Карты развития детей от 0 до 3 лет

J

>>*
V f

№

h

Г ФГОС до ]

КАРТЫ
minim

ДЕТЕЙ
ОТ О ДО 3 ЛЕТ
Наименование дошкольной организации

Группа

Старший воспитатель

Воспитатель

Период наблюдения

НАЦИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ

МОСКВА, 2017

УДК 373.2
ББК 74.00
К21

«Антология дошкольного образования»
Консультационное и научно-методическое

сопровождение проекта осуществляет
ФГАУ «Федеральный институт развития образования»

Научный руководитель проекта —
академик РАО Александр Григорьевич Асмолов

Апробационное издание
В подготовке издания принимали участие:
авторы проекта — В. К. Загвоздкин, И. Е. Федосова
автор-составитель — Е. Ю. Мишняева
рецензент — кандидат педагогических наук Н. А. Воробьева
оформление серии — О. М. Медведева

К2 1

Карты развития детей от 0 до 3 лет. — М. : Издательство «Национальное образование»,
2017.- 128 с.: ил.
ISBN 978-5-4454-0763-8

Издание предназначено для документирования результатов педагогических наблюдений за
динамикой развития детей от рождения до 3 лет в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).
Карты могут использоваться при организации развивающего оценивания, предусмотренного
Примерной основной образовательной программой дошкольного образования (fgosreestr.ru)
и другими образовательными программами, для наблюдения за индивидуальной траекторией
развития каждого ребенка.
Карты развития содержат методические рекомендации и комплекты бланков для фиксирования
результатов наблюдений с перечнем умений и навыков детей и выделенными возрастными периодами
их первого проявления.
Перечень структурирован по пяти образовательным областям: социально-коммуникативному,
познавательному,
речевому, художественно-эстетическому и физическому развитию —
и сопровождается удобной системой навигации.
Для педагогов дошкольного образования, руководителей организаций, осуществляющих
образовательную деятельность в сфере дошкольного образования, родителей и других лиц,
заинтересованных в детском развитии.

УДК 373.2
ББК 74.00

ISBN 978-5-4454-0763-8
© ООО «Издательство «Национальное образование», 2016
© Серии «Антология дошкольного образования»,
«Вдохновение». ООО «Издательство «Национальное
образование», 2016

СПИСОК ГРУППЫ
No
п/п

Фамилия, имя

Пол

Дата
рождения

Дата
зачисления
в группу

Возраст
в месяцах
(на начало
периода)

Возраст
в месяцах
(на конец
периода)

Особые отметки, примечания

1.

2.

—

а
—
4.

--------------------------------- - -----5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

© ООО «Издательство «Национальное образование»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Карты развития — универсальный компактный инстру­
мент, который позволяет проследить развитие ребен­
ФАМИЛИЯ, ИМЯ РЕБЕНКА

ка в условиях реализации требований Федерального
ИМИМС

государственного образовательного стандарта до­
школьного образования (ФГОС ДО) и с учетом При­

ДАТА РОЖДЕНИЯ

мерной основной образовательной программы до­
школьного образования (fgosreestr.ru). Вариативность

форм и методов реализации содержания дошколь­
ного образования, направленная на индивидуальный

. 1.2. Выражает первичные
ца (улыбается)_______________

подход к оцениванию уровня развития каждого ре­

Поддерживает зрительно й •->

бенка, не предполагает фиксирования жестких норм

.4. выражает свои чувства при по

развития в соответствии с возрастом. При этом не­

ет близких людей

обходимость системного наблюдения, позволяющего

оявляет ответную реакдг'-:
ГО

зафиксировать наиболее характерные особенности
развития ребенка в каждом возрастном интервале,
существенно

возрастает.

важнейшей задачей

Наблюдение

педагога

и

плачем

становится

выражает свои эмс- ’.- :
резкий голос взросло_

С1.8. Проявляет разнообразные мае
вые реакции в соответствии со се:*ы

приобретает но­

С1.9. Выражает удивление/востог

вое качество, смещаясь от контрольно-оценочной
функции к функции сбора информации о ребенке

1.10. Проявляет радость/огорчение :?
самфтоятельными игровыми
£

и проектирования образовательного процесса в со­

Начинает понимать эмоцис-*

ответствии с его индивидуальными особенностями.

12. Сопереживает другр-

В основу критериев для интерпретации такого наблю­
дения ложатся целевые ориентиры в развитии ребен­

ка, которые находят свое отражение в определенных
показателях развития (компетентностях).

>

C2.1S BsfltiwaeriCft« «ру С дауиям деты»»
.. ............................................

Документирование результатов наблюдений всегда

являлось весьма трудоемкой задачей. Карты развития
призваны в максимальной степени снизить объем тру­

В целях удобства использования карт области

дозатрат педагога по ведению документации благода­

развития подразделяются на направления; области

ря возможности оперативно зафиксировать этот пе­

и

риод, когда ребенок явно начал проявлять те или иные
способности (период «устойчивого начала»).

Показателям по каждому из направлений развития
присвоены соответствующие коды, которые могу~

Издание представляет собой комплект индивиду­

быть использованы при написании кратких выводов

направления

развития обозначены символа?.*.'

альных карт развития. Комплект предваряется списком

по истечении каждого возрастного периода.

группы, содержащим основные сведения о каждом
ребенке. Каждая индивидуальная карта развития за­

у каждого ребенка может происходить в разное

Проявление тех или иных показателей развития

вершается страничками для выводов и рекомендаций.

время, однако знание психолого-возрастных осо­

В картах развития определены и структурированы

бенностей детей позволяет устанавливать ориен­

конкретные виды поведения и навыки детей в той по­

тировочные возрастные интервалы этого проявле­

следовательности, в которой они, как правило, форми­

ния. В картах развития дается достаточно широки,'*
^диапазон возрастных интервалов^что предоставгя-

руются.

Карты развития не претендуют на представление

ет возможность педагогу при регулярном наблюде­

всех показателей, которые могут быть выявлены в ре­

нии выявить период «устойчивого начала» проявле­

зультате как регулярного наблюдения, так и специ­

ния тех или иных показателей развития.

альной диагностики. При этом в них зафиксированы
показатели — «шаги развития», которые в комплексе
могут дать простое, но достаточно емкое представ­

ление об «образе» ребенка и динамике его развития
в направлении достижения целевых ориентиров по
каждой из образовательных областей, определен­

ных ФГОС ДО: социально-коммуникативному, по­

знавательному, речевому, художественно-эстетиче­

скому, физическому развитию.

WfOfl

Шаги развития
2j3|4|5|6|7.8

9

-3

-

• СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
•• Эмоционально-личностная сфера
/

С1Л. Реагирует на лица людей
01.2. Выражает первичные эмоции, проявляющиеся в выражении
лица (улыбается)

С1.3. Поддерживает зрительный контакт

01.4. Выражает свои чувства при помощи звуков
I

01.5. Узнает близких людей

i

^*1

01.6. Проявляет ответную реакцию на эмоциональное состояние
взрослого

01.7. Четко выражает свои эмоции (радуется, сердится, реагирует
плачем на резкий голос взрослого)

I

© ООО «Издательство «Национальное образсеа- ^ >

5

РАБОТА С КАРТАМИ РАЗВИТИЯ

СПИСОК ГРУППЫ

Занесите
информацию
о каждом ребенке
на страницы
с индивидуальными
картами
развития

До начала
работы
заполните
титульный лист
и список
Если в вашей группе более 15 детей,
используйте второй журнал.

Используйте карту развития регулярно. Во время
наблюдения за детьми для вас не составит труда
поставить отметку в графе, соответствующей воз­
расту ребенка, в котором он начал демонстриро­
вать те или иные навыки. Фиксируйте в карте только
период «устойчивого начала» проявления конкрет­
ного показателя развития.
Не забывайте записывать краткие выводы по ис­
течении каждого возрастного периода и ваши
рекомендации о том, на что нужно обратить осо­

его ребенка и, возможно, принять более активное
участие в его развитии. В беседе особо подчерки­

бое внимание: вам — при корректировке индиви­
дуальной траектории развития ребенка, родите­

вайте достижения ребенка.
• По истечении периода пребывания ребенка в груп­

лям, а также — при необходимости — психологу
или логопеду.
Используйте карты развития для обсуждения с коллегами при проектировании или корректировке ин­
дивидуальных траекторий развития детей.
• Обязательно используйте индивидуальную карту
развития ребенка в беседе с его родителями. Им
будет небезынтересно узнать о способностях сво-

пе отдайте родителям его индивидуальную карту
развития. Не передавайте индивидуальные карты
развития в другую организацию — это неправомерно с точки зрения защиты персональных данных.

© ООО «Издательство «Национальное образование»

Надеемся, что предлагаемое издание
поможет вам в работе с детьми!

*

7
15

2.

3.

4.

5.

i

ж
4

23
31

(V

39

47

6.

55

7.

63

8.

9.

10.

V

f

71

79

11.

87

12.

95

13.

103

14.

15.

•w
in

111

119

© ООО «Издательство «Национальное образова-.'е>

fttvft tvtvtvft'

СТРАНИЦА

a
*tvtvtvtvtvtvtv

1.

СИМВОЛ

л
*a
*a
*a
*d
’ tvа
*tvtv

ФАМИЛИЯ, ИМЯ РЕБЕНКА

a
*

№
n/n

,• и»а
»а
*в
*а
*а
*а
»а
»л
*I’ ft' а
*а
*л
*

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КАРТЫ РАЗВИТИЯ

I
I
I
I
i
I
I
I
I
I
I
I
I

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА РАЗВИТИЯ ЕЯ 7
ФАМИЛИЯ, ИМЯ РЕБЕНКА

ДЕВОЧКА

ПОЛ

мальчик

ДАТА РОЖДЕНИЯ
ВОЗРАСТ (в месяцах)

2

Q

ИЕЗЯ
ИИНмяМшм

1-й ГОД

Шаги развития

5161

4

3

7

8

10

9 l

12

11

18

15

24]Hl 30 I 33 I 36

21

• СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ

С1 • • Эмоционально-личностная сфера
С1.1. Реагирует на лица людей

С1.2 Выражает первичные эмоции, проявляющиеся в выражении
лица (улыбается)

I I I

I

j

|

!

С1.3. Поддерживает зрительный контакт

1

С1.4. Выражает свои чувства при помощи звуков

;

I

1

!

1
i
I

"■

С1.5. Узнает близких людей

•
I

Ad

■

i
1

1

j

j

■

■

i

1

1

© С1.6. Проявляет ответную реакцию на эмоциональное состояние
взрослого

i

С1.7. Четко выражает свои эмоции (радуется, сердится, реагирует
плачем на резкий голос взрослого)

1

1

■

1

С1.8. Проявляет разнообразные мимические, двигательные, голосо­
вые реакции в соответствии со своим эмоциональным состоянием

I

С1.9. Выражает удивление/восторг

С1.10. Проявляет радость/огорчение, связанные
с самостоятельными игровыми действиями

■

С1.11. Начинает понимать эмоциональные состояния другого человека

. ... 1,..... 1...... .

I

С1.12. Сопереживает, сочувствует другим
1

С1.13. Проявляет сочувствие героям сказок, рассказов, мультфильмов

i

1

С1.14. Определяет и выражает словами чувства другого ребенка
(«Аня боится», «Дима радуется»)

■

!

j

С1.15. Различает поощрение и порицание своих действий
взрослыми

J

С1.16. Проявляет чувство стыда

тппI

С1.17. Проявляет чувство гордости за себя (быстрее всех оделся)

(5)

E

j

i

I

I

|

1■
|

1;

j

5

i

1
;
M.i.... i...... .

С1.20. Может возобновлять прерванные действия

С1.21. Проявляет терпение и усидчивость (может выполнять
монотонные действия)
*

1
1
1
* -A
....1.,-,..........
j
1

I
fill
1
|
. ..... L,„;.. .T.jto,.!..

С1.18. Говорит о себе самом в первом лице — «я»

С1.19. Проявляет настойчивость в достижении результата своих
действий без помощи взрослого
I
I
I
I
I
I

•

i

\

L
;
F-

!

I

n
i _

1
£

?

---- i-----1-----

• • Сфера коммуникации
С2.1. Инициирует общение со взрослым, привлекая его внимание

г

i

|

1

1

!

i

голосом или движением
С2.2. Реагирует действиями или эмоциями на общение со взрослым (улы­
бается. активно двигает руками и ногами, протягивает руки к взрослому)
I
I
I
I
I
t
I
I
I
I
I
I
I
i
I
I
I
I

С2.3. Реагирует на свое имя

j
L

С2.4. Ищет утешения, если чем-то расстроен

i

j
1

i

1■

С2.5. Выполняет простые просьбы («дай», «возьми», «помаши ручкой»)

J......

:

С2.6. Следует указаниям взрослого
С2.7. Пытается подражать действиям взрослых

|
1

1

i

i

i

i
!

1..... I... :

: С2.8. Стремится привлечь взрослого к совместным действиям / игре
■
■

;

С2.9. Наблюдает за другими детьми

HL.

1

I

С2.10. Привлекает внимание другого ребенка голосом, движением

••
1Т С2.11. Играет «рядом» со сверстниками

’ Г'

С2.12. Защищает свою собственность
7

С2.13. Включается в игру с другими детьми (прятки, догонялки)
© ООО «Издательство «Национальное образование»

1

1

I
I

■
:

.

8 Я ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА РАЗВИТИЯ

(ПРОДОЛЖЕНИЕ)
ВОЗРАСТ (в месяцах)

Шаги развития

1-й год

2

4

3

6

5

7

9

8

111

10

12

15] 18| 21

24

33 | 36

27]

С2.14. Обменивается игрушками с другими детьми

С2.15. Проявляет готовность помочь сверстнику

ел
тт

С2.16. Делится с другими детьми игрушками, угощением

1

С2.17. Выделяет среди сверстников тех, с кем ему больше всего
нравится общаться, играть

1
< Г ' i

С2.18. Наблюдает за действиями сверстников и подражает им

...... ].......

02.19. Устанавливает контакт с незнакомыми детьми

сз • • Сфера жизненной практики
С3.1. Внимательно рассматривает свои руки

i

i

С3.2. Берет в рот твердые продукты

=

СЗ.З. Держит бутылочку двумя руками без помощи взрослого
С3.4. Пытается самостоятельно есть ложкой

i

С3.5. Пьет из чашки

i

С3.6. Уверенно ест ложкой

..........J. ...L.

.

*

Е

03.7. Пытается есть вилкой
С3.8. Пытается есть и пить самостоятельно

I

С3.9. Пользуется салфеткой

03.10. Указывает на части тела в ответ на вопрос взрослого

V

03.11. Узнает сам себя в зеркале

—i......
03.12. Употребляет свое имя

03.13. Просится на горшок

и

L

i

03.15. В основном контролирует мочевой пузырь

I

■ j

03.16. В основном контролирует кишечник

|

i

i

i

(

i

h

■

:;

■

03.14. Самостоятельно пользуется горшком

03.17. Знает назначение бытовых предметов (расчески, щетки,
полотенца)
!

1
1

03.18. Обращается за помощью к взрослому для того, чтобы
помыли ему руки, почистили зубы
03.19. Самостоятельно моет руки

03.20. Самостоятельно умывается и чистит зубы
03.21. Самостоятельно пользуется расческой
03.22. Обращается за помощью к взрослому, чтобы ему помогли
раздеться/одеться

flyJ

т

I
I
I

j

03.23. Знает, где хранится его одежда и обувь, приносит их туда

L,.

03.24. Может самостоятельно раздеться
!

03.25. Самостоятельно расстегивает пуговицы/молнию/липучки

;

■

03.26. Пытается самостоятельно одеваться (может надеть носки,
футболку, свитер, штанишки, шапку)
03.27. Самостоятельно застегивает пуговицы/молнию/липучки
03.28. Пытается самостоятельно приготовить еду (налить молоко
в стакан, положить сыр на хлеб, насыпать сахар в чай)

г*
ф

03.29. Самостоятельно моет чашку, блюдце, ложки
03.30. Поливает цветы

03.31. Пытается самостоятельно протирать пыль / подметать пол

• ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
П1. С интересом рассматривает игрушки и другие предметы

I

i

П2. Следит за перемещением предметов
<

&

I
I

|

=

ПЗ. Прислушивается к звукам, издаваемым игрушками,
окружающими предметами
П4. Берет предметы/игрушки в руки, обследует их

!

*

1

;

,

)

(

П5. Запоминает игрушки/предметы
© ООО «Издательство «Национальное образсва-

I

S

ФАМИЛИЯ, ИМЯ РЕБЕНКА

.......................... <

Шаги развития

ВОЗРАСТ (в месяцах)

■
2

4

3

1-й год

1

5

6

7

8

101
J

9

П6. Может найти предмет среди других

12

11

15

27 | 30 | 33 | 36

18 | 21 | 24

П7. Узнает предметы на картинках (может показать их по просьбе
взрослого)

П8. Заменяет предметы символами (использует символы в игре)

.4" ?

ив

II

П9. Может выбрать из ряда картинок две одинаковые/похожие
Ml

П10. Различает понятия «большой», «маленький»
П11. Различает понятия «один», «мало», «много», «ничего»

i

П12. Может выделить количество «один», «много»
П13. Понимает соотношение «больше —• меньше»
| П14. Различает понятия «длинный», «короткий»

___ _ I
I

"

|

П15. Проводит сравнения «длиннее — короче», используя прием
наложения
■HBI

П16. Знает понятие «половина» (половина яблока)

-------- J-------- --------- ,--------

П17. Различает понятия «быстро», «медленно»
I П18. Различает понятия «вверху», «внизу», «впереди», «позади»

;

i

■

■

П19. Различает тактильные свойства предметов
(мягкий, твердый, колючий, гладкий)

fill®

П20. Различает размеры предметов, может сортировать предметы
по размеру

1

П21. Различает форму предметов, может сортировать предметы
по форме (4-6 форм)

П22. Различает цвет предметов, может сортировать предметы
по цвету (основные цвета)
П23. Выстраивает последовательность из предметов
(например, от меньшего к большему)

( I П24. Подбирает и подгоняет формы друг под друга
а
(вставляет шаблоны форм в прорези)

И
■

П25. Различает вес предметов (тяжелый, легкий)

IlilliiM

П26. Классифицирует предметы по двум признакам
П27. Пытается определить назначение предметов

П28. Пытается установить принцип действия предметов опытным
путем

1

П29. Проявляет интерес к устройству предметов

1

1

1

1

i

;

ПЗО. Различает материалы, из которых изготовлены предметы
(деревянный, бумажный, стеклянный, металлический)
П31. Сортирует предметы по категориям (фрукты, посуда, цветы
ИТ. п.)
,

|

!

1

■

;

•

■

LU П32. Понимает ход времени в распорядке дня (утро - день - вечер - ночь)
I

133. Знает названия времен года, главные различия между ними

П34. Знает и различает по внешнему виду некоторые овощи и фрукты
I

J

|

L.:

------------------ ------ —-..... —

П35. Различает отдельные явления природы (снег, дождь, град,
ветер)
------------------------------------------------------------------П36. Знает и называет некоторых животных

':44-S^

;

:

1

П37. Наблюдает за птицами, насекомыми, рыбками в аквариуме

■

П38. Знает названия некоторых цветов/деревьев
П39. Знает имена членов своей семьи

.

i

i

I
1
................I............. 4

1

•

i

1

:

:

^

:

|

|

'

П40. Знает название своего города

П41. Знает название улицы, на которой живет

П< РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Ь.. .

'8

- < 1 л

Р1. Реагирует на человеческую речь

л Р2. Гулит (звуки «ооо», «ааа»)
•>))
РЗ. Вокализирует/лепечет

Р4. Ясно понимает свое имя
© ООО «Издательство «Национальное образование»

..

г

|||||

■ill
Г i
i

1

t

i
М

I “
I___

4 in iiiiiiiiia

10 В ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА РАЗВИТИЯ (продолжение)
возраст (в месяцах)

Шаги развития

1-й год

Р5. Адекватно реагирует на слова и фразы, которые
сопровождаются жестами и мимикой («Где мама?»)__________

Р6. Знает названия окружающих предметов и игрушек, показывает
их по просьбе взрослого__________________________________
Р7. Повторяет цепочки звуков («ба-ба-ба»)

Р8. Подражает звукам
Р9. Произносит сочетания слогов

РЮ. Имитирует слова
Р11. Произносит слоги/слогосочетания, соотнося их с конкретным
лицом, действием, предметом______________

Р12. Осознанно использует слова «мама», «папа»
Р13. Говорит не менее 12 слов

Р14. Говорит не менее 30-40 слов
Р15. Комбинирует слова

Р16. Понимает слова, обозначающие способы передвижения
(«бегает», «летает», «плавает»)_______ ___________________
Р17. Говорит о своих действиях

•») Р18. Может выражать просьбы и желания
Р19. Использует в речи различные интонации

Р20. Строит короткие предложения из 2-3 слов («телеграфная речь»

Р21. Говорит до 300 слов

Р22. Строит отдельные предложения из 4 и более слов
Р23. Сопровождает действия речью

Р24. Во время игры разговаривает сам с собой
Р25. Употребляет имена прилагательные

Р26. Говорит целыми предложениями из 3 и более слов

Р27. Употребляет глаголы
Р28. Пытается строить сложные предложения

Р29. Пытается рассказывать о каких-либо событиях

РЗО. Говорит понятно (не только для близких людей, но и посторонних)
Р31. Спрашивает: «Почему?»
Р32. Пытается объяснять причины событий

РЗЗ. Охотно слушает детские стишки, потешки
Р34. Охотно слушает сказки, истории, рассказы

Р35. Заучивает короткие стишки с помощью взрослого
Р36. Говорит о том, что видит на картинке
Р37. Пытается пересказывать сказки, истории, рассказы
Р38. Может устанавливать связь между историями, рассказами
и собственным опытом__________________________________
Р39. Проявляет интерес к буквам как символам, отражающим
определенную информацию
Р40. Знает и различает начертания некоторых букв

Р41. Складывает из букв свое имя

• ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Х1

•• Музыка и танец
Х1.1. Внимательно слушает детские песенки и музыку
Х1.2. Прислушивается к звукам, издаваемым различными
музыкальными инструментами
Х1.3. Узнает знакомые мелодии

)

>

i

!

i

=

t

Х1.4. Подражает звукам музыкальных инструментов
Х1.5. Пытается играть на доступных детских музыкальных
инструментах

■

;

'■

i

I

|

I

I

I

1

\

\

1

© ООО «Издательство «Национал

I
J
ВОЗРАСТ (в месяцах)

1-й год
6 7 8

Шаги развития

2

4

3

5

■

■■■

2-Й
1
10 11 | 12 15 | 18 21

9

24 27 30 I 33 ] 36

X1£ Поет нксте с другими детьми на музыкальных занятиях

I
...............

Х1.7. Хлсгаг в -азоши в такт музыке

Г

Х18 Выполняет заданные движения под музыку
9

. ........
I

кг;<зе’ся под музыку (фантазийный танец)

J

• • Изобразительное искусство, конструирование и моделирование

Х2.1 Рассматривает картинки

!

_

i

Х22 Обводит пальчиком нарисованные изображения

. '.......1.......... i .

. ..J...

ilili

«2 3 Риг.г- -2сотые изобразительные формы карандашом

I

<2.4. Рисует различные изобразительные формы карандашом,
фломастером или мелком

i

*2 5 Подбирает подходящие цвета по образцу

Х2.6 Раскрашивает простые изобразительные формы
карандашами, фломастерами (пытается попасть в контур)

1

,7! _ . .

.

——1---- .----

Х2.7. Пытается пользоваться красками
Х2.8. Раскрашивает простые изобразительные формы красками

Х2.9. Рисует простые изображения красками
Х2.10. Пытается раскрашивать сложные изобразительные формы
■

1

■

I

Х2.11. Отображает в рисунке заданную тему

■ . ..

:

Х2.12. Отображает в рисунке придуманный им самим сюжет
I
i
I
I
i
i
I
I

Л

’

i

=

I

I

j

ill
1И11111Я
__ ......... ...

Х2.13. Лепит из пластилина/глины простые заданные формы
(шарик, колбаску)
Х2.14. Пытается лепить из пластилина/глины цветы, фигурки животных
Х2.15. Делает куличики из песка

'

I

I
I
I
I
I
I
I
I
I
I

■

, ■

Х2.16. Строит простые формы из песка (пирамида, горка)
I
I
I
I
I
I
I
I
I
I
I
I
I
i
I
I
I
I
I
I

1

Х2.17. Пытается строить сложные формы и объекты из песка
(домик, забор, башня)
Х2.18. Самостоятельно играет с кубиками (строит что-то не по образцу)

1
_. /.. L .

Х2.19. Строит из кубиков заданный объект

1

Х2.20. Может собрать простой пазл из 6-8 частей

Х2.21. Дополняет начатую мозаику по образцу
Х2.22. Самостоятельно складывает простую мозаику

i

Х2.23. Собирает детали простого конструктора в предметы
(домик, подъемный кран)

□ • ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Ф1 • • Крупная моторика
Ф1.1. Поднимает голову и грудь, держит голову прямо
Ф1.2. Переворачивается с бока на бок

Ф1.3. Переворачивается со спины на живот и обратно

Ф1.4. Сидит без поддержки

I

-

MM

!
[

1

I

м__

Ii .. i|

i

■
L.:

■

•

L
i

i|

Ф1.5. Ползает в различных направлениях

I

Ф1.6. Передвигается на четвереньках

Ф1.8. Стоит с поддержкой

I
I
I
I
I
I
I
I
I
I
I
I

i

■ .
.......

„„„„„...uf

Ф1.10. Ходит с помощью взрослых

$

Ф1.11. Ходит самостоятельно

Ф1.12. Приседает

Ф1.13. Бегает
Ф1.14. Подпрыгивает на месте, отталкиваясь двумя ногами

I
I

Ф1.15. Перепрыгивает через черту (веревочку)

I
I

i

Ф1.9. Стоит свободно без поддержки

I

Л

- ---

Ф1.7. Поднимается на ноги, держась за опору

I

© ООО «Издательство «Национальное образование»

i

i

я
ИНК
—
---- •----j
1 1
1 - I
i__ I__ 1—-

__ |1__ г
■__
.
! J

ж

В ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА РАЗВИТИЯ

■

(окончание)
ВОЗРАСТ (в месяцах)

Шаги развития

1-й год

2

3

4

5

6

7

2-й год

9

8

12

11

10

15

21

18

27| 30 | 33 | 36

24

1

Ф1.16. Перелезает через небольшие препятствия

■

1

Ф1.17. Преодолевает ступеньку

isJiEiS

.а

ц

Ф1.18. Поднимается и спускается по лестнице приставными шагами

Ф1.19. Поднимается и спускается по лестнице переменными
шагами

?

Ф1.20. Лазает по лестнице (спортивной, игровой)

: 1---- ;---- т---- iillill||
-------■■И
=

Ф1.21. Катит мяч
Ф1.22. Бросает мяч

1
I
j''

:

■

;

Ф1.23. Толкает мяч ногой

Util

Ф1.24. Подбрасывает мяч над головой двумя руками

Ф1.25. Ловит мяч активным захватом

j

■1... 1.... 1

—

S
:

Ф1.26. Хлопает в ладоши

I

Ф1.27. Координирует движения рук и ног в такт (хлопает в ладоши
и притопывает ногами)

Я1

1

Ф1.28. Может ходить по линии

....

Ф1.29. Удерживает равновесие, стоя на одной ноге до 10-15 секунд

\

Ф1.30. Выполняет заданные упражнения во время зарядки

1

.... .

Ф1.31. Скатывается с горки

Ф1.32. Катается на трехколесном велосипеде
Ф1.33. Катается на лыжах/коньках

•

ИЙ -

Ф1.34 Самостоятельно раскачивается на качелях

r—
Ф2 • • Мелкая моторика

I

Ф2.1. Удерживает кольцо

Ф2.2. Хватает предмет (погремушку)

|;

■1111

Ф2.5. Перекладывает предмет из одной руки в другую

Г J
J
___ 1.......1....... ___________
г !
]
.

Ф2.7. Держит в руке несколько предметов одновременно

1

s

Ф2.4. Берет предмет, находящийся на расстоянии, вытянутой рукой

Ф2.6. Берет предмет, применяя «пинцетный захват»
(большим и указательным пальцами)

1

■ ......... \i.........................

i

Ф2.8. Вставляет один предмет в другой (например, шарик в стакан)

i

...... \...... \

■ шея

Ф2.11. Разбирает и собирает пирамидку из 5-7 колец

Ф2.12. Закручивает и откручивает предметы

■
.... < i .1

A Ф2.13. Вынимает предметы из упаковки/емкости и складывает
их обратно (кубики в коробку)

...

Я

1

I

ii

Ф2.14. Вдевает веревку в кольцо

1

♦

Ф2.15. Нанизывает крупные бусины или пуговицы на нитку (шнурок)
Ф2.16. Переливает жидкость из одной емкости в другую
Ф2.17. Использует «щипковый захват» для действий с мелкими
предметами
Ф2.18. Раскладывает и складывает мелкие предметы или детали
предметов

Ф2.19. Держит пальцами карандаш или мелок

. L.. . J.....

j

1 1

1
Ф2.20. Рисует каракули

-1

Ф2.21. Рисует прямую линию по образцу

1

*

Ф2.22. Рисует круг по образцу

Ф2.23. Перелистывает страницы книги по одной

*

lIVi

IV

1

11

Ф2.9. Ставит несколько кубиков друг на друга

Ф2.10. Складывает и соединяет предметы (матрешка, 2-3 кольца
пирамидки)

lm

Ii

!!V

1

5

I

1

Ф2.24. Разворачивает небольшой предмет (конфету) из обертки
Ф2.25. Сгибает лист/полоску бумаги
© ООО «Издательство «Национальное образование*

IV fV
Li IT

J
♦

!

iSiitl
• I

1

•

;

IV IV IV IV IV IV IV IV Л* Л 1
IT ПГ I i IT In lu 11 IK
Щ

Ф2.3. Берет предмет, применяя ладонный захват

L.. . .. . 1

В

ФАМИЛИЯ, ИМЯ РЕБЕНКА

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
Возрастном
период
(мес.)

Выводы и рекомендации по корректировке
траектории развития (при необходимости)

3

6

9

12
*

15

18

© ООО «Издательство «Национальное образование»

Ф. И. О. и должность
наблюдателя

1

14 Q ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ (продолжение)

Возрастной
период
(мес.)

Выводы и рекомендации по корректировке
траектории развития (при необходимости)

Ф.И.О. и должность
наблюдателя

21

24

*

27

30

33

36

© ООО «Издательство «Национальное образе>

127

Справочное издание

КАРТЫ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ О ДО 3 ЛЕТ
Главный редактор И. Федосова

Ответственный редактор В. Щербакова

Художественный редактор О. Медведева

Компьютерная верстка О. Медведева
Корректор Г. Рыженкова

ООО «Издательство «Национальное образование»
1 19021, Москва, ул. Россолимо, д. 17, стр. 1, тел.: +7 (495) 788-00-75(76)
Свои пожелания и предложения по качеству и содержанию книг
Вы можете сообщить по эл. адресу: editorial@n-obr.ru

Подписано в печать 05.06.2017. Формат 60x90/8.
Усл. печ. л. 16,0. Печать офсетная.
Доп. тираж 3000 экз. Заказ №2208-17.
Отпечатано в АО «Кострома».
156010, г. Кострома, ул. Самоковская, 10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».