J
>>*
V f
№
h
Г ФГОС до ]
КАРТЫ
minim
ДЕТЕЙ
ОТ О ДО 3 ЛЕТ
Наименование дошкольной организации
Группа
Старший воспитатель
Воспитатель
Период наблюдения
НАЦИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
МОСКВА, 2017
УДК 373.2
ББК 74.00
К21
«Антология дошкольного образования»
Консультационное и научно-методическое
сопровождение проекта осуществляет
ФГАУ «Федеральный институт развития образования»
Научный руководитель проекта —
академик РАО Александр Григорьевич Асмолов
Апробационное издание
В подготовке издания принимали участие:
авторы проекта — В. К. Загвоздкин, И. Е. Федосова
автор-составитель — Е. Ю. Мишняева
рецензент — кандидат педагогических наук Н. А. Воробьева
оформление серии — О. М. Медведева
К2 1
Карты развития детей от 0 до 3 лет. — М. : Издательство «Национальное образование»,
2017.- 128 с.: ил.
ISBN 978-5-4454-0763-8
Издание предназначено для документирования результатов педагогических наблюдений за
динамикой развития детей от рождения до 3 лет в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).
Карты могут использоваться при организации развивающего оценивания, предусмотренного
Примерной основной образовательной программой дошкольного образования (fgosreestr.ru)
и другими образовательными программами, для наблюдения за индивидуальной траекторией
развития каждого ребенка.
Карты развития содержат методические рекомендации и комплекты бланков для фиксирования
результатов наблюдений с перечнем умений и навыков детей и выделенными возрастными периодами
их первого проявления.
Перечень структурирован по пяти образовательным областям: социально-коммуникативному,
познавательному,
речевому, художественно-эстетическому и физическому развитию —
и сопровождается удобной системой навигации.
Для педагогов дошкольного образования, руководителей организаций, осуществляющих
образовательную деятельность в сфере дошкольного образования, родителей и других лиц,
заинтересованных в детском развитии.
УДК 373.2
ББК 74.00
ISBN 978-5-4454-0763-8
© ООО «Издательство «Национальное образование», 2016
© Серии «Антология дошкольного образования»,
«Вдохновение». ООО «Издательство «Национальное
образование», 2016
СПИСОК ГРУППЫ
No
п/п
Фамилия, имя
Пол
Дата
рождения
Дата
зачисления
в группу
Возраст
в месяцах
(на начало
периода)
Возраст
в месяцах
(на конец
периода)
Особые отметки, примечания
1.
2.
—
а
—
4.
--------------------------------- - -----5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
© ООО «Издательство «Национальное образование»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Карты развития — универсальный компактный инстру
мент, который позволяет проследить развитие ребен
ФАМИЛИЯ, ИМЯ РЕБЕНКА
ка в условиях реализации требований Федерального
ИМИМС
государственного образовательного стандарта до
школьного образования (ФГОС ДО) и с учетом При
ДАТА РОЖДЕНИЯ
мерной основной образовательной программы до
школьного образования (fgosreestr.ru). Вариативность
форм и методов реализации содержания дошколь
ного образования, направленная на индивидуальный
. 1.2. Выражает первичные
ца (улыбается)_______________
подход к оцениванию уровня развития каждого ре
Поддерживает зрительно й •->
бенка, не предполагает фиксирования жестких норм
.4. выражает свои чувства при по
развития в соответствии с возрастом. При этом не
ет близких людей
обходимость системного наблюдения, позволяющего
оявляет ответную реакдг'-:
ГО
зафиксировать наиболее характерные особенности
развития ребенка в каждом возрастном интервале,
существенно
возрастает.
важнейшей задачей
Наблюдение
педагога
и
плачем
становится
выражает свои эмс- ’.- :
резкий голос взросло_
С1.8. Проявляет разнообразные мае
вые реакции в соответствии со се:*ы
приобретает но
С1.9. Выражает удивление/востог
вое качество, смещаясь от контрольно-оценочной
функции к функции сбора информации о ребенке
1.10. Проявляет радость/огорчение :?
самфтоятельными игровыми
£
и проектирования образовательного процесса в со
Начинает понимать эмоцис-*
ответствии с его индивидуальными особенностями.
12. Сопереживает другр-
В основу критериев для интерпретации такого наблю
дения ложатся целевые ориентиры в развитии ребен
ка, которые находят свое отражение в определенных
показателях развития (компетентностях).
>
C2.1S BsfltiwaeriCft« «ру С дауиям деты»»
.. ............................................
Документирование результатов наблюдений всегда
являлось весьма трудоемкой задачей. Карты развития
призваны в максимальной степени снизить объем тру
В целях удобства использования карт области
дозатрат педагога по ведению документации благода
развития подразделяются на направления; области
ря возможности оперативно зафиксировать этот пе
и
риод, когда ребенок явно начал проявлять те или иные
способности (период «устойчивого начала»).
Показателям по каждому из направлений развития
присвоены соответствующие коды, которые могу~
Издание представляет собой комплект индивиду
быть использованы при написании кратких выводов
направления
развития обозначены символа?.*.'
альных карт развития. Комплект предваряется списком
по истечении каждого возрастного периода.
группы, содержащим основные сведения о каждом
ребенке. Каждая индивидуальная карта развития за
у каждого ребенка может происходить в разное
Проявление тех или иных показателей развития
вершается страничками для выводов и рекомендаций.
время, однако знание психолого-возрастных осо
В картах развития определены и структурированы
бенностей детей позволяет устанавливать ориен
конкретные виды поведения и навыки детей в той по
тировочные возрастные интервалы этого проявле
следовательности, в которой они, как правило, форми
ния. В картах развития дается достаточно широки,'*
^диапазон возрастных интервалов^что предоставгя-
руются.
Карты развития не претендуют на представление
ет возможность педагогу при регулярном наблюде
всех показателей, которые могут быть выявлены в ре
нии выявить период «устойчивого начала» проявле
зультате как регулярного наблюдения, так и специ
ния тех или иных показателей развития.
альной диагностики. При этом в них зафиксированы
показатели — «шаги развития», которые в комплексе
могут дать простое, но достаточно емкое представ
ление об «образе» ребенка и динамике его развития
в направлении достижения целевых ориентиров по
каждой из образовательных областей, определен
ных ФГОС ДО: социально-коммуникативному, по
знавательному, речевому, художественно-эстетиче
скому, физическому развитию.
WfOfl
Шаги развития
2j3|4|5|6|7.8
9
-3
-
• СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
•• Эмоционально-личностная сфера
/
С1Л. Реагирует на лица людей
01.2. Выражает первичные эмоции, проявляющиеся в выражении
лица (улыбается)
С1.3. Поддерживает зрительный контакт
01.4. Выражает свои чувства при помощи звуков
I
01.5. Узнает близких людей
i
^*1
01.6. Проявляет ответную реакцию на эмоциональное состояние
взрослого
01.7. Четко выражает свои эмоции (радуется, сердится, реагирует
плачем на резкий голос взрослого)
I
© ООО «Издательство «Национальное образсеа- ^ >
5
РАБОТА С КАРТАМИ РАЗВИТИЯ
СПИСОК ГРУППЫ
Занесите
информацию
о каждом ребенке
на страницы
с индивидуальными
картами
развития
До начала
работы
заполните
титульный лист
и список
Если в вашей группе более 15 детей,
используйте второй журнал.
Используйте карту развития регулярно. Во время
наблюдения за детьми для вас не составит труда
поставить отметку в графе, соответствующей воз
расту ребенка, в котором он начал демонстриро
вать те или иные навыки. Фиксируйте в карте только
период «устойчивого начала» проявления конкрет
ного показателя развития.
Не забывайте записывать краткие выводы по ис
течении каждого возрастного периода и ваши
рекомендации о том, на что нужно обратить осо
его ребенка и, возможно, принять более активное
участие в его развитии. В беседе особо подчерки
бое внимание: вам — при корректировке индиви
дуальной траектории развития ребенка, родите
вайте достижения ребенка.
• По истечении периода пребывания ребенка в груп
лям, а также — при необходимости — психологу
или логопеду.
Используйте карты развития для обсуждения с коллегами при проектировании или корректировке ин
дивидуальных траекторий развития детей.
• Обязательно используйте индивидуальную карту
развития ребенка в беседе с его родителями. Им
будет небезынтересно узнать о способностях сво-
пе отдайте родителям его индивидуальную карту
развития. Не передавайте индивидуальные карты
развития в другую организацию — это неправомерно с точки зрения защиты персональных данных.
© ООО «Издательство «Национальное образование»
Надеемся, что предлагаемое издание
поможет вам в работе с детьми!
*
7
15
2.
3.
4.
5.
i
ж
4
23
31
(V
39
47
6.
55
7.
63
8.
9.
10.
V
f
71
79
11.
87
12.
95
13.
103
14.
15.
•w
in
111
119
© ООО «Издательство «Национальное образова-.'е>
fttvft tvtvtvft'
СТРАНИЦА
a
*tvtvtvtvtvtvtv
1.
СИМВОЛ
л
*a
*a
*a
*d
’ tvа
*tvtv
ФАМИЛИЯ, ИМЯ РЕБЕНКА
a
*
№
n/n
,• и»а
»а
*в
*а
*а
*а
»а
»л
*I’ ft' а
*а
*л
*
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КАРТЫ РАЗВИТИЯ
I
I
I
I
i
I
I
I
I
I
I
I
I
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА РАЗВИТИЯ ЕЯ 7
ФАМИЛИЯ, ИМЯ РЕБЕНКА
ДЕВОЧКА
ПОЛ
мальчик
ДАТА РОЖДЕНИЯ
ВОЗРАСТ (в месяцах)
2
Q
ИЕЗЯ
ИИНмяМшм
1-й ГОД
Шаги развития
5161
4
3
7
8
10
9 l
12
11
18
15
24]Hl 30 I 33 I 36
21
• СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
С1 • • Эмоционально-личностная сфера
С1.1. Реагирует на лица людей
С1.2 Выражает первичные эмоции, проявляющиеся в выражении
лица (улыбается)
I I I
I
j
|
!
С1.3. Поддерживает зрительный контакт
1
С1.4. Выражает свои чувства при помощи звуков
;
I
1
!
1
i
I
"■
С1.5. Узнает близких людей
•
I
Ad
■
i
1
1
j
j
■
■
i
1
1
© С1.6. Проявляет ответную реакцию на эмоциональное состояние
взрослого
i
С1.7. Четко выражает свои эмоции (радуется, сердится, реагирует
плачем на резкий голос взрослого)
1
1
■
1
С1.8. Проявляет разнообразные мимические, двигательные, голосо
вые реакции в соответствии со своим эмоциональным состоянием
I
С1.9. Выражает удивление/восторг
С1.10. Проявляет радость/огорчение, связанные
с самостоятельными игровыми действиями
■
С1.11. Начинает понимать эмоциональные состояния другого человека
. ... 1,..... 1...... .
I
С1.12. Сопереживает, сочувствует другим
1
С1.13. Проявляет сочувствие героям сказок, рассказов, мультфильмов
i
1
С1.14. Определяет и выражает словами чувства другого ребенка
(«Аня боится», «Дима радуется»)
■
!
j
С1.15. Различает поощрение и порицание своих действий
взрослыми
J
С1.16. Проявляет чувство стыда
тппI
С1.17. Проявляет чувство гордости за себя (быстрее всех оделся)
(5)
E
j
i
I
I
|
1■
|
1;
j
5
i
1
;
M.i.... i...... .
С1.20. Может возобновлять прерванные действия
С1.21. Проявляет терпение и усидчивость (может выполнять
монотонные действия)
*
1
1
1
* -A
....1.,-,..........
j
1
I
fill
1
|
. ..... L,„;.. .T.jto,.!..
С1.18. Говорит о себе самом в первом лице — «я»
С1.19. Проявляет настойчивость в достижении результата своих
действий без помощи взрослого
I
I
I
I
I
I
•
i
\
L
;
F-
!
I
n
i _
1
£
?
---- i-----1-----
• • Сфера коммуникации
С2.1. Инициирует общение со взрослым, привлекая его внимание
г
i
|
1
1
!
i
голосом или движением
С2.2. Реагирует действиями или эмоциями на общение со взрослым (улы
бается. активно двигает руками и ногами, протягивает руки к взрослому)
I
I
I
I
I
t
I
I
I
I
I
I
I
i
I
I
I
I
С2.3. Реагирует на свое имя
j
L
С2.4. Ищет утешения, если чем-то расстроен
i
j
1
i
1■
С2.5. Выполняет простые просьбы («дай», «возьми», «помаши ручкой»)
J......
:
С2.6. Следует указаниям взрослого
С2.7. Пытается подражать действиям взрослых
|
1
1
i
i
i
i
!
1..... I... :
: С2.8. Стремится привлечь взрослого к совместным действиям / игре
■
■
;
С2.9. Наблюдает за другими детьми
HL.
1
I
С2.10. Привлекает внимание другого ребенка голосом, движением
••
1Т С2.11. Играет «рядом» со сверстниками
’ Г'
С2.12. Защищает свою собственность
7
С2.13. Включается в игру с другими детьми (прятки, догонялки)
© ООО «Издательство «Национальное образование»
1
1
I
I
■
:
.
8 Я ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА РАЗВИТИЯ
(ПРОДОЛЖЕНИЕ)
ВОЗРАСТ (в месяцах)
Шаги развития
1-й год
2
4
3
6
5
7
9
8
111
10
12
15] 18| 21
24
33 | 36
27]
С2.14. Обменивается игрушками с другими детьми
С2.15. Проявляет готовность помочь сверстнику
ел
тт
С2.16. Делится с другими детьми игрушками, угощением
1
С2.17. Выделяет среди сверстников тех, с кем ему больше всего
нравится общаться, играть
1
< Г ' i
С2.18. Наблюдает за действиями сверстников и подражает им
...... ].......
02.19. Устанавливает контакт с незнакомыми детьми
сз • • Сфера жизненной практики
С3.1. Внимательно рассматривает свои руки
i
i
С3.2. Берет в рот твердые продукты
=
СЗ.З. Держит бутылочку двумя руками без помощи взрослого
С3.4. Пытается самостоятельно есть ложкой
i
С3.5. Пьет из чашки
i
С3.6. Уверенно ест ложкой
..........J. ...L.
.
*
Е
03.7. Пытается есть вилкой
С3.8. Пытается есть и пить самостоятельно
I
С3.9. Пользуется салфеткой
03.10. Указывает на части тела в ответ на вопрос взрослого
V
03.11. Узнает сам себя в зеркале
—i......
03.12. Употребляет свое имя
03.13. Просится на горшок
и
L
i
03.15. В основном контролирует мочевой пузырь
I
■ j
03.16. В основном контролирует кишечник
|
i
i
i
(
i
h
■
:;
■
03.14. Самостоятельно пользуется горшком
03.17. Знает назначение бытовых предметов (расчески, щетки,
полотенца)
!
1
1
03.18. Обращается за помощью к взрослому для того, чтобы
помыли ему руки, почистили зубы
03.19. Самостоятельно моет руки
03.20. Самостоятельно умывается и чистит зубы
03.21. Самостоятельно пользуется расческой
03.22. Обращается за помощью к взрослому, чтобы ему помогли
раздеться/одеться
flyJ
т
I
I
I
j
03.23. Знает, где хранится его одежда и обувь, приносит их туда
L,.
03.24. Может самостоятельно раздеться
!
03.25. Самостоятельно расстегивает пуговицы/молнию/липучки
;
■
03.26. Пытается самостоятельно одеваться (может надеть носки,
футболку, свитер, штанишки, шапку)
03.27. Самостоятельно застегивает пуговицы/молнию/липучки
03.28. Пытается самостоятельно приготовить еду (налить молоко
в стакан, положить сыр на хлеб, насыпать сахар в чай)
г*
ф
03.29. Самостоятельно моет чашку, блюдце, ложки
03.30. Поливает цветы
03.31. Пытается самостоятельно протирать пыль / подметать пол
• ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
П1. С интересом рассматривает игрушки и другие предметы
I
i
П2. Следит за перемещением предметов
<
&
I
I
|
=
ПЗ. Прислушивается к звукам, издаваемым игрушками,
окружающими предметами
П4. Берет предметы/игрушки в руки, обследует их
!
*
1
;
,
)
(
П5. Запоминает игрушки/предметы
© ООО «Издательство «Национальное образсва-
I
S
ФАМИЛИЯ, ИМЯ РЕБЕНКА
.......................... <
Шаги развития
ВОЗРАСТ (в месяцах)
■
2
4
3
1-й год
1
5
6
7
8
101
J
9
П6. Может найти предмет среди других
12
11
15
27 | 30 | 33 | 36
18 | 21 | 24
П7. Узнает предметы на картинках (может показать их по просьбе
взрослого)
П8. Заменяет предметы символами (использует символы в игре)
.4" ?
ив
II
П9. Может выбрать из ряда картинок две одинаковые/похожие
Ml
П10. Различает понятия «большой», «маленький»
П11. Различает понятия «один», «мало», «много», «ничего»
i
П12. Может выделить количество «один», «много»
П13. Понимает соотношение «больше —• меньше»
| П14. Различает понятия «длинный», «короткий»
___ _ I
I
"
|
П15. Проводит сравнения «длиннее — короче», используя прием
наложения
■HBI
П16. Знает понятие «половина» (половина яблока)
-------- J-------- --------- ,--------
П17. Различает понятия «быстро», «медленно»
I П18. Различает понятия «вверху», «внизу», «впереди», «позади»
;
i
■
■
П19. Различает тактильные свойства предметов
(мягкий, твердый, колючий, гладкий)
fill®
П20. Различает размеры предметов, может сортировать предметы
по размеру
1
П21. Различает форму предметов, может сортировать предметы
по форме (4-6 форм)
П22. Различает цвет предметов, может сортировать предметы
по цвету (основные цвета)
П23. Выстраивает последовательность из предметов
(например, от меньшего к большему)
( I П24. Подбирает и подгоняет формы друг под друга
а
(вставляет шаблоны форм в прорези)
И
■
П25. Различает вес предметов (тяжелый, легкий)
IlilliiM
П26. Классифицирует предметы по двум признакам
П27. Пытается определить назначение предметов
П28. Пытается установить принцип действия предметов опытным
путем
1
П29. Проявляет интерес к устройству предметов
1
1
1
1
i
;
ПЗО. Различает материалы, из которых изготовлены предметы
(деревянный, бумажный, стеклянный, металлический)
П31. Сортирует предметы по категориям (фрукты, посуда, цветы
ИТ. п.)
,
|
!
1
■
;
•
■
LU П32. Понимает ход времени в распорядке дня (утро - день - вечер - ночь)
I
133. Знает названия времен года, главные различия между ними
П34. Знает и различает по внешнему виду некоторые овощи и фрукты
I
J
|
L.:
------------------ ------ —-..... —
П35. Различает отдельные явления природы (снег, дождь, град,
ветер)
------------------------------------------------------------------П36. Знает и называет некоторых животных
':44-S^
;
:
1
П37. Наблюдает за птицами, насекомыми, рыбками в аквариуме
■
П38. Знает названия некоторых цветов/деревьев
П39. Знает имена членов своей семьи
.
i
i
I
1
................I............. 4
1
•
i
1
:
:
^
:
|
|
'
П40. Знает название своего города
П41. Знает название улицы, на которой живет
П< РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Ь.. .
'8
- < 1 л
Р1. Реагирует на человеческую речь
л Р2. Гулит (звуки «ооо», «ааа»)
•>))
РЗ. Вокализирует/лепечет
Р4. Ясно понимает свое имя
© ООО «Издательство «Национальное образование»
..
г
|||||
■ill
Г i
i
1
t
i
М
I “
I___
4 in iiiiiiiiia
10 В ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА РАЗВИТИЯ (продолжение)
возраст (в месяцах)
Шаги развития
1-й год
Р5. Адекватно реагирует на слова и фразы, которые
сопровождаются жестами и мимикой («Где мама?»)__________
Р6. Знает названия окружающих предметов и игрушек, показывает
их по просьбе взрослого__________________________________
Р7. Повторяет цепочки звуков («ба-ба-ба»)
Р8. Подражает звукам
Р9. Произносит сочетания слогов
РЮ. Имитирует слова
Р11. Произносит слоги/слогосочетания, соотнося их с конкретным
лицом, действием, предметом______________
Р12. Осознанно использует слова «мама», «папа»
Р13. Говорит не менее 12 слов
Р14. Говорит не менее 30-40 слов
Р15. Комбинирует слова
Р16. Понимает слова, обозначающие способы передвижения
(«бегает», «летает», «плавает»)_______ ___________________
Р17. Говорит о своих действиях
•») Р18. Может выражать просьбы и желания
Р19. Использует в речи различные интонации
Р20. Строит короткие предложения из 2-3 слов («телеграфная речь»
Р21. Говорит до 300 слов
Р22. Строит отдельные предложения из 4 и более слов
Р23. Сопровождает действия речью
Р24. Во время игры разговаривает сам с собой
Р25. Употребляет имена прилагательные
Р26. Говорит целыми предложениями из 3 и более слов
Р27. Употребляет глаголы
Р28. Пытается строить сложные предложения
Р29. Пытается рассказывать о каких-либо событиях
РЗО. Говорит понятно (не только для близких людей, но и посторонних)
Р31. Спрашивает: «Почему?»
Р32. Пытается объяснять причины событий
РЗЗ. Охотно слушает детские стишки, потешки
Р34. Охотно слушает сказки, истории, рассказы
Р35. Заучивает короткие стишки с помощью взрослого
Р36. Говорит о том, что видит на картинке
Р37. Пытается пересказывать сказки, истории, рассказы
Р38. Может устанавливать связь между историями, рассказами
и собственным опытом__________________________________
Р39. Проявляет интерес к буквам как символам, отражающим
определенную информацию
Р40. Знает и различает начертания некоторых букв
Р41. Складывает из букв свое имя
• ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Х1
•• Музыка и танец
Х1.1. Внимательно слушает детские песенки и музыку
Х1.2. Прислушивается к звукам, издаваемым различными
музыкальными инструментами
Х1.3. Узнает знакомые мелодии
)
>
i
!
i
=
t
Х1.4. Подражает звукам музыкальных инструментов
Х1.5. Пытается играть на доступных детских музыкальных
инструментах
■
;
'■
i
I
|
I
I
I
1
\
\
1
© ООО «Издательство «Национал
I
J
ВОЗРАСТ (в месяцах)
1-й год
6 7 8
Шаги развития
2
4
3
5
■
■■■
2-Й
1
10 11 | 12 15 | 18 21
9
24 27 30 I 33 ] 36
X1£ Поет нксте с другими детьми на музыкальных занятиях
I
...............
Х1.7. Хлсгаг в -азоши в такт музыке
Г
Х18 Выполняет заданные движения под музыку
9
. ........
I
кг;<зе’ся под музыку (фантазийный танец)
J
• • Изобразительное искусство, конструирование и моделирование
Х2.1 Рассматривает картинки
!
_
i
Х22 Обводит пальчиком нарисованные изображения
. '.......1.......... i .
. ..J...
ilili
«2 3 Риг.г- -2сотые изобразительные формы карандашом
I
<2.4. Рисует различные изобразительные формы карандашом,
фломастером или мелком
i
*2 5 Подбирает подходящие цвета по образцу
Х2.6 Раскрашивает простые изобразительные формы
карандашами, фломастерами (пытается попасть в контур)
1
,7! _ . .
.
——1---- .----
Х2.7. Пытается пользоваться красками
Х2.8. Раскрашивает простые изобразительные формы красками
Х2.9. Рисует простые изображения красками
Х2.10. Пытается раскрашивать сложные изобразительные формы
■
1
■
I
Х2.11. Отображает в рисунке заданную тему
■ . ..
:
Х2.12. Отображает в рисунке придуманный им самим сюжет
I
i
I
I
i
i
I
I
Л
’
i
=
I
I
j
ill
1И11111Я
__ ......... ...
Х2.13. Лепит из пластилина/глины простые заданные формы
(шарик, колбаску)
Х2.14. Пытается лепить из пластилина/глины цветы, фигурки животных
Х2.15. Делает куличики из песка
'
I
I
I
I
I
I
I
I
I
I
I
■
, ■
Х2.16. Строит простые формы из песка (пирамида, горка)
I
I
I
I
I
I
I
I
I
I
I
I
I
i
I
I
I
I
I
I
1
Х2.17. Пытается строить сложные формы и объекты из песка
(домик, забор, башня)
Х2.18. Самостоятельно играет с кубиками (строит что-то не по образцу)
1
_. /.. L .
Х2.19. Строит из кубиков заданный объект
1
Х2.20. Может собрать простой пазл из 6-8 частей
Х2.21. Дополняет начатую мозаику по образцу
Х2.22. Самостоятельно складывает простую мозаику
i
Х2.23. Собирает детали простого конструктора в предметы
(домик, подъемный кран)
□ • ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Ф1 • • Крупная моторика
Ф1.1. Поднимает голову и грудь, держит голову прямо
Ф1.2. Переворачивается с бока на бок
Ф1.3. Переворачивается со спины на живот и обратно
Ф1.4. Сидит без поддержки
I
-
MM
!
[
1
I
м__
Ii .. i|
i
■
L.:
■
•
L
i
i|
Ф1.5. Ползает в различных направлениях
I
Ф1.6. Передвигается на четвереньках
Ф1.8. Стоит с поддержкой
I
I
I
I
I
I
I
I
I
I
I
I
i
■ .
.......
„„„„„...uf
Ф1.10. Ходит с помощью взрослых
$
Ф1.11. Ходит самостоятельно
Ф1.12. Приседает
Ф1.13. Бегает
Ф1.14. Подпрыгивает на месте, отталкиваясь двумя ногами
I
I
Ф1.15. Перепрыгивает через черту (веревочку)
I
I
i
Ф1.9. Стоит свободно без поддержки
I
Л
- ---
Ф1.7. Поднимается на ноги, держась за опору
I
© ООО «Издательство «Национальное образование»
i
i
я
ИНК
—
---- •----j
1 1
1 - I
i__ I__ 1—-
__ |1__ г
■__
.
! J
ж
В ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА РАЗВИТИЯ
■
(окончание)
ВОЗРАСТ (в месяцах)
Шаги развития
1-й год
2
3
4
5
6
7
2-й год
9
8
12
11
10
15
21
18
27| 30 | 33 | 36
24
1
Ф1.16. Перелезает через небольшие препятствия
■
1
Ф1.17. Преодолевает ступеньку
isJiEiS
.а
ц
Ф1.18. Поднимается и спускается по лестнице приставными шагами
Ф1.19. Поднимается и спускается по лестнице переменными
шагами
?
Ф1.20. Лазает по лестнице (спортивной, игровой)
: 1---- ;---- т---- iillill||
-------■■И
=
Ф1.21. Катит мяч
Ф1.22. Бросает мяч
1
I
j''
:
■
;
Ф1.23. Толкает мяч ногой
Util
Ф1.24. Подбрасывает мяч над головой двумя руками
Ф1.25. Ловит мяч активным захватом
j
■1... 1.... 1
—
S
:
Ф1.26. Хлопает в ладоши
I
Ф1.27. Координирует движения рук и ног в такт (хлопает в ладоши
и притопывает ногами)
Я1
1
Ф1.28. Может ходить по линии
....
Ф1.29. Удерживает равновесие, стоя на одной ноге до 10-15 секунд
\
Ф1.30. Выполняет заданные упражнения во время зарядки
1
.... .
Ф1.31. Скатывается с горки
Ф1.32. Катается на трехколесном велосипеде
Ф1.33. Катается на лыжах/коньках
•
ИЙ -
Ф1.34 Самостоятельно раскачивается на качелях
r—
Ф2 • • Мелкая моторика
I
Ф2.1. Удерживает кольцо
Ф2.2. Хватает предмет (погремушку)
|;
■1111
Ф2.5. Перекладывает предмет из одной руки в другую
Г J
J
___ 1.......1....... ___________
г !
]
.
Ф2.7. Держит в руке несколько предметов одновременно
1
s
Ф2.4. Берет предмет, находящийся на расстоянии, вытянутой рукой
Ф2.6. Берет предмет, применяя «пинцетный захват»
(большим и указательным пальцами)
1
■ ......... \i.........................
i
Ф2.8. Вставляет один предмет в другой (например, шарик в стакан)
i
...... \...... \
■ шея
Ф2.11. Разбирает и собирает пирамидку из 5-7 колец
Ф2.12. Закручивает и откручивает предметы
■
.... < i .1
A Ф2.13. Вынимает предметы из упаковки/емкости и складывает
их обратно (кубики в коробку)
...
Я
1
I
ii
Ф2.14. Вдевает веревку в кольцо
1
♦
Ф2.15. Нанизывает крупные бусины или пуговицы на нитку (шнурок)
Ф2.16. Переливает жидкость из одной емкости в другую
Ф2.17. Использует «щипковый захват» для действий с мелкими
предметами
Ф2.18. Раскладывает и складывает мелкие предметы или детали
предметов
Ф2.19. Держит пальцами карандаш или мелок
. L.. . J.....
j
1 1
1
Ф2.20. Рисует каракули
-1
Ф2.21. Рисует прямую линию по образцу
1
*
Ф2.22. Рисует круг по образцу
Ф2.23. Перелистывает страницы книги по одной
*
lIVi
IV
1
11
Ф2.9. Ставит несколько кубиков друг на друга
Ф2.10. Складывает и соединяет предметы (матрешка, 2-3 кольца
пирамидки)
lm
Ii
!!V
1
5
I
1
Ф2.24. Разворачивает небольшой предмет (конфету) из обертки
Ф2.25. Сгибает лист/полоску бумаги
© ООО «Издательство «Национальное образование*
IV fV
Li IT
J
♦
!
iSiitl
• I
1
•
;
IV IV IV IV IV IV IV IV Л* Л 1
IT ПГ I i IT In lu 11 IK
Щ
Ф2.3. Берет предмет, применяя ладонный захват
L.. . .. . 1
В
ФАМИЛИЯ, ИМЯ РЕБЕНКА
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
Возрастном
период
(мес.)
Выводы и рекомендации по корректировке
траектории развития (при необходимости)
3
6
9
12
*
15
18
© ООО «Издательство «Национальное образование»
Ф. И. О. и должность
наблюдателя
1
14 Q ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ (продолжение)
Возрастной
период
(мес.)
Выводы и рекомендации по корректировке
траектории развития (при необходимости)
Ф.И.О. и должность
наблюдателя
21
24
*
27
30
33
36
© ООО «Издательство «Национальное образе>
127
Справочное издание
КАРТЫ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ О ДО 3 ЛЕТ
Главный редактор И. Федосова
Ответственный редактор В. Щербакова
Художественный редактор О. Медведева
Компьютерная верстка О. Медведева
Корректор Г. Рыженкова
ООО «Издательство «Национальное образование»
1 19021, Москва, ул. Россолимо, д. 17, стр. 1, тел.: +7 (495) 788-00-75(76)
Свои пожелания и предложения по качеству и содержанию книг
Вы можете сообщить по эл. адресу: editorial@n-obr.ru
Подписано в печать 05.06.2017. Формат 60x90/8.
Усл. печ. л. 16,0. Печать офсетная.
Доп. тираж 3000 экз. Заказ №2208-17.
Отпечатано в АО «Кострома».
156010, г. Кострома, ул. Самоковская, 10