Инновационный проект Ресурсный центр Мы вместе

Структура инновационного проекта
1.1 Ключевые положения, глоссарий……………………………….……….......5
1.2 Основная идея проекта……………………………………………………….6
1.3 Актуальность проблемы……………………………………………….…......6
1.4 Обоснование инновационного характера предлагаемого проекта…….......7
1.5 Цель проекта…………………………………………………………………..8
1.6 Задачи проекта………………………………………………………………...8
1.7 Ожидаемые результаты проекта (обоснование актуальности результатов
использования инновационного проекта для развития системы дошкольного
образования Качканарского городского округа) ………….……………………9
1.8 Ожидаемая практическая значимость предлагаемого проекта для системы
дошкольного образования
Качканарского
городского
округа
и
ДДО………………………………………………………………………….……..9
1.9 Календарный план реализации проекта с указание сроков реализации по
этапам……………………………………………………………………….........10
1.10 Материально-техническое обеспечение проекта (оборудование,
программное обеспечение и др.) ……………………………………………….14
1.11 Обоснование рисков внедрения инновационного проекта……………...17
1.12 Предложения по распространению и внедрению результатов проекта в
массовую практику ДОО Качканарского городского округа и обеспечению
устойчивости проекта после окончания его реализации ………………….…17

2

1.1 Ключевые положения, глоссарий
Группа комбинированной направленности - форма организации
образовательного процесса, при котором дети с ограниченными
возможностями здоровья обучаются по соответствующим нарушению
адаптированным образовательным программам в одной группе с нормально
развивающимися сверстниками (комбинированная группа).
Группы компенсирующей направленности необходимы для детей с
особенностями физического и психического развития. С ними занимаются по
адаптированной образовательной программе дошкольного образования для
детей с ограниченными возможностями здоровья. В такие группы детей
принимают на основании заключения психолого-медико-педагогической
комиссии (ПМПК).
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети,
имеющие физические и/или психические недостатки, подтвержденные
психолого-медико-педагогической комиссией, и препятствующие освоению
образовательных программ без создания специальных условий для
получения образования.
Дети-инвалиды – это дети, имеющие нарушения здоровья со стойким
расстройством
функций
организма,
обусловленное
заболеванием,
последствиями травм или дефектами, приводящие к ограничению
жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Индивидуальная программа коррекционной работы – это комплекс
взаимосвязанных коррекционных мероприятий, направленных на работу с
ребенком с ограниченными возможностями здоровья и его родителями
(законными представителями) и коррекцию его разнородных отклонений.
Такое
сопровождение
строится
на
основании
проектирования индивидуального образовательного
маршрута
ребенка,
исходя из его особенностей развития и образовательных потребностей.
Инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к
образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых
образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Особые образовательные потребности – это потребности в условиях,
необходимых для оптимальной реализации актуальных и потенциальных
возможностей (когнитивных, энергетических и эмоционально-волевых,
включая мотивационные, которые может проявить ребенок с недостатками
развития.
Ресурсный центр представляет собой структурный комплекс,
объединяющий информационные, кадровые, методические ресурсы,
обеспечивающий
подготовку
педагогических
кадров,
способных
осуществлять качественное дошкольное образование детей.
Федеральная
адаптированная
основная
общеобразовательная
программа — это образовательная программа общего образования детей с
ограниченными возможностями здоровья, разработанная на основе ФГОС
3

ДО обучающихся с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического
развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивающая коррекцию
нарушений развития и социальную адаптацию обучающихся.
Федеральный государственный образовательный стандарт
совокупность обязательных требований к дошкольному образованию,
утвержденных
федеральным
органом
исполнительной
власти,
осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере образования».
1.2 Основная идея проекта
Реализация проекта предполагает открытие на базе Муниципального
дошкольного образовательного учреждения – детский сад «Звездочка»
комбинированного вида Ресурсного центра, который возьмет на себя роль
лидера и координатора системы комплексной психолого-педагогической
поддержки в обучении, коррекции, воспитании и социализации детей с
ограниченными возможностями здоровья, их родителей и работающих с
ними специалистов.
1.3 Актуальность проблемы (обоснование значимости инновационного
проекта для решения актуальных задач развития системы дошкольного
образования
Качканарского
городского
округа
и
дошкольного
образовательного учреждения).
Современные тенденции развития специального образования ставят
перед педагогической наукой и практикой задачи поиска оптимальных
условий обучения, воспитания и коррекции детей с различными
образовательными потребностями и учебными возможностями.
В настоящее время успешно развиваются и набирают темп
инновационные механизмы в сопровождении детей с ограниченными
возможностями здоровья, которые концентрируются в технологии
инклюзивного образования.
Для
организации
образовательной
среды
в
дошкольном
образовательном учреждении необходимы определенные ресурсы, в
частности,
организация
психолого-педагогического,
методического
сопровождения и программно-методическое образовательного процесса.
Наличие в МДОУ – детский сад «Звездочка» созданных специальных
условий для работы с детьми ОВЗ, а также имеющихся специалистов
различного профиля – учителей-дефектологов, психологов, учителейлогопедов, специально обученных педагогов ‒ знающих и понимающих
особенности психофизического развития разных категорий детей с
ограниченными возможностями здоровья, имеющих опыт работы,
владеющих методиками их обучения и воспитания, позволяет говорить о
высокой ресурсности МДОУ – детский сад «Звездочка», как центра по
4

сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья в системе
дошкольного образования города Качканара.
Таким образом, проект соответствует приоритетным направлениям
инновационной деятельности в системе образования города Качканара и
направлен на решение социально значимых задач.
1.4 Обоснование инновационного характера предлагаемого проекта
(конкретные формулировки по принципиальным отличиям предлагаемого
проекта от уже реализованных в ДОО, муниципалитете).
В последние годы в России значительно возросли требования со
стороны государства и общества к образовательным учреждениям разного
типа и вида. Процесс реформирования Российской системы образования
связан с различными процессами и изменениями в политической,
экономической, социальной и культурной областях.
В соответствии с Концепцией модернизации российского образования
одним из основных направлений реформы названо повышение качества и
эффективности образовательного процесса. Инновационная экономика
государства формирует новую модель образования (с 01.01.2023 года). Это
хорошо прослеживается в новой «Федеральной образовательной программе
дошкольного образования» для дошкольных образовательных учреждений, а
также в новой «Федеральной адаптированной основной образовательной
программе – адаптированной образовательной программе дошкольного
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» и
«Стратегии развития образования детей с ограниченными возможностями
здоровья и детей инвалидностью в Российской Федерации на период до 2030
года».
Одним из важнейших направлений государственной политики
Российской Федерации в области образования является обеспечение
реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья, в том
числе детей-инвалидов, на образование.
Изменения представления государства и общества о правах и
возможностях детей с особыми образовательными потребностями привело к
постановке практической задачи максимального охвата образованием всех
детей с ограниченными возможностями здоровья. Признание права любого
ребенка на получение образования, отвечающего его потребностям и
полноценно использующего возможности развития, обусловило важнейшие
инициативы и ориентиры новой образовательной политики.
В свете новых требований в настоящее время успешно развиваются и
набирают темп инновационные механизмы в сопровождении детей с
ограниченными возможностями здоровья, которые концентрируются в
технологии инклюзивного образования.
В МДОУ – детском саду
«Звездочка» непрестанно создаются условия для реализации особых
5

образовательных потребностей, возможностей интересов и инициатив детей
с ограниченными возможностями здоровья.
Ресурсный центр – инновационный механизм совершенствования
деятельности дошкольных образовательных учреждений в Качканарском
городском округе. Так же, обратим внимание на то, что признание
деятельности Ресурсного центра в Муниципальном дошкольном
образовательном учреждении – детский сад «Звездочка» не приводит к
изменению организационно-правовой формы, типа и вида образовательного
учреждения.
В Ресурсном центре сконцентрируются программно-методические
ресурсы (учебно-методические комплекты, адаптированные к потребностям
детей с различными нарушениями, наглядные пособия, дидактические
материалы, технические средства обучения); материально-технические
ресурсы (специальное оборудование и аппаратура, приспособления и др.);
кадровые ресурсы, в том числе учителя - дефектологи для работы с данной
категорией детей. Здесь же имеется возможность организовать
дополнительную специальную подготовку педагогов, с привлечением
специалистов Управления образованием и пр. организаций в области
коррекционно-развивающего
обучения
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья и детей инвалидов.
Создание и организационное развитие Ресурсного центра позволит
совершенствовать совместную деятельность всех межведомственных
учреждений города Качканара.
1.5 Цель проекта
Создание условий для распространения педагогического и
управленческого опыта, направленных на формирование и обеспечение
условий для реализации особых образовательных потребностей,
возможностей, интересов и инициативы детей с ОВЗ в Качканарском
городском округе: диагностика, методическая поддержка, мониторинги.
1.6 Задачи проекта
- оказание методической помощи педагогам дошкольных
образовательных учреждений при составлении и реализации новых
образовательных программ;
- формирование образовательно-развивающей среды для лиц с
ограниченными возможностями здоровья и инвалидов путем обеспечения
психолого-педагогического сопровождения;
- создание специальных условий, обеспечивающих доступность
освоения «Федеральной адаптированной основной образовательной
программе – адаптированной образовательной программе дошкольного
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
на основе социального партнерства;
6

- разработка и внедрение в соответствии с ФГОС ДО индивидуальных
программ коррекционной работы (ИПКР) (психолог, логопед, дефектолог);
- создание и внедрение модели непрерывной системы инклюзивного
образования (детский сад, школа);
- разработка критериев эффективности и мониторинг коррекционного
сопровождения.
1.7 Ожидаемые результаты проекта (обоснование актуальности
результатов использования инновационного проекта для развития системы
дошкольного образования Качканарского городского округа и ДОО.
- распространение идей и социальных образцов терпимого отношения к
детям с ограниченными возможностями здоровья в системе образования;
- адаптация и внедрение инновационных технологий, инструментов и
методик, направленных на совершенствование образовательного процесса с
детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с детьмиинвалидами;
- создание банка данных детей с ограниченными возможностями
здоровья нуждающихся в комплексной психолого-педагогической помощи;
- удовлетворение социального запроса на сопровождение детей с
ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных
учреждениях города Качканара;
- повышение профессиональных компетенций педагогических кадров,
обеспечивающих реализацию инклюзивных процессов;
- сопровождение сайта Ресурсного центра, обеспечивающего
представление информационных ресурсов, публикаций и авторизованный
доступ к аналитическим докладам и рабочим материалам;
- подготовка и публикация аналитических обзоров, сборников
нормативных и методических материалов.
1.8 Ожидаемая практическая значимость предлагаемого проекта для
системы дошкольного образования Качканарского городского округа
- постепенное наполнение и обеспечение материально-технической
базы и методической базы в свете новых образовательных программ по
дошкольному образованию;
- методическая и психологическая готовность кадрового потенциала к
работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
- сформированность механизмов взаимодействия с учреждениями
МДОУ – детский сад «Звездочка»;
- создание информационной среды в направлении методического
сопровождения по работе детей с ограниченными возможностями здоровья;
- разработка методических и организационно-управленческих основ
совершенствования
деятельности
по
психолого-педагогическому
7

сопровождению детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями
здоровья.
1.9 Календарный план реализации проекта с указание сроков
реализации по этапам
№
пп
1

2

3

4

5

6

Мероприятие

Сроки
Исполнитель
Ожидаемые
реализации
результаты
Организационно-подготовительный 1 этап
Создание
рабочей Декабрь 2022- Заведующий
Приказ
группы по реализации январь 2023
Скрябина Е.Е.
проекта
Разработка
плана Январь 2023
Заместитель
Приказ
по
реализации проекта
заведующего
утверждению
Бородулина
проекта
и
С.М.
плана
Анализ
имеющихся Январь
– Рабочая группа Заседание
нормативно – правовых февраль 2023г
рабочей
документов,
группы
регламентирующих
(протокол№1)
деятельность
работы
Ресурсного центра в
других
регионах
России, а также их
опыта
работы
правоприменительной
практики
Работа с нормативными Февраль 2023г Заведующий
Положение о
документами
Скрябина Е.Е.
ресурсном
центре
учреждения,
приказ,
утверждение на
педагогическом
совете
(протокол)
Размещение положения Февраль 2023г Заместитель
Информация на
Ресурсного
центра
заведующего
сайте
Учреждения
на
Шемарыкина
официальном сайте
Т.М.
Проведение
Март 2023г
Заместитель
Анализ анкет
анкетирования
среди
заведующего
педагогов учреждения с
Бородулина
8

7

8

1

2

3

целью
выявления
С.М.
готовности педагогов
участия в проекте
Проведение
Март 2023г
Заместитель
анкетирования
среди
заведующего
родителей
(законных
Бородулина
представителей)
с
С.М.
целью
определения
возможного участия в
проекте
Организация
Март 2023
Заместитель
методических
заведующего
объединений,
Бородулина
творческих
групп,
С.М.
консультативной
помощи в Ресурсном
центре
2 этап практический
В Ресурсном центре Постоянно
Заместитель
для
осуществления
заведующего
отдельных
проектов
Бородулина
могут
быть
С.М.
организованы
следующие структуры
или
группы,
объединения:
методическое
объединение,
творческие группы и
пр.
Разработка и апробация Постоянно
Педагогический
методических пособий
коллектив
по
организации
учреждения
инклюзивных
процессов
Разработка,
Постоянно
Педагогический
сопровождение
коллектив
информационных
учреждения
ресурсов: программных
продуктов
(серии
видеоматериалов
по
психологопедагогическому
9

Анализ анкет

Анализ анкет

Заседание
рабочей
группы
(протокол)

Методические
разработки

Программные
продукты

4

5

6

7

сопровождению детей с
ограниченными
возможностями
здоровья и детей –
инвалидов в рамках
образовательного
процесса,
работе
психолого
–
педагогического
консилиума,
консультационного
центра,
организация
дополнительных услуг
в учреждении и пр.) в
том
числе
через
интернет,
сайт
учреждения
Участие
педагогов
учреждения в курсах
повышения
квалификации
по
различным
направлениям в рамках
организации
инклюзивной практики
работы
согласно
Федерального
государственного
образовательного
стандарта дошкольного
образования
Организация
обучающих семинаров,
конференций и пр. на
базе учреждения
Просветительская
деятельность
в
средствах
массовой
информации
Мониторинговые
исследования
эффективности
разрабатываемых

Постоянно

1 раз
месяца

Педагоги
учреждения

Плановое
обучение

в

3 Администрация Мероприятие
и
педагоги
учреждения

Постоянно

Заместитель
Публикации
заведующего
Бородулина
С.М.
Педагогический Результаты
коллектив
мониторинга
учреждения

Постоянно

10

8

9

10

1

2

3

моделей и технологий
их
передача
в
дошкольные
образовательные
учреждения
День открытых дверей Ежегодно
апреле
Проведение ежегодной Ежегодно
диагностики
детей,
посещающих
общеразвивающие
группы
на
базе
учреждений
с
проведением
консультаций
для
педагогов, родителей
(законных
представителей)
Составление
Ежегодно
ежегодных
мае
промежуточных
отчетов
о
работе
Ресурсного центра

в Педагогический
коллектив
учреждения,
администрация
Учреждения

Дни открытых
дверей
(мероприятие)

в Заместитель
заведующего
Бородулина
С.М.

Представление
отчетов
на
сайте,
заседаниях
городских
методических
объединениях
и пр.

Организация
плановой
работы
на
основании
приказов
и
постановлений

3 этап обобщающий (аналитический)
Анализ
достижения Октябрь
– Администрация, Аналитическая
целей
задач, ноябрь 2025г рабочая группа справка
обозначенных
в
инновационном
проекте,
выявление
проблем,
постановка
новых задач
Обобщение успешного Ноябрь
– Администрация, Аналитическая
опыта
Ресурсного декабрь 2025г рабочая группа справка
центра
Представление
Декабрь 2025г Заведующий
Организация и
результатов проекта в
Скрябина Е.Е., участие
в
рамках
Заместитель
мероприятиях
педагогического совета
различного
11

учреждения,
на
областных, городских
площадках

заведующего
Бородулина
С.М.

уровня

1.10 Материально-техническое обеспечение проекта (оборудование,
программное обеспечение и др.).
Оборудованные учебные кабинеты
В МДОУ - детский сад «Звездочка» для организации образовательного
процесса имеются:
Здание №7 (п. Валериановск, ул. Лесная, д. 8а)
- 6 групповых комнат;
- музыкальный зал;
- кабинет специалистов.
Здание №8 (4 мкрн., д.33)
- 6 групповых комнат;
- музыкальный зал;
- кабинет учителя-логопеда;
- кабинет учителя-дефектолога;
- кабинет педагога-психолога;
- монтессори-кабинеты;
- сенсорная комната.
Здание №11 (7 мкрн, д. 61)
- 5 групповых комнат;
- музыкальный зал.
Здание №12 (7 мкрн, д. 60)
- 6 групповых комнат;
- музыкальный зал;
- кабинет специалистов.
На территории ДОУ имеются спортивные площадки для проведения занятий
и подвижных игр, автоплощадки, для закрепления знаний по правилам
дорожного движения, цветники.
Объекты для проведения практических занятий
Для проведения образовательной деятельности в детском саду оборудовано
23 групповых помещений. Все групповые помещения оснащены
необходимой мебелью и игровым оборудованием в соответствии с
возрастными особенностями воспитанников.
Музыкальные залы предназначены для решения задач музыкального
воспитания и развития детей дошкольного возраста. В музыкальных залах
12

проводится организованная образовательная деятельность, досуги,
праздники, развлечения. Залы оснащены современным оборудованием.
Библиотека
Специально организованной библиотеки в детском саду не предусмотрено.
Но в методических кабинетах и мини-педкабинетах педагогов находится
подборка учебно- методической литературы для реализации основной
образовательной программы дошкольного образования. В групповых
помещениях имеется достаточное количество детской художественной
литературы для детей дошкольного возраста для рассматривания и чтения, в
соответствии с образовательной программой ДОУ, в том числе для
использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями
здоровья.
Объекты спорта
В МДОУ - детский сад «Звездочка» комбинированного вида созданы условия
для физического развития воспитанников, в том числе для детей инвалидов и
детей с ограниченными возможностями здоровья. Имеются спортзалы
(совмещённые с музыкальными залами), а также групповые площадки и
стадионы детского сада, оборудованные спортивным оборудованием и
инвентарём.
Средства обучения и воспитания
В детском саду имеются технические средства обучения: интерактивное
оборудование,
музыкальные
центры,
музыкальные
магнитофоны,
видеомагнитофоны, медиапроекторы.
Условия охраны здоровья обучающихся
В МДОУ - детский сад «Звездочка» созданы условия, способствующие
сохранению и укреплению здоровья воспитанников, в том числе детейинвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, сохранению и
укреплению здоровья воспитанников, в том числе детей-инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья, безопасному пребыванию детей и
сотрудников в детском саду. Вся работа строится в соответствии с
санитарными правилами и нормами.
С ГБУЗ СО "Качканарская центральная городская больница" заключен
договор о медицинском обслуживании. Медицинское обслуживание детей в
дошкольном учреждении осуществляется фельдшером, медицинскими
сестрами, все специалисты имеют специальное образование. Ежегодно
проводится диспансеризация детей.
Фельдшер, медицинские сестры проводят консультации для родителей по
вопросам развития и здоровья детей, организуют занятия с педагогами и
детьми по формированию навыков санитарно-гигиенической культуры,
проводят профилактическую работу.
13

Для обеспечения квалифицированного медицинского обслуживания
оборудованы 4 медицинских, 4 процедурных кабинета и 2 изолятора.
Доступ
к
информационным
системам
и
информационнотелекоммуникационным сетям
В настоящее время уделяется большое внимание доступу к
информационным системам и информационно-коммуникационным сетям.
Ресурсная обеспеченность процессов информатизации
Оборудование
Кол- Оборудование
Колво
во
Стационарный ПК
12
Интерактивная доска (указать 3
марку)
Ноутбук
5
Мультимедийный проектор
5
Автоматизированные
Многофункциональное
7
рабочие места
устройство
(указать какое программное
обеспечение используется), в
том числе:
администрация
4
Принтер
3
педагоги
9
Сканер
обучающиеся
5
Фотоаппарат цифровой
3
прочие сотрудники (указать
1
Видеокамера
1
категории)
Бухгалтер
1
Специалист по кадрам
1
Завхоз
В детском саду имеются локальные акты, обеспечивающие организацию
доступа к информационно-телекоммуникационным сетям: приказы, акты,
положения, инструкции и т.д.
Реализуемые образовательные программы
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования
МДОУ детский сад Звёздочка на 2020-2025 год
Программа дополнительного образования физкультурно-спортивной
направленности «ФИТБОЛ-ГИМНАСТИКА»
Программа дополнительного образования художественной направленности
«ВОЛШЕБНЫЙ ПЛАСТИЛИН»
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного
образования для детей раннего и дошкольного возраста с расстройствами
аутистического спектра
14

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного
образования для детей с задержкой психического развития
Адаптированная основная общеобразовательная программа дошкольного
образования для детей с нарушениями речи
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного
образования для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного
образования для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)
Программа дополнительного образования художественной направленности
"Цветные чудеса"
Программа дополнительного образования художественной направленности
"Природная мастерская"
Программа
дополнительного
образования
социально-гуманитарной
направленности "Игралочка"
Программа
дополнительного
образования
социально-гуманитарной
направленности "Мир ощущений"
Программа дополнительного образования художественной направленности
"Пластилиновый мир"
Программа
дополнительного
образования
социально-гуманитарной
направленности "Читайки"
Изменения в Основную общеобразовательную программу. Раздел рабочей
программы воспитания
1.11 Обоснование рисков внедрения инновационного проекта
При внедрении данного проекта возникает риск нежелания некоторых
педагогов работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья, т.к.
такие дети требуют большой самоотдачи и долгого кропотливого труда, а
результаты достигнутые в процессе работы с детьми с ограниченными
возможностями здоровья несопоставимо маленькие и порой почти не
отслеживаемые.
1.12 Предложения по распространению и внедрению результатов
проекта в массовую практику ДОО Качканарского городского округа и
обеспечению устойчивости проекта после окончания его реализации
№
п/п

Планируемое мероприятие
15

Механизмы
реализации

1
Семинар «Реализация новых требований
к1 АООП
в условиях инклюзивного
образования для
детей инвалидов и
обучающихся с ОВЗ в условиях реализации
ФГОС »
Рекомендовать разработать и разместить
на
сайтах
учреждений
рублику
«Родительская школа толерантности» - циклов
занятий
для
родителей
и
законных
представителей
Сбор информации о предполагаемых
ресурсных партнерах.
Анкетирование:
«Выявление
потребности образовательных учреждений по
вопросам эффективности образования детей с
ОВЗ»
Развитие социального партнерства с
государственными,
региональными
и
муниципальными
структурами,
образовательными организациями, а также
предприятиями-партнерами
по
вопросам
сопровождения лиц с ОВЗ и инвалидов.
Участие педагогов школы в курсах
повышения
квалификации,
стажировках,
научно-практических
конференциях,
семинарах, круглых столах и др. мероприятиях
разного уровня по вопросам организации и
повышения
качества
инклюзивного
образования

Провести семинар
–
практикум
по
составлению АООП.
Внедрить
на
сайтах учреждений с
помощью конкурса на
лучшую рубрику
Разработать
и
провести
анкетирование на ГМО

Заключить
договора (планы) по
взаимодействию
с
заинтересованными
лицами
и
организациями
Отслеживать
через
«Индивидуальные
маршруты педагогов и
мониторинги

Руководитель (ответственный исполнитель)
инновационного проекта Бородулина Светлана Михайловна
Адрес персональной электронной почты: borodui4na7@yandex.ru
Контактный телефон: 8 (34341) 6-94-57, 89024432642

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».