, восприятие, память, логическое мышление,
наблюдательность;
способствовать развитию восприятия цвета, формы, величины,
размера;
развивать способность анализировать, сравнивать, выделять
характерные,
существенные
признаки
предметов,
делать
умозаключения.
Воспитательные:
реализовать самостоятельную творческую деятельность;
формировать благоприятный психологический климат группы;
воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку
заниматься вместе.
5
1.3. Содержание программы:
Учебный план
первый год обучения (дети от 4 до 5 лет)
№
Название темы
Количество часов
п/п
Всего
Теория Практика
1 Знакомство с новыми
1
1
«Дарами Фрёбеля»
2 Знакомство с новыми
1
1
«Дарами Фрёбеля»
3 «Светофор»
1
1
Форма контроля
Наблюдение
Наблюдение
Взаимоанализ
4
«Что в мешочке?»
1
-
1
Взаимоанализ
5
1
-
1
Взаимоанализ
6
« Путешествие
Колобка»
«Три поросенка»
1
-
1
Взаимоанализ
7
«Лови-лови»
1
-
1
Взаимоанализ
8
«У нас в квартире»
1
-
1
Взаимоанализ
9
«Волшебный
мешочек»
«Теремок из кубов»
1
-
1
Взаимоанализ
1
-
1
Взаимоанализ
«Воздушный
футбол»
«Хозяюшка»
1
-
1
Взаимоанализ
1
-
1
Взаимоанализ
«Весёлый и
грустный»
«Угадай песню»
1
-
1
Взаимоанализ
1
-
1
Взаимоанализ
1
-
1
Взаимоанализ
16
«Обводим глазками
фигуры»
«Украшаем ёлку»
1
-
1
Выставка
17
«Зеркало»
1
-
1
Взаимоанализ
18
«Что было раньше»
1
-
1
Взаимоанализ
19
«Спрятанная
игрушка»
«За окном»
1
-
1
Взаимоанализ
1
-
1
Взаимоанализ
10
11
12
13
14
15
20
6
1
-
1
Взаимоанализ
22
«Приглашаем в
гости»
«В лес»
1
-
1
Взаимоанализ
23
«Веселая карусель»
1
-
1
Взаимоанализ
24
«Золушка»
1
-
1
Взаимоанализ
25
1
-
1
Взаимоанализ
26
«Волшебный
мешочек»
«Умею-не умею»
1
-
1
Взаимоанализ
27
«Магазин»
1
-
1
Взаимоанализ
28
«Пианино»
1
-
1
Взаимоанализ
29
1
-
1
Взаимоанализ
30
«Мышки, берегите
хвостик»
«Космос»
1
-
1
Выставка
31
«Аукцион»
1
-
1
Взаимоанализ
32
«Ручеёк»
1
-
1
Взаимоанализ
33
«Весёлый и
грустный»
«Золушка»
1
-
1
Взаимоанализ
1
-
1
Взаимоанализ
«Одного поля ягоды»
1
1
-
1
1
Взаимоанализ
Открытые
показы
проведения игр с
детьми
образовательном
у сообществу
36
2
34
21
34
35
36
Учебный план
второй год обучения (дети от 5 до 6 лет)
№
Название темы
Количество часов
Форма контроля
п/п
Всего Теория Практика
1 Знакомство с
1
1
Наблюдение
новыми «Дарами
Фрёбеля»
2 «Дорожное
1
1
Наблюдение
7
3
движение»
«Небоскреб»
1
-
1
Взаимоанализ
4
«Боулинг»
1
-
1
Взаимоанализ
5
«Лови-лови»
1
-
1
Взаимоанализ
6
«В мире фигур»
1
-
1
Взаимоанализ
7
«Бабочки»
1
-
1
Выставка
8
«Хозяюшка»
1
-
1
Взаимоанализ
9
«Вверх дном»
1
-
1
Взаимоанализ
10
«Гномы и
великаны»
«Морские
обитатели»
«Украшаем ёлку»
1
-
1
Взаимоанализ
1
-
1
Выставка
1
-
1
Выставка
1
-
1
Взаимоанализ
14
«Что было
раньше?»
«За окном»
1
-
1
Взаимоанализ
15
«Путешествие»
1
-
1
Взаимоанализ
16
«Джунгли»
1
-
1
Взаимоанализ
17
«В лес»
1
-
1
Взаимоанализ
18
«Золушка»
1
-
1
Взаимоанализ
19
«Для чего ещё?»
1
-
1
Взаимоанализ
20
«Шаровая молния»
1
-
1
Взаимоанализ
21
«Умею - не умею»
1
-
1
Взаимоанализ
22
«Пианино»
1
-
1
Взаимоанализ
23
1
-
1
Взаимоанализ
24
«Одного поля
ягоды»
«Костерок»
1
-
1
Взаимоанализ
25
«Аукцион»
1
-
1
Взаимоанализ
11
12
13
8
26
«Космос»
1
-
1
Взаимоанализ
27
1
-
1
Взаимоанализ
28
«Путешествие по
городам»
«Волшебный мяч»
1
-
1
Взаимоанализ
29
«Волшебники»
1
-
1
Взаимоанализ
30
1
-
1
Взаимоанализ
31
«Поможем
лягушке»
«Большая стирка»
1
-
1
Взаимоанализ
32
«Сборщики»
1
-
1
Взаимоанализ
33
«Пчёлы и змеи»
1
-
1
Взаимоанализ
34
«Пир на весь мир»
1
-
1
Взаимоанализ
35
36
«Верёвочка»
«Сборщики»
1
1
-
1
1
Взаимоанализ
Открытые показы
проведения игр
образовательному
сообществу.
Мастер-класс
36
2
34
Учебный план
третий год обучения (дети от 6 до 7 лет)
№
Название темы
Количество часов
Форма контроля
п/п
Всего Теория Практика
1 «Настроение»
1
1
Взаимоанализ
1
1
-
Взаимоанализ
1
1
-
Взаимоанализ
1
-
1
Взаимоанализ
5
«Капризная
принцесса»
«Дорожное
движение»
«Туристический
автобус»
«Небоскрёб»
1
-
1
Взаимоанализ
6
«Три медведя»
1
-
1
Взаимоанализ
7
«Боулинг»
1
-
1
Взаимоанализ
8
«Пароход»
1
-
1
Взаимоанализ
2
3
4
9
9
«Я – змея»
1
-
1
Взаимоанализ
10
«Три поросёнка»
1
-
1
Взаимоанализ
11
«Ловец жемчуга»
1
-
1
Взаимоанализ
12
«У нас в квартире»
1
-
1
Взаимоанализ
13
«В мире фигур»
1
-
1
Взаимоанализ
14
«Фанты»
1
-
1
Взаимоанализ
15
«Бабочки»
1
-
1
Выставка
16
«Тайные агенты»
1
-
1
Взаимоанализ
17
1
-
1
Взаимоанализ
18
«Волшебный
мешочек»
«На лугу»
1
-
1
Взаимоанализ
19
«Итальянское кафе»
1
-
1
Взаимоанализ
20
«Хозяюшка»
1
-
1
Взаимоанализ
21
«Вверх дном»
1
-
1
Взаимоанализ
22
«Аэропорт»
1
-
1
Взаимоанализ
23
«Путаница»
1
-
1
Взаимоанализ
24
«Гном и великаны»
1
-
1
Взаимоанализ
25
«Весёлый и
грустный»
«Угадай песню»
1
-
1
Взаимоанализ
1
-
1
Взаимоанализ
1
-
1
Взаимоанализ
28
«Обводим
глазками»
«Украшаем ёлку»
1
-
1
Выставка
29
«Ручеёк»
1
-
1
Взаимоанализ
30
«Знаки дорожного
движения»
«Морские
обитатели»
«Экскурсия в
музей»
1
-
1
Взаимоанализ
1
-
1
Выставка
1
-
1
Взаимоанализ
26
27
31
32
10
33
«Зеркало»
1
-
1
Взаимоанализ
34
35
«Красная Шапочка»
«Спрятанная
игрушка»
«Волшебники»
«Живая шляпа»
1
1
-
1
1
Взаимоанализ
Взаимоанализ
1
1
-
1
1
Взаимоанализ
Открытые показы
проведения игр
образовательному
сообществу.
Мастер-класс
37
3
34
36
37
Содержание учебного - тематического плана
первый год обучения ( дети от 4 до 5 лет)
№
п/п
Название темы
Содержание учебного
материала, виды
практической работы
Количество
часов
Сентябрь
1
2
3
4
Знакомство с новыми Теория:
«Дарами Фрёбеля»
знакомство
с
цветами,
первичное
понимание
формы
Знакомство с новыми Теория:
«Дарами Фрёбеля»
знакомство с формами и
свойствами
предметов,
развитие исследовательских
навыков
«Светофор»
Практика:
формирование
основ
безопасного поведения на
улице
«Что в мешочке?»
Практика:
развивать
сенсорные
навыки,
элементарные
математические
представления,
развивать
восприятие,
мышление,
внимание, память
1
1
1
1
11
Октябрь
5
« Путешествие
Колобка»
6
«Три поросенка»
7
«Лови-лови»
8
«У нас в квартире»
9
«Волшебный
мешочек»
10
11
12
Практика: приобщение к
художественной литературе,
развитие
воображения,
мышления, речи
Практика: приобщение к
художественной литературе,
научить
эмоциональновыразительно
отображать
характер героев сказки
Практика:
учить
координации
движений,
развивать
двигательную активность,
развивать
игровую
деятельность
Практика:
формирование
основ
безопасного поведения в
быту,
первичных
представлений об объектах
окружающего мира
Ноябрь
1
Практика:
развитие
сенсорных
навыков и познавательноисследовательской
деятельности,
развитие
элементарных
математических
представлений
«Теремок из кубов»
Практика:
знакомить с названиями
геометрической фигуры куб,
научить складывать теремок
«Воздушный футбол» Практика:
учить придавать движение
шарику
,развивать
координацию движений
«Хозяюшка»
Практика:
развивать
интерес
к
совместным
играм,
формировать
первичные
1
1
1
1
1
1
1
12
представления о свойствах
объектов (цвете, форме,
размере)
Декабрь
13
«Весёлый и
грустный»
14
«Угадай песню»
15
«Обводим глазками
фигуры»
16
«Украшаем ёлку»
17
«Зеркало»
18
«Что было раньше»
19
«Спрятанная
игрушка»
Практика:
формирование первичных
представлений о себе и
других
людях,
эмоциональных состояниях,
настроении
Практика:
формирование восприятия
музыки
и
простейших
исполнительных навыков в
области пения
Практика:
развитие
координации
движений,
крупной
и
мелкой моторики обеих рук
Практика:
становление эстетического
отношения к окружающему
миру, формирование у детей
интереса
к
изобразительному
творчеству
Январь
1
Практика:
развитие
общения
и
взаимодействия ребенка со
сверстниками, воображения,
творческой активности
Практика:
обогащение
активного словаря, развитие
фантазии
Практика:
развитие
общения
и
взаимодействия ребенка со
взрослыми и сверстниками,
развитие
координации
движений,
крупной
и
мелкой моторики
1
1
1
1
1
1
13
20
«За окном»
Практика:
развитие любознательности,
воображения, знакомство с
основами композиции
Февраль
1
21
«Приглашаем в
гости»
1
22
«В лес»
23
«Веселая карусель»
24
«Золушка»
Практика:
развитие
общения
и
взаимодействия ребенка со
сверстниками, воображения,
творческой активности
Практика:
становление эстетического
отношения к окружающему
миру природы, развитие
любознательности,
формирование
основ
безопасности в природе
Практика:
развитие
координации
движений,
крупной
и
мелкой моторики обеих рук
Практика:
развитие
интереса
к
совместным
играм,
формирование первичных
представлений о свойствах
объектов
окружающего
мира
Март
25
«Волшебный
мешочек»
1
26
«Умею-не умею»
Практика:
развитие
сенсорных
навыков и познавательноисследовательской
деятельности,
развитие
элементарных
математических
представлений
Практика:
становление
ценностей
здорового образа жизни,
развитие
координации
движений,
крупной
и
мелкой моторики обеих рук,
1
1
1
1
14
27
«Магазин»
28
«Пианино»
29
«Мышки, берегите
хвостик»
30
«Космос»
31
«Аукцион»
32
«Ручеек»
развитие
грамматически
правильной речи
Практика:
формирование первичных
представлений
о
профессиях,
позитивных
установок к различным
видам труда и творчества,
развитие мелкой моторики,
воображения,
творческой
активности.
Практика:
развивать
музыкальносенсорное
восприятие,
учить
вслушиваться,
выделять,
различать,
сравнивать
музыкальные
звуки,
контрастные
по
высоте
Апрель
Практика:
овладение
подвижными
играми
с
правилами,
развитие
общения
и
взаимодействия ребенка со
взрослыми и сверстниками,
развитие
координации
движений
Практика:
формирование
представлений об объектах
окружающего
мира,
обучение
умению
выразительно
передавать
образы окружающего мира,
развитие воображения
Практика:
учить владеть речью как
средством общения
Практика:
развитие и обогащение
умений импровизировать с
простейшими музыкально-
1
1
1
1
1
1
15
художественными образами
в музыкальных играх и
танцах
Май
«Весёлый и
грустный»
Практика:
34
«Золушка»
35
«Одного поля ягоды»
36
«Пианино»
Практика:
развитие
интереса
к
совместным
играм,
формирование первичных
представлений о свойствах
объектов
окружающего
мира
Практика:
развитие представлений об
объектах
окружающего
мира,
мире
природы,
развитие
сенсорных
навыков и познавательноисследовательской
деятельности, расширение
кругозора,
развитие
речевого творчества
Практика:
развивать
музыкальносенсорное
восприятие,
учить
вслушиваться,
выделять,
различать,
сравнивать
музыкальные
звуки,
контрастные
по
высоте
Итого:
33
формирование первичных
представлений о себе и
других
людях,
эмоциональных состояниях,
настроении
1
1
1
36 часов
второй год обучения (дети от 5 до 6 лет)
16
№
п/п
Название темы
Содержание учебного
материала, виды
практической работы
Количество
часов
Сентябрь
Знакомство с новыми Теория:
«Дарами Фрёбеля»
знакомство с формами и
свойствами
предметов,
развитие исследовательских
навыков
«Дорожное
Теория:
движение»
усвоение норм, принятых в
обществе,
формирование
основ
безопасного
поведения на улице
«Небоскреб»
Практика:
развитие
диалогической
речи,
коммуникативных
навыков,
умения
сотрудничать,
договариваться
друг
с
другом, развитие навыков
планирования
«Боулинг»
Практика:
формирование
начальных
представлений о некоторых
видах
спорта,
развитие
координации
движений,
ловкости, мелкой моторики
Октябрь
1
5
«Лови-лови»
1
6
«В мире фигур»
1
2
3
4
Практика:
учить
координации
движений,
развивать
двигательную активность,
развивать
игровую
деятельность
Практика:
развитие сенсорных навыков
и
познавательноисследовательской
деятельности,
развитие
элементарных
1
1
1
1
17
7
«Бабочки»
8
«Хозяюшка»
математических
представлений, расширение
кругозора,
развитие
восприятия,
мышления,
внимания, памяти, игровой
деятельности
Практика:
становление эстетического
отношения к окружающему
миру
природы,
формирование
у
детей
интереса
к
изобразительному
творчеству, знакомство с
основами композиции
Практика:
развивать
интерес
к
совместным
играм,
формировать
первичные
представления о свойствах
объектов (цвете, форме,
размере)
1
1
Ноябрь
9
«Вверх дном»
10
«Гномы и великаны»
11
«Морские
Практика:
усвоение норм, принятых в
обществе,
формирование
основ
безопасного
поведения
в
быту,
первичных представлений
об объектах окружающего
мира
Практика:
развитие
эмоциональной
отзывчивости на простые
музыкальные
образы,
выраженные контрастными
средствами, формирование
первичных представлений о
свойствах
музыкального
звука
Практика:
1
1
1
18
обитатели»
12
«Украшаем ёлку»
13
«Что было раньше?»
14
«За окном»
15
«Путешествие»
16
«Джунгли»
формирование
представлений
о
разнообразии мира природы,
расширение
кругозора,
обучение
умению
выразительно
передавать
образы окружающего мира,
реализация самостоятельной
творческой деятельности
Практика:
становление эстетического
отношения к окружающему
миру, формирование у детей
интереса
к
изобразительному
творчеству
Декабрь
Практика:
обогащение
активного
словаря, развитие фантазии
Практика:
развитие любознательности,
воображения, знакомство с
основами композиции
Практика:
формирование
основ
безопасного поведения в
быту,
социуме;
формирование позитивных
установок к творчеству;
развитие
творческой
активности
Практика:
формирование
представлений
о
разнообразии мира природы,
расширение
кругозора,
знакомство
с
основами
композиции,
развитие
общения со сверстниками,
воображения,
самостоятельной творческой
деятельности
1
1
1
1
1
19
Январь
17
«В лес»
18
«Золушка»
19
«Для чего ещё?»
20
«Шаровая молния»
21
«Умею - не умею»
Практика:
становление эстетического
отношения к окружающему
миру природы, развитие
любознательности,
формирование
основ
безопасности в природе
Практика:
развитие
интереса
к
совместным
играм,
формирование
первичных
представлений о свойствах
объектов
окружающего
мира
Практика:
формирование
активного
словаря, развитие общения
детей
с
помощью
вербальных и невербальных
средств, развитие фантазии,
творчества,
мышления,
мелкой моторики, развитие
игровой деятельности
Практика:
формирование
основ
безопасного поведения в
природе,
первоначальных
представлений
об
особенностях
природных
явлений,
реализация
самостоятельной
конструктивной
деятельности детей
Февраль
1
Практика:
становление
ценностей
здорового образа жизни,
развитие
координации
движений,
крупной
и
мелкой моторики обеих рук,
развитие
грамматически
правильной речи
1
1
1
1
20
Практика:
развивать
музыкальносенсорное восприятие, учить
вслушиваться,
выделять,
различать,
сравнивать
музыкальные
звуки,
контрастные по высоте
«Одного поля ягоды» Практика:
развитие представлений об
объектах
окружающего
мира,
мире
природы,
развитие сенсорных навыков
и
познавательноисследовательской
деятельности, расширение
кругозора,
развитие
речевого творчества
«Костерок»
Практика:
формирование
основ
безопасного поведения в
быту,
социуме,
формирование позитивных
установок к творчеству,
развитие
творческой
активности
Март
1
25
«Аукцион»
1
26
«Космос»
27
«Путешествие по
городам»
22
23
24
«Пианино»
Практика:
учить владеть речью как
средством общения
Практика:
формирование
представлений об объектах
окружающего
мира,
обучение
умению
выразительно
передавать
образы окружающего мира,
развитие воображения
Практика:
развитие
интереса
к
совместным
играм,
формирование
чувства
принадлежности
к
сообществу детей группы,
1
1
1
1
21
28
«Волшебный мяч»
29
«Волшебники»
30
«Поможем лягушке»
31
«Большая стирка»
развитие связной речи при
составлении
рассказа,
усвоение норм, принятых в
обществе,
формирование
первичных представлений о
родине и Отечестве
Практика:
развитие
координации
движений,
овладение
основными
движениями,
развитие
двигательной
активности,
становление
саморегуляции
в
двигательной сфере, мелкой
моторики
Апрель
Практика:
обогащение
активного
словаря, развитие фантазии,
формирование
грамматически правильного
строя
речи,
развитие
конструктивной
деятельности
Практика:
формирование позитивных
установок к различным
видам труда и творчества,
первичных представлений
об объектах окружающего
мира,
об
особенностях
природы,
реализация
самостоятельной
конструктивной
деятельности
Практика:
развитие
общения
и
взаимодействия ребёнка со
сверстниками, воображения,
творческой
активности,
формирование
познавательных действий,
первичных представлений
1
1
1
1
22
32
«Сборщики»
33
«Пчёлы и змеи»
34
«Пир на весь мир»
35
«Умею – не умею»
36
«Верёвочка»
об объектах окружающего
мира
Практика:
развитие
общения
и
взаимодействия ребёнка со
взрослыми и сверстниками,
развитие
координации
движений,
крупной
и
мелкой моторики обеих рук,
становление
целенаправленности
и
саморегуляции
в
двигательной сфере
Май
Практика:
развитие
речевого
творчества, познавательной
активности,
внимания,
воображения,
звуковой
культуры речи, игровой
деятельности
Практика:
формирование
первичных
представлений о семье,
обязанностях в домашнем
хозяйстве, развитие мелкой
моторики,
творческого
мышления, воображения ,
игровой деятельности
Практика:
становление
ценностей
здорового образа жизни,
развитие
координации
движений,
крупной
и
мелкой моторики обеих рук,
развитие
грамматически
правильной речи
Практика:
развитие
координации
движений,
овладение
основными
движениями,
развитие
двигательной
активности
1
1
1
1
1
23
Итого:
36 часов
третий год обучения (дети от 6 до 7 лет)
№
п/п
Название темы
Содержание учебного
материала, виды
практической работы
Количество
часов
Сентябрь
1
«Настроение»
2
«Капризная
принцесса»
3
«Дорожное
движение»
4
«Туристический
автобус
Теория:
развитие социального и
эмоционального интеллекта,
эмоциональной
отзывчивости,
формирование
первичных
представлений о себе и
других
людях,
эмоциональных состояниях,
настроении
Теория:
развитие сенсорных навыков
и
познавательноисследовательской
деятельности,
развитие
элементарных
математических
представлений, расширение
кругозора,
развитие
восприятия,
мышления,
воображения,
внимания,
памяти,
реализация
самостоятельной творческой
деятельности
Теория:
усвоение норм, принятых в
обществе,
формирование
основ
безопасного
поведения на улице
Практика:
развитие сенсорных навыков
и
познавательно-
1
1
1
1
24
исследовательской
деятельности,
развитие
элементарных
математических
представлений, расширение
кругозора,
развитие
познавательной активности,
любознательности
Октябрь
5
«Небоскреб»
6
«Три медведя»
7
«Боулинг»
8
«Пароход»
9
«Я- змея»
Практика:
развитие
диалогической
речи,
коммуникативных
навыков,
умения
сотрудничать,
договариваться
друг
с
другом, развитие навыков
планирования
Практика:
понимание на слух текста
сказки,
приобщение
к
художественной литературе,
формирование интереса к
драматизации литературных
произведений
Практика:
формирование
начальных
представлений о некоторых
видах
спорта,
развитие
координации
движений,
ловкости, мелкой моторики
Практика:
формирование позитивных
установок к различным
видам труда и творчества,
первичных представлений о
профессиях людей
Ноябрь
1
Практика:
обогащение
активного
словаря,
формирование
грамматически правильного
строя
речи,
развитие
фантазии,
развитие
1
1
1
1
25
10
«Три поросенка»
11
«Ловец жемчуга»
12
«У нас в квартире»
коммуникативных навыков,
формирование
навыков
работы в группе
Практика:
приобщение
к
художественной литературе,
научить
эмоциональновыразительно
отображать
характер героев сказки
Практика:
развитие
общения
и
взаимодействия ребёнка со
взрослыми и сверстниками,
развитие
координации
движений,
крупной
и
мелкой моторики обеих рук
Практика:
формирование
основ
безопасного поведения в
быту,
первичных
представлений об объектах
окружающего мира
1
1
1
Декабрь
13
«В мире фигур»
14
«Фанты»
Практика:
развитие сенсорных навыков
и
познавательноисследовательской
деятельности,
развитие
элементарных
математических
представлений, расширение
кругозора,
развитие
восприятия,
мышления,
внимания, памяти, игровой
деятельности
Практика:
развитие
диалогической
речи,
коммуникативных
навыков,
умения
сотрудничать,
развитие
общения детей с помощью
1
1
26
15
«Бабочки»
16
«Тайные агенты»
17
«Волшебный
мешочек»
18
«На лугу»
19
«Итальянское кафе»
вербальных и невербальных
средств, развитие фантазии,
воображения, памяти
Практика:
становление эстетического
отношения к окружающему
миру
природы,
формирование
у
детей
интереса
к
изобразительному
творчеству, знакомство с
основами композиции
Практика:
развитие
общения
и
взаимодействия ребёнка со
взрослыми и сверстниками,
развитие
координации
движений,
крупной
и
мелкой моторики обеих рук
Январь
Практика:
развитие сенсорных навыков
и
познавательноисследовательской
деятельности,
развитие
элементарных
математических
представлений
Практика:
формирование
представлений
о
разнообразии мира природы,
расширение
кругозора,
обучение
умению
выразительно
передавать
образы окружающего мира
Практика:
формирование позитивных
установок к различным
видам труда и творчества,
первичных представлениях
о
социокультурных
ценностях нашего народа,
1
1
1
1
1
27
20
«Хозяюшка»
21
«Вверх дном»
22
«Аэропорт»
23
«Путаница»
24
«Гномы и великаны»
25
«Весёлый и
грустный»
отечественных традициях,
развитие
творческой
активности
Практика:
развивать
интерес
к
совместным
играм,
формировать
первичные
представления о свойствах
объектов (цвете, форме,
размере)
Февраль
1
Практика:
усвоение норм, принятых в
обществе,
формирование
основ
безопасного
поведения
в
быту,
первичных представлений
об объектах окружающего
мира
Практика:
развитие
общения
и
взаимодействия ребёнка со
сверстниками, воображения,
творческой
активности,
формирование
познавательных действий
Практика:
развитие
речевого
творчества, познавательной
активности,
внимания,
воображения
Практика:
развитие
эмоциональной
отзывчивости на простые
музыкальные
образы,
выраженные контрастными
средствами, формирование
первичных представлений о
свойствах
музыкального
звука
Март
1
Практика:
1
1
1
1
28
формирование
первичных
представлений о себе и
других
людях,
эмоциональных состояниях,
настроении
26
«Угадай песню»
27
«Обводим глазками
фигуры»
28
«Украшаем ёлку»
Практика:
формирование восприятия
музыки
и
простейших
исполнительных навыков в
области пения
Практика:
развитие
координации
движений,
крупной и мелкой моторики
обеих рук
Практика:
становление эстетического
отношения к окружающему
миру, формирование у детей
интереса
к
изобразительному
творчеству
1
1
1
Апрель
29
«Ручеек»
30
«Знаки дорожного
движения»
31
«Морские
обитатели»
Практика:
развитие
и
обогащение
умений импровизировать с
простейшими музыкальнохудожественными образами
в музыкальных играх и
танцах
Практика:
формирование
основ
безопасного поведения на
дороге,
формирование
первоначальных
представлений
о
необходимости соблюдения
правил дорожного движения
Практика:
формирование
1
1
1
29
32
«Экскурсия в музей»
33
«Зеркало»
34
«Красная Шапочка»
35
«Спрятанная
игрушка»
представлений
о
разнообразии мира природы,
расширение
кругозора,
обучение
умению
выразительно
передавать
образы окружающего мира,
реализация самостоятельной
творческой деятельности
Практика:
развитие
связной
монологической
речи,
активного словаря, развитие
интересов
детей,
любознательности
и
познавательной мотивации,
формирование
первичных
представлений
о
социокультурных ценностях
нашего
народа
и
общечеловеческих
ценностях
Практика:
развитие
общения
и
взаимодействия ребенка со
сверстниками, воображения,
творческой активности
Май
Практика:
приобщение
к
художественной литературе,
формирование интереса к
драматизации литературных
произведений,
развитие
воображения,
мышления,
речи,
игровой,
изобразительной
деятельности
Практика:
развитие
общения
и
взаимодействия ребенка со
взрослыми и сверстниками,
развитие
координации
движений,
крупной
и
1
1
1
1
30
36
«Волшебники»
37
«Живая шляпа»
мелкой моторики
Практика:
Обогащение
активного
словаря, развитие фантазии,
развитие
конструктивной
деятельности
Практика:
приобщение
к
художественной литературе,
развитие
предпосылок
ценностно-смыслового
восприятия и понимания
литературного
произведения,
развитие
воображения,
мышления,
речи
Итого:
1
1
37 часов
1.4. Планируемые результаты освоения Программы:
развитие
сенсорных навыков, элементарных математических
представлений, восприятия, мышления, внимания, памяти;
развитие диалогической речи, коммуникативных навыков, умения
сотрудничать, договариваться друг с другом, развитие навыков
планирования;
формирование начальных представлений о некоторых видах спорта,
развитие координации движений, ловкости, мелкой моторики;
понимание на слух текста художественного произведения;
приобщение к художественной литературе, формирование интереса к
драматизации литературных произведений;
формирование позитивных установок к различным видам труда и
творчества, первичных представлений о профессиях людей;
формирование первичных представлений о себе и других людях,
эмоциональных состояниях, настроении.
2. Комплекс организационно-педагогических условий, формы
аттестации
1.1 Календарный учебный график на 2024-2025 учебный год
1
2
3
4
Количество учебных недель в год
Количество учебных дней в год
Количество часов в неделю
Количество часов
37
37
1
37
31
5
6
7
8
Недель в I полугодии
Недель во II полугодии
Начало занятий
Окончание учебного года
17
20
2 сентября 2024г.
30 мая 2025г.
1.2 Условия реализации общеразвивающей программы
Материально-техническое обеспечение
Набор изготовлен из качественного натурального материала (дерева и
хлопка). В составе набора 14 модулей:
Модуль 1 «Шерстяные мячики»
Модуль 2 «Основные тела»
Модуль 3 «Куб из кубиков»
Модуль 4 «Куб из брусков»
Модуль 5 «Кубики и призмы»
Модуль 6 «Кубики, столбики, кирпичики»
Модуль 7 «Цветные фигуры»
Модуль 8 «Палочки»
Модуль 9 «Кольца и полукольца»
Модуль 10 «Фишки»
Модуль 11 (J1) «Цветные тела»
Модуль 12 (J2) «Мозаика. Шнуровка»
Модуль 13 (5B) «Башенки»
Модуль 14 (5Р) «Арки и цифры»
Интеграция педагогических идей Фридриха Фрёбеля в современное
российское дошкольное образование стала причиной разработки компанией
"Светоч" игрового набора "Дары Фрёбеля".
Кадровое обеспечение: данная программа рекомендована педагогам
дополнительного образования, работающим с детьми дошкольного возраста;
воспитателям дошкольных образовательныхучреждений.
Методические материалы:
Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары
Фрёбеля» в соответствии с ФГОС ДО открывает новые возможности
использования данного игрового набора в процессе реализации примерных
основных общеобразовательных программ дошкольного образования.
Комплект методических пособий по работе с игровым набором 15 «Дары
Фрёбеля» состоит из 6 книг (5 книг с комплектами карточек-игр, всего 80
карточек):
1. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в дошкольном
образовании в соответствии с ФГОС ДО» (вводная методическая брошюра);
32
2. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в
образовательной области «Физическое развитие»; и 15 шт. карточек-игр.
3. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в
образовательной области «Познавательное развитие»; и 19 шт. карточек-игр.
4. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в
образовательной области «Речевое развитие»; и 12 шт. карточек-игр
5. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в
образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»; и 16 шт.
карточек-игр.
6. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в
образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»; и 18 шт.
карточек-игр.
1.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Способами контроля над успешностью реализации программы,
являются контрольные занятия, на которых обучающиеся выполняют
задания, согласно пройденным темам и получают оценку: «высокий
уровень», «средний уровень», «низкий уровень». Результаты фиксируются
два раза в год в диагностической карте.
«Высокий уровень»
Определяется при исчерпывающем выполнении поставленной задачи, за
безупречное исполнение задания, в том случае, если задание исполнено ярко
и выразительно, убедительно и законченно по форме. Выявлено свободное
владение материалом, объём знаний соответствует программным
требованиям.
«Средний уровень»
Определяется при достаточно полном выполнении поставленной задачи
(в целом), за хорошее исполнение задания, том случае, когда обучающимся
демонстрируется
достаточное
понимание
материала,
проявлено
индивидуальное отношение, однако допущены небольшие неточности.
Допускаются небольшие погрешности, не разрушающие целостность
выполненного задания. Дошкольник в целом обнаружил понимание
материала.
«Низкий уровень»
Определяется при демонстрировании достаточного минимума в
исполнении поставленной задачи, когда дошкольник демонстрирует
ограниченность своих возможностей, неяркое, необразное исполнение
элементов задания. Требования выполнены с большими неточностями и
ошибками. Выявлен неполный объём знаний, пробелы в усвоении отдельных
тем.
Оценочные материалы
Диагностика (2 раза в год) в начале года и в конце года.
Метод наблюдения (на занятиях).
33
Карта диагностического обследования
№
Ф.И.О.
ПР
С - КР
ребёнка
НГ КГ НГ КГ
РР
Х - ЭР
ФР
НГ КГ
НГ КГ
НГ КГ
Условные обозначения:
ПР – познавательное развитие
С-КР – социально-коммуникативное развитие
РР – речевое развитие
Х-ЭР – художественно-эстетическое развитие
ФР – физическое развитие
Воспитатель ____________________________________________________
Дата обследования: начало года (НГ) _______________________________
конец года (КГ) ________________________________
Способы отслеживания результатов освоения программы
Отслеживание уровня освоения программы проводится с помощью
диагностики. Педагогическая диагностика результатов освоения программы
дополнительного образования проводится в ходе наблюдений за детьми в
специально
организованной
деятельности.
Инструментарий
для
педагогической диагностики-карты наблюдений детского развития,
позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы
развития каждого ребенка.
Диагностика детей 4 - 5 лет по усвоению модуля «Дары Фрёбеля».
Познавательное развитие
1. Группирует предметы по цвету, форме, размеру.
2. Выделяет один и много предметов.
3. Различает круг, квадрат, треугольник; видит разницу их размеров.
4. Понимает смысл обобщений: вверху, внизу, спереди, сзади, на, под.
5. Имеет первоначальные представления об окружающих объектах.
Социально – коммуникативное развитие
1 .Проявляет интерес к совместным играм и занятиям со сверстниками и
педагогом.
2.
Соблюдает элементарные нормы и правила взаимоотношения со
сверстниками и
педагогом.
3. Старается проявить взаимовыручку, желание работать в коллективе,
парами.
34
Речевое развитие
1.Проявляет желание к описанию основных характеристик объекта (цвет,
форма, размер).
2. Отвечает на вопросы взрослого, касающиеся объектов окружающего мира.
Художественно – эстетическое развитие
1. Проявляет интерес к конструктивной деятельности.
2..Умеет строить простые объекты по образцу, карте – схеме, замыслу,
использует предметы – заместители, выполняет задания в сотрудничестве с
педагогом.
3. Подбирает детали набора в соответствии с формой, размером объекта на
карте – схеме, проявляет творческую инициативу в выборе цвета.
4. Конструирует объект из деталей, чередуя их по форме, цвету, размеру.
Физическое развитие
1.Развитие мелкой моторики руки, глазомера, потребности в физической
активности с предметами.
2 Умение внимательно слушать, выполнять простые словесные инструкции
педагога.
Диагностика детей 5-6 лет по усвоению модуля «Дары Фрёбеля».
Познавательное развитие
1. Знает названия предметов набора.
2. Умеет группировать предметы по цвету, форме, размеру.
3. Ориентируется на плоскости, в пространстве, понимает понятия: слева,
справа, на, под, за, спереди, сзади.
4. Имеет первичные представления об объекте, его свойствах и образно –
смысловой картины окружающего мира.
Социально – коммуникативное развитие
1. Может свободно общаться со сверстниками и педагогом.
2. Проявляет интерес к совместным играм и занятиям со сверстниками и
педагогом.
3. Умеет работать в команде.
Речевое развитие
1.Умеет анализировать постройку, называя её основные характеристики
(цвет, форму, размер).
2. Умеет называть в речи пространственное расположение деталей набора
(вверху,
внизу, сбоку).
3. Проявляет любознательность, задаёт вопросы педагогу и сверстникам.
Художественно – эстетическое развитие
1. Проявляет интерес к конструктивной деятельности, творческую фантазию,
чувство симметрии.
2. Умеет строить объект по образцу, карте – схеме, замыслу, использовать
предметы – заместители, инструкции педагога.
35
3. Изображает объекты путём подбора цвета, размера, формы.
Физическое развитие
1. Развитие потребности к двигательному творчеству, моторным навыкам.
2. Имеет эмоциональное воображение.
Диагностика детей 6-7 лет по усвоению модуля «Дары Фрёбеля».
Познавательное развитие
1. Знает названия предметов набора.
2. Умеет группировать предметы по цвету, форме, размеру.
3. Ориентируется на плоскости, в пространстве, понимает понятия: слева,
справа, на, под, за, спереди, сзади.
4. Имеет первичные представления об объекте, его свойствах и образно –
смысловой картины окружающего мира.
Социально – коммуникативное развитие
1. Может свободно общаться со сверстниками и педагогом.
2. Проявляет интерес к совместным играм и занятиям со сверстниками и
педагогом.
3. Умеет работать в команде.
Речевое развитие
1.Умеет анализировать постройку, называя её основные характеристики
(цвет, форму, размер).
2. Умеет называть в речи пространственное расположение деталей набора
(вверху, внизу, сбоку).
3. Проявляет любознательность, задаёт вопросы педагогу и сверстникам.
Художественно – эстетическое развитие
1. Проявляет интерес к конструктивной деятельности, творческую фантазию,
чувство симметрии.
2. Умеет строить объект по образцу, карте – схеме, замыслу, использовать
предметы – заместители, инструкции педагога.
3. Изображает объекты путём подбора цвета, размера, формы.
Физическое развитие
1. Развитие потребности к двигательному творчеству, моторным навыкам.
2. Имеет эмоциональное воображение.
36
Список литературы:
1. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект
методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля».
«Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в дошкольном
образовании в соответствии с ФГОС ДО».
2. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект
методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля».
«Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной
области «Социально-коммуникативное развитие».
3. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект
методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля».
«Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной
области «Познавательное развитие».
4. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект
методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля».
«Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной
области «Речевое развитие».
5. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект
методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля».
«Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной
области «Художественно-эстетическое развитие».
6. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект
методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля».
«Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной
области «Физическое развитие».
37